Результаты опроса State of the CIO 2004
Нагрузки на вас велики как никогда, давление с требованием дополнительно снизить расходы превышает все мыслимые пределы, а отношения с коллегами хорошо было бы и улучшить. Среди положительных моментов можно отметить планируемое увеличение штата, а также то, что генеральный директор, возможно, доверяет вам —и информационной службе в целом — в большей степени, чем вам представляется.
Кто вы
Покажите, что с деньгами
![](http://www.osp.ru/data/013/524/1234/032_1.gif)
![](http://www.osp.ru/data/923/523/1234/032_2.gif)
![](http://www.osp.ru/data/921/523/1234/032_3.gif)
Число руководителей информационных служб, подчиненных финансовому директору, неуклонно растет. За последние три года их доля увеличилась с 11 до 30%. Данная тенденция особенно ярко проявляется в производственном секторе, жесткие рамки которого оставляют очень мало пространства для рационализации процедур на основе использования новых информационных технологий. Что касается компаний, работающих в области финансовых услуг и страхования, здесь лишь 16% директоров информационных служб подотчетны финансовому директору.
Директор информационной службы должен хорошо знать бизнес, и техническая ориентация его менталитета не мешает этому
Не информационными технологиями едиными
![](http://www.osp.ru/data/927/523/1234/032_4.gif)
![](http://www.osp.ru/data/925/523/1234/032_5.gif)
![](http://www.osp.ru/data/931/523/1234/032_6.gif)
ИТ продолжают оставаться основной специализацией директоров информационных служб, но вместе с тем многие из них имеют опыт консультационной деятельности, ведения деловых операций, администрирования и даже обладают знаниями в области финансового и бухгалтерского учета. Результаты опроса отражают существующий спрос на соответствующие роли.
Ваша ИТ-служба
Скрытый спрос
![](http://www.osp.ru/data/929/523/1234/032_7.gif)
![](http://www.osp.ru/data/935/523/1234/032_8.gif)
В предстоящем году у вас есть основания чуть более оптимистично расценивать шансы на расширение штата. Почти половина директоров информационных служб сообщили о планируемом увеличении числа сотрудников информационной службы.
Сегодня почти на всех уровнях существует скрытый спрос на работников практически всех специальностей, связанных с ИТ.
Положение дел с аутсорсингом
![](http://www.osp.ru/data/933/523/1234/032_9.gif)
К аутсорсингу, как и прежде, проявляется интерес, но никакого ажиотажа при этом не ощущается: 80% из вас передает часть функций местным поставщикам услуг аутсорсинга или заключает договора с компаниями, специализирующимися на решении соответствующих задач. В среднем около 20% персонала работает за пределами организации. Но следует отметить, что 76% из вас не собирается передавать функции ИТ-службы представителям других стран.
Как вы выполняете свою работу
Труд тяжел, результаты сомнительны
![](http://www.osp.ru/data/907/523/1234/032_10.gif)
![](http://www.osp.ru/data/905/523/1234/032_11.gif)
Больше всего времени у вас уходит на то, чтобы наладить взаимодействие с представителями основного бизнеса. Вы по-прежнему боретесь за разумное и обоснованное финансирование информационной службы в соответствии со стратегией дальнейшего развития организации. Но, к сожалению, тяжелый труд не всегда соответствующим образом оплачивается.
Оценка эффективности
![](http://www.osp.ru/data/911/523/1234/032_12.gif)
Определение перечня основных приоритетов направлено на то, чтобы сократить число решаемых вами задач. Только после составления такого списка можно задумываться об увеличении доходов и повышении конкурентоспособности организации за счет использования передовых информационных технологий.
Управление затратами на ИТ вы осуществляете совместно с представителями основного бизнеса 56%
Ответственность за окупаемость инвестиций в ИТ вы несете вместе с представителями основного бизнеса 47%
Влияние ИТ
Вы не всегда можете получить то, что хотите
![](http://www.osp.ru/data/909/523/1234/032_13.gif)
![](http://www.osp.ru/data/915/523/1234/032_14.gif)
Большинство директоров информационных служб полагают, что ИТ должны двигать бизнес вперед, а не просто поддерживать его. Но до тех пор, пока состояние экономики не улучшится, основной вклад информационных технологий по-прежнему будет заключаться в снижении затрат.
Задачи ИТ-службы с точки зрения генерального директора
Результаты опроса руководителей предприятий
Работайте с тем, что у вас есть
![](http://www.osp.ru/data/913/523/1234/032_15.gif)
![](http://www.osp.ru/data/919/523/1234/032_16.gif)
Генеральному директору хочется, чтобы вы выжали максимум возможного из существующих ИТ-систем. К числу приоритетных задач относятся интеграция, обеспечение сбалансированности и повышение эффективности. Одновременно от руководителя ИТ-службы ждут сокращения расходов. И лишь затем в списке приоритетов стоят увеличение доходов и повышение конкурентоспособности.
ИТ отводится важная роль — но лишь теоретически
![](http://www.osp.ru/data/917/523/1234/032_17.gif)
Генеральный директор относит информационные технологии к одному из важных направлений деятельности предприятия, но вот реальные действия ИТ-службы он оценивает далеко не так оптимистично. Согласно утверждениям генеральных директоров, присутствие руководителя информационной службы в команде топ-менеджмента весьма желательно. Не менее важны и конструктивные взаимоотношения между директором ИТ-службы и другими представителями высшего руководства. Но в отличие от руководителей информационных служб мало кто из генеральных директоров считает, что ИТ-служба уже сейчас хорошо справляется с возложенными на нее задачами.
Положение директора информационной службы.
Методология оценки
Третий ежегодный опрос «The State of the CIO» («Положение директора информационной службы») проводился в электронной форме в середине 2004 года. Из числа подписчиков CIO Magazine случайным образом был отобран ряд директоров информационных служб, технических директоров и вице-президентов, отвечающих за сектор ИТ. Им были разосланы соответствующие приглашения. Результаты исследования являются статистически верными и отражают мнение 544 руководителей информационных служб компаний, представляющих самые разные отрасли. Статистическая погрешность приведенных данных не превышает 4%.
В исследовании затрагивались темы построения карьеры, должностных полномочий, выплачиваемого вознаграждения и отношений подчиненности. Выяснялось, какие требования предъявляются к директору информационной службы и как он выполняет свою работу: каков его багаж знаний, как распределяется время, как расставляются приоритеты и какие возникают трудности. В обзоре обобщен передовой опыт управления информационной службой и налаживания взаимоотношений с основными подразделениями.
Примерно 25% участников опроса работают в небольших организациях (с годовым оборотом до 100 млн. долл.), 52% — в организациях среднего масштаба (с годовым оборотом от 101 млн. долл. до 999 млн. долл.), 14% — в крупных организациях (с оборотом от 1 млрд. долл. до 4,9 млрд. долл.) и 9% — в очень крупных (с годовым оборотом от 5 млрд. долл. и выше). Компании, в которых работают респонденты, представляют самые разные отрасли. Это производство (18%), здравоохранение (12%), оптовая и розничная торговля (10%), федеральные, региональные и местные органы власти, а также военная область (9%), страхование, недвижимость и юриспруденция (7%), компьютерная сфера (7%), финансы (6%), транспорт и коммунальные услуги (6%), образование (6%), а также ряд других (17%).
Параллельно с данным опросом была сделана попытка выяснить, как работа руководителей информационных служб оценивается генеральными директорами. Сорок генеральных директоров предприятий ответили на вопросы, призванные уточнить роль ИТ-служб в компании и их основные задачи. Руководители информационных служб не имели доступа к ответам, присланным генеральными директорами. Среди участвовавших в опросе генеральных директоров 43% представляли небольшие организации, 36% — организации среднего звена и 26% — крупные организации (с годовым оборотом, превышающим 1 млрд. долл.).
Получить точные цифры распределения ответов на каждый из вопросов в количественном выражении и заказать копию исследовательского отчета The State of the CIO можно по адресу www.cio.com/state
Edward Prewitt, Lorraine Cosgrove. It's All About You. CIO Magazine, October 1, 2004