Решение проблемы упраления знаниями отодвинулось до лучших времен — тех времен, когда и представители предприятий, и продавцы услуг и решений осознают, что управление знаниями, клиентами, поставщиками, предприятием в целом начинается с головы менеджера, с его менталитета.
Управление знаниями — весьма прагматическая дисциплина, требующая прежде всего организационных усилий. Вот несколько примеров ее применения.
Оргструктура и бизнес-процессы. Не зря, чтобы повысить эффективность управления предприятием, его топ-менеджеры и владельцы строят описания организационной структуры и бизнес-процессов (по сути, формализуют соответствующие знания). При их анализе нередко обнаруживаются дублирующие структуры и исполнители, неоптимальные бизнес-процессы и пр. Разумеется, эти знания жизненно необходимы и для проведения организационных изменений в компании, и для подготовки бизнес-планов для потенциальных инвесторов.
Сотрудники. Необходимо знать, какими навыками, компетенцией и опытом обладают отдельные сотрудники, в решении каких вопросов они способны помочь своим коллегам и руководителям компании, какую информацию они могут получить через своих друзей и знакомых.
Производство. В производственных процессах любого предприятия достаточно нюансов. Очень важно если не полностью формализовать знания о них, то хотя бы понять, где эти знания хранятся или кто из сотрудников ими располагает.
Продажи и закупки. Сотрудникам любого отдела продаж необходимо иметь достаточно полную информацию о продуктах и услугах, которыми они торгуют, об их свойствах, о конкурирующих и смежных товарах и услугах. Соответствующими знаниями должны поделиться те, кто разрабатывает, формирует и создает продукты и услуги. В свою очередь, те, кто отвечает за закупки, должны четко представлять себе, что именно, в каком объеме, кому, и в какие сроки необходимо предоставить. Информацию обо всем этом должны передать внутренние потребители материальных и иных ресурсов.
Накопление опыта. В процессе реализации проектов, в ходе оказания различных услуг и пр. нередко приходится сталкиваться с повторяющимися или схожими проблемами. Предприятия, которые ведут «летописи» проблем и опыта их решения, существенно экономят время и деньги, не тратя их на повторное решение подобных проблем.
Бизнес-разведка. Необходимо отслеживать публикации и слухи, чтобы хорошо представлять себе потребности, возможности и тенденции рынка, а также особенности конкурентной борьбы в отдельных нишах, которые интересуют предприятие.
Партнеры и клиенты. Менеджерам нужно иметь достаточно информации о том, где и на каких условиях они могут разместить заказы на различные виды материалов, товаров, услуг, субподрядных работ, которые требуются предприятию, кому и как они могут продать товары и услуги, которые компания производит. Важно также понимать, что можно ожидать от поставщиков, клиентов и партнеров, с которыми предприятие работает или планирует сотрудничать. Все эти знания необходимо накапливать заранее, поскольку в момент, когда они потребуются, у компании может не оказаться времени на их поиск и сбор.
Для успеха бизнеса предприятия очень важно понять, что всем, кто располагает полезной информацией, необходимо делиться ею с теми, кому она может быть полезна для выполнения их обязанностей. Этого невозможно добиться с помощью ИТ. Требуется практический менеджмент. Разумеется, экспертиза ИТ-руководителя в области управления информацией и ИТ-поддержки обмена знаниями также необходима. Более того, она бесценна.