Одной из самых актуальных задач компании «СП Бизнес Кар» на сегодняшний день является обеспечение непрерывности бизнеса в условиях динамичного роста организации.

Одной из самых актуальных задач компании «СП Бизнес Кар» на сегодняшний день является обеспечение непрерывности бизнеса в условиях динамичного роста организации. Компания хочет обезопасить себя от всевозможных сбоев, аварий и катаклизмов не только сейчас, но и в скором будущем, когда существенно вырастет количество ее центров, увеличится число пользователей, а обслуживание автомобилей станет круглосуточным. Чтобы это стало возможным, информационная система компании должна быть не только отказоустойчивой, но также быстро восстанавливаемой, хорошо защищенной от воздействия злоумышленников и масштабируемой.

Андрей Семенчук

Возраст: 26 лет

Образование: Московская государственная академия приборостроения и информатики, специальность «Вычислительные машины, комплексы системы и сети», специализация «Специализированные средства вычислительной техники»

Послужной список последних лет:

2004 — настоящее время «СП Бизнес Кар», директор департамента информационных технологий

2000 — 2004 «СП Бизнес Кар», главный администратор, затем начальник отдела системного администрирования

Владеющая крупнейшей в России сетью официальных дилерских центров по продаже и техническому обслуживанию автомобилей Toyota и Lexus компания «СП Бизнес Кар», как и многие другие российские продавцы иномарок, в последние годы демонстрирует высокие темпы роста. Численность персонала удваивается каждые два года и, как ожидается, к концу 2007 года составит около 2 тыс. человек. К этому времени появится пять новых центров по продаже и техническому обслуживанию автомобилей Toyota и Lexus (на сегодняшний день в состав компании входит четыре торгово-технических центра). Крупнейшие из них строятся на Рублевском и Каширском шоссе.

Информационные технологии в «СП Бизнес Кар» развиваются одновременно с ростом бизнеса, и каждый виток в этом развитии ставит перед департаментом ИТ новые задачи.

В качестве партнера по созданию и развитию системы выступает компания TopS BI (ее сотрудничество с «СП Бизнес Кар» началось в 1998 году). Служащие департамента ИТ отмечают, что формирование совместных рабочих групп, в состав которых входят хорошо им известные «внешние» специалисты, существенно уменьшает время внедрения и упрощает освоение новых решений.

Архитектура системы

Информационная система предприятия состоит из трех уровней: базового, операционного и финансово-учетного. Базовый (инфраструктурный) уровень охватывает корпоративную сеть, объединяющую филиалы компании, серверы, инженерные системы, коммуникационное оборудование, рабочие станции и сервисы офисного назначения (в их числе — электронная почта, доступ в Internet, корпоративная система антивирусной защиты и т. д.).

Операционный уровень автоматизирует текущую деятельность коммерческих подразделений. «С самого начала разработки корпоративной системы мы решили для себя, что все процессы, связанные с обслуживанием клиентов, будем автоматизировать самостоятельно, чтобы максимально полно учесть подходы и стандарты, которые имеются у нашей компании и у Toyota», — поясняет директор департамента информационных технологий Андрей Семенчук. Силами специалистов ИТ была разработана и успешно эксплуатируется система ТОСИС (от английского Toyota Center Information System, TOCIS). Система автоматизирует ключевые бизнес-процессы торгово-технических центров, включая розничные и оптовые продажи автомобилей, запасных частей и аксессуаров, учет складских запасов и технологию сервисного обслуживания автомобилей.

«Создавая ТОСИС, мы отразили в ней специфику работы нашей компании, к которой можно отнести централизованное использование информационных ресурсов при условии территориальной удаленности пользователей. Единые для всей компании справочники, каталоги, базы данных о складских запасах, о клиентах позволяют нам обеспечить оперативное и эффективное обслуживание. ТОСИС обладает рядом важных функций, — это многовалютность, параметризация ставки НДС, гибкая система ценообразования, полная интеграция с фирменным каталогом запчастей, а также поддерживает интерфейсы для взаимодействия с информационной системой дистрибьютора и многое другое, — поясняет Семенчук. — Нам очень важно обеспечить устойчивую и непрерывную работу ТОСИС, поскольку ее остановка приводит к задержкам в обслуживании, росту числа неудовлетворенных клиентов, а, следовательно, и к финансовым потерям компании».

ТОСИС является источником первичной информации для третьего уровня информационной системы компании — финансово-учетного, который представляет собой вершину информационной «пирамиды» компании. Он состоит из бухгалтерских, финансовых систем и системы бюджетного управления. Последняя реализована на основе продукта Oracle Financial Analyzer. Для того чтобы полностью охватить бизнес-процесс бюджетного управления в компании, начат проект по переходу на программный комплекс следующего поколения — Oracle Enterprise Planning and Budgeting.

Проблема интеграции информационных ресурсов в компании решается как за счет разработки прямых интерфейсов между системами, так и посредством организационных мер — регламентов заполнения справочников, назначения ответственных за достоверность информации и т. д. Особенно пристальное внимание уделяется качеству данных, которые используются для формирования бухгалтерской и финансовой отчетностей.

Информация в компании циркулирует от нижнего уровня приложений к верхнему и от верхнего к нижнему. В частности, система операционного уровня ТОСИС передает информацию на финансово-учетный уровень. После обработки и агрегации данные возвращаются на операционный уровень в виде конкретных планов и бюджетов для всех подразделений компании. Эта схема стабильно работает и является важным элементом в цепи мер, обеспечивающих непрерывность бизнеса.

Реорганизация ИТ

Как отмечает Семенчук, заранее просчитать и спрогнозировать темпы и направление роста бизнеса невозможно, это затрудняет разработку ИТ-стратегии. «Однако благодаря тому, что руководство компании в полной мере осознает степень влияния ИТ на бизнес, мы всегда имеем доступ к самой свежей информации о планах развития бизнеса. Это позволяет соответствующим образом корректировать планы в области ИТ», — подчеркивает он.

Сегодня одной из самых актуальных задач является обеспечение непрерывности бизнеса в условиях динамичного роста организации. Оперативная деятельность компании напрямую зависит от стабильности работы ИТ, поэтому вопросы отказоустойчивости и масштабируемости сейчас выходят на первый план.

Как показал проведенный в 2004 году анализ информационной системы компании, самым уязвимым звеном с точки зрения обеспечения непрерывности бизнеса является инфраструктурный уровень. Он оказался не готов к прогнозируемому росту, поэтому в середине того же 2004 года был начат проект по модернизации ИТ-инфраструктуры. Среди его основных задач — разработка и внедрение масштабируемой архитектуры корпоративной сети, консолидация общекорпоративных сервисов в едином центре обработки данных, а также повышение производительности и отказоустойчивости ТОСИС. На текущий момент большая часть этих задач успешно реализована.

Модернизация корпоративной сети

Проект по реорганизации корпоративной сети «СП Бизнес Кар» определил архитектуру построения отказоустойчивой информационной системы.

Значительному обновлению подверглась территориально-распределенная мультисервисная корпоративная сеть, обеспечивающая передачу данных между 350 рабочими станциями пользователей и корпоративными приложениями. Сеть была построена в конце 90-х годов на базе технологии ATM и проектировалась в расчете на децентрализацию ресурсов. Со временем децентрализованная транспортная структура перестала соответствовать особенностям бизнеса компании.

На смену ей пришла единая централизованная IP-инфраструктура, осуществляющая передачу данных, видео и корпоративного телефонного трафика. Она построена по топологии «звезда». Взаимодействие с удаленными подразделениями осуществляется посредством выделенных каналов.

Применение резервных каналов передачи данных вполне актуально. Это подтвердил случай, когда в коллекторе вырезали волоконно-оптический кабель, содержащий, как, вероятно, думали злоумышленники, цветные металлы, что привело к перерыву в работе двух центров. На устранение аварии ушло 12 часов напряженной работы специалистов.

В данный момент компания не использует резервные каналы связи, поскольку для обеспечения эффективного резервирования телекоммуникаций необходимо построить дублирующую сеть, основанную на инфраструктуре еще одного поставщика телекоммуникационных услуг и имеющую минимум пересечений с сетью основного провайдера. В Москве это реализовать достаточно сложно, тем не менее работы в этом направлении ведутся. В ближайшие несколько лет планируется разработать приемлемое решение и развернуть резервную транспортную сеть.

Телефонная сеть компании также подверглась модернизации. Обновленные АТС Siemens семейства HiPath обеспечивают передачу межстанционного телефонного трафика через корпоративные каналы связи, используя технологию VoIP. Такое решение позволяет оптимальным образом распределить нагрузку между шестью АТС компании и максимально эффективно использовать городские линии связи, обрабатывая до 25 тыс. звонков в день.

Обеспечение торгово-технических центров телефонной связью является очень важной задачей. Для того чтобы свести к минимуму последствия возможных сбоев, каждый филиал, обслуживающий более ста телефонных абонентов, имеет собственный телефонный узел. Малые и средние филиалы используют ресурсы центральной телефонной станции. После того как будет построена резервная сеть передачи данных, компания «автоматически» получит отказоустойчивую телефонную сеть: на переключение маршрута прохождения телефонных звонков потребуется всего 10-15 минут.

В модернизируемой информационной инфраструктуре используются различные решения для защиты от вирусных, хакерских атак и для предотвращения сбоев оборудования. Эти решения рассматриваются в качестве инструментов обеспечения непрерывности бизнеса, поскольку сбои и атаки могут нарушить нормальную деятельность предприятия. К таким инструментам относятся межсетевой экран компании CheckPoint, применяемый для организации безопасного корпоративного доступа в Internet, и комплекс многоуровневой антивирусной защиты, построенный на основе программных продуктов семейства Symantec Antivirus Enterprise Edition, обеспечивающего автоматическое обновление антивирусных баз вычислительных систем во всей организации всего за десять минут. Мониторинг состояния сетевых устройств и серверов осуществляется посредством системы WhatsUP Gold компании Ipswitch.

Для предотвращения несанкционированных действий пользователей предусмотрено ограничение конфигураций вновь подключаемых и уже работающих в сети пользовательских компьютеров: отсутствие накопителей CD-ROM, блокировка USB-портов и т. п.

Центр обработки данных

Анализ информационных потоков компании выявил необходимость организации единого центра обработки данных, в котором сосредоточены общекорпоративные сервисы. Структурными компонентами нового ядра ИТ-инфраструктуры являются серверный пул и средства резервного копирования, коммутаторы магистрального сегмента корпоративной сети, центральная АТС, системы гарантированного электропитания и кондиционирования. В состав основных функций входят поддержка ключевых бизнес-приложений, единая служба каталога и ее сервисы, обеспечение безопасного выхода пользователей в Internet, коммутация корпоративных телефонных потоков.

Согласно намеченным планам, в 2006 году центральное ядро информационной системы должно быть переведено из Лосиного Острова в торгово-технический центр компании на Рублевском шоссе. Такое унифицированное ядро создано в виде функционально завершенного логического решения, не зависящего от конкретного места расположения в сети торгово-технических центров. Физический перенос оборудования центрального ядра и коммутация каналов связи могут быть осуществлены в течение двух выходных дней.

Позже, когда аналогичное ядро появится в комплексе, расположенном в районе Каширского шоссе, будут предусмотрены все необходимые средства для взаимодействия основного и резервного центров обработки данных и организована связь каждого из них с вычислительными и коммуникационными комплексами всех торгово-технических центров компании.

Совершенствование систем операционного уровня

Одна из важнейших задач заключалась в подготовке системы ТОСИС к двукратному росту числа пользователей. В середине рабочего дня регистрировалось более 850 одновременных подключений к СУБД, и постоянный рост числа сессий стал снижать эффективность работы данной системы. Дальнейший рост компании мог лишь усугубить сложившуюся ситуацию.

В результате анализа работы СУБД (в компании использовалась Oracle 9) и связанных с ней приложений было принято решение о переходе с 4-процессорного Intel-сервера Hewlett-Packard DL-580 c 8 Гбайт памяти на более производительную и устойчивую 64-разрядную платформу HP-UX на базе серверов с процессорами Itanium 2. Одновременно с этим осуществлен переход с СУБД на Oracle 10g. Сегодня для работы СУБД используются два сервера HP Integrity rx4640, причем один из них в режиме «горячего» резерва. Через оптическую сеть SAN серверы связаны с рабочим дисковым массивом HP Virtual Array 7110 и предназначенной для регулярного резервного копирования данных на ленточную библиотеку HP MSL6030.

«Если раньше в случае выхода из строя основного сервера передача управления на резервный требовала от двух до четырех часов, то теперь — менее часа», — комментирует Семенчук.

К настоящему времени удалось достичь повышения производительности и надежности функционирования ТОСИС, а также организовать управление резервным копированием и восстановлением данных на всех площадках, где установлены ленточные библиотеки (для этого используется единая консоль HP OpenView Data Protector).

В дальнейшем для обеспечения поддержки всех жизненно важных приложений, включая ТОСИС, компания планирует внедрить технологию Oracle Real Application Cluster.

Бизнес и его непрерывность

Торгово-технические центры компании сейчас обслуживают около 70 тыс. машин в год. К 2007 году, с открытием новых центров, эти показатели должны существенно возрасти.

Проектирование новых серверных площадок осуществляется с соблюдением всех строительных норм и правил для помещений такого типа. Создание оптимальных климатических условий обеспечивается автономными прецизионными кондиционерами, связанными с централизованной системой энергоснабжения. В компании особое внимание уделяется инженерным системам, обеспечивающим необходимые условия для функционирования оборудования.

«Нас не раз выручали системы бесперебойного питания APC Symetra RM 6000, способные поддерживать работу серверов в течение 40 минут, а АТС — до полутора часов после отключения электричества. ИБП этой компании мы рассматриваем в качестве корпоративного стандарта, — поясняет Семенчук. — Во вновь создаваемых центрах обработки данных будут установлены комплексы InfraStruXure ISX type B c дублированными батареями и силовыми модулями. Там же появятся и резервирующие их дизельные электрогенераторы».

С учетом высоких темпов развития автомобильного бизнеса, намечается не только открытие новых торгово-технических центров, но также организация круглосуточного обслуживания автомобилей. Реализация всех этих планов потребует дополнительных усилий со стороны департамента ИТ.

Для поддержки собственной деятельности и установления эффективных взаимоотношений с пользователями специалисты ИТ-департамента намерены применять методологию ITIL.

Семенчук подчеркивает, что в компании не планируют ограничиваться только техническими мерами повышения отказоустойчивости информационных систем. В плане работ — составление комплексного перечня мер по обеспечению непрерывности функционирования бизнес-приложений компании, включая и организационные мероприятия. Для всех подразделений и специалистов, деятельность которых связана с работой ИС, предусматриваются подробные инструкции, регламентирующие их действия в случае недоступности информационного обслуживания. После устранения чрезвычайной ситуации данные из предназначенных для подобных случаев систем или бумажных форм дополнят недостающую информацию соответствующих приложений.

Алексей Чернобровцев — обозреватель еженедельника Computerworld Россия, tchern@aha.ru


«СП Бизнес Кар»

ООО «СП Бизнес Кар» является владельцем крупнейшей в России сети официальных дилерских центров по продаже и техническому обслуживанию автомобилей марок Toyota и Lexus. Свою деятельность компания начала в 1991 году. В настоящее время компании с численностью персонала около 900 сотрудников принадлежит три дилерских центра Toyota и один дилерский центр Lexus. Крупнейшим из центров является «Тойота-Центр Лосиный Остров», расположенный на МКАД, рядом с ним находится дилерский центр «Лексус-Бизнес Кар». Второй по величине «Тойота-Центр» — «Тойота-Центр Битца» размещается на Балаклавском проспекте. На проспекте Маршала Жукова в Серебряном Бору находится «Тойота-Центр Серебряный Бор». В состав организации также входят подразделения по продаже индустриального оборудования Toyota, дистрибуции аксессуаров и лакокрасочных материалов, аренды автомобилей и дочерняя лизинговая компания.