Результаты опроса State of the CIO 2004

Нагрузки на вас велики как никогда, давление с требованием дополнительно снизить расходы превышает все мыслимые пределы, а отношения с коллегами хорошо было бы и улучшить. Среди положительных моментов можно отметить планируемое увеличение штата, а также то, что генеральный директор, возможно, доверяет вам —и информационной службе в целом — в большей степени, чем вам представляется.

Кто вы

Покажите, что с деньгами

Число руководителей информационных служб, подчиненных финансовому директору, неуклонно растет. За последние три года их доля увеличилась с 11 до 30%. Данная тенденция особенно ярко проявляется в производственном секторе, жесткие рамки которого оставляют очень мало пространства для рационализации процедур на основе использования новых информационных технологий. Что касается компаний, работающих в области финансовых услуг и страхования, здесь лишь 16% директоров информационных служб подотчетны финансовому директору.

Директор информационной службы должен хорошо знать бизнес, и техническая ориентация его менталитета не мешает этому

Не информационными технологиями едиными

ИТ продолжают оставаться основной специализацией директоров информационных служб, но вместе с тем многие из них имеют опыт консультационной деятельности, ведения деловых операций, администрирования и даже обладают знаниями в области финансового и бухгалтерского учета. Результаты опроса отражают существующий спрос на соответствующие роли.

Ваша ИТ-служба

Скрытый спрос

В предстоящем году у вас есть основания чуть более оптимистично расценивать шансы на расширение штата. Почти половина директоров информационных служб сообщили о планируемом увеличении числа сотрудников информационной службы.

Сегодня почти на всех уровнях существует скрытый спрос на работников практически всех специальностей, связанных с ИТ.

Положение дел с аутсорсингом

К аутсорсингу, как и прежде, проявляется интерес, но никакого ажиотажа при этом не ощущается: 80% из вас передает часть функций местным поставщикам услуг аутсорсинга или заключает договора с компаниями, специализирующимися на решении соответствующих задач. В среднем около 20% персонала работает за пределами организации. Но следует отметить, что 76% из вас не собирается передавать функции ИТ-службы представителям других стран.

Как вы выполняете свою работу

Труд тяжел, результаты сомнительны

Больше всего времени у вас уходит на то, чтобы наладить взаимодействие с представителями основного бизнеса. Вы по-прежнему боретесь за разумное и обоснованное финансирование информационной службы в соответствии со стратегией дальнейшего развития организации. Но, к сожалению, тяжелый труд не всегда соответствующим образом оплачивается.

Оценка эффективности

Определение перечня основных приоритетов направлено на то, чтобы сократить число решаемых вами задач. Только после составления такого списка можно задумываться об увеличении доходов и повышении конкурентоспособности организации за счет использования передовых информационных технологий.

Управление затратами на ИТ вы осуществляете совместно с представителями основного бизнеса 56%

Ответственность за окупаемость инвестиций в ИТ вы несете вместе с представителями основного бизнеса 47%

Влияние ИТ

Вы не всегда можете получить то, что хотите

Большинство директоров информационных служб полагают, что ИТ должны двигать бизнес вперед, а не просто поддерживать его. Но до тех пор, пока состояние экономики не улучшится, основной вклад информационных технологий по-прежнему будет заключаться в снижении затрат.

Задачи ИТ-службы с точки зрения генерального директора

Результаты опроса руководителей предприятий

Работайте с тем, что у вас есть

Генеральному директору хочется, чтобы вы выжали максимум возможного из существующих ИТ-систем. К числу приоритетных задач относятся интеграция, обеспечение сбалансированности и повышение эффективности. Одновременно от руководителя ИТ-службы ждут сокращения расходов. И лишь затем в списке приоритетов стоят увеличение доходов и повышение конкурентоспособности.

ИТ отводится важная роль — но лишь теоретически

Генеральный директор относит информационные технологии к одному из важных направлений деятельности предприятия, но вот реальные действия ИТ-службы он оценивает далеко не так оптимистично. Согласно утверждениям генеральных директоров, присутствие руководителя информационной службы в команде топ-менеджмента весьма желательно. Не менее важны и конструктивные взаимоотношения между директором ИТ-службы и другими представителями высшего руководства. Но в отличие от руководителей информационных служб мало кто из генеральных директоров считает, что ИТ-служба уже сейчас хорошо справляется с возложенными на нее задачами.


Положение директора информационной службы.

Методология оценки

Третий ежегодный опрос «The State of the CIO» («Положение директора информационной службы») проводился в электронной форме в середине 2004 года. Из числа подписчиков CIO Magazine случайным образом был отобран ряд директоров информационных служб, технических директоров и вице-президентов, отвечающих за сектор ИТ. Им были разосланы соответствующие приглашения. Результаты исследования являются статистически верными и отражают мнение 544 руководителей информационных служб компаний, представляющих самые разные отрасли. Статистическая погрешность приведенных данных не превышает 4%.

В исследовании затрагивались темы построения карьеры, должностных полномочий, выплачиваемого вознаграждения и отношений подчиненности. Выяснялось, какие требования предъявляются к директору информационной службы и как он выполняет свою работу: каков его багаж знаний, как распределяется время, как расставляются приоритеты и какие возникают трудности. В обзоре обобщен передовой опыт управления информационной службой и налаживания взаимоотношений с основными подразделениями.

Примерно 25% участников опроса работают в небольших организациях (с годовым оборотом до 100 млн. долл.), 52% — в организациях среднего масштаба (с годовым оборотом от 101 млн. долл. до 999 млн. долл.), 14% — в крупных организациях (с оборотом от 1 млрд. долл. до 4,9 млрд. долл.) и 9% — в очень крупных (с годовым оборотом от 5 млрд. долл. и выше). Компании, в которых работают респонденты, представляют самые разные отрасли. Это производство (18%), здравоохранение (12%), оптовая и розничная торговля (10%), федеральные, региональные и местные органы власти, а также военная область (9%), страхование, недвижимость и юриспруденция (7%), компьютерная сфера (7%), финансы (6%), транспорт и коммунальные услуги (6%), образование (6%), а также ряд других (17%).

Параллельно с данным опросом была сделана попытка выяснить, как работа руководителей информационных служб оценивается генеральными директорами. Сорок генеральных директоров предприятий ответили на вопросы, призванные уточнить роль ИТ-служб в компании и их основные задачи. Руководители информационных служб не имели доступа к ответам, присланным генеральными директорами. Среди участвовавших в опросе генеральных директоров 43% представляли небольшие организации, 36% — организации среднего звена и 26% — крупные организации (с годовым оборотом, превышающим 1 млрд. долл.).

Получить точные цифры распределения ответов на каждый из вопросов в количественном выражении и заказать копию исследовательского отчета The State of the CIO можно по адресу www.cio.com/state


Edward Prewitt, Lorraine Cosgrove. It's All About You. CIO Magazine, October 1, 2004