В феврале в Дейтоне начался сезон гонок NASCAR 2006- зрелищного спорта номер один в США. Сегодня ИТ выполняет функцию важнейшего маркетингового двигателя этих знаменитых состязаний.

В феврале в Дейтоне начался сезон гонок NASCAR 2006- зрелищного спорта номер один в США. Сегодня ИТ выполняет функцию важнейшего маркетингового двигателя этих знаменитых состязаний.

Кристофер Роджерс — самопровозглашенный либерал-демократ, родившийся в штате Массачусетс. Он слушает «Национальное общественное радио». Имеет степень бакалавра по английской литературе, магистра по журналистике и работает в маркетинговом отделе компании-производителя ПО в Пенсильвании. Ему 33 года, холост, любит бродвейские шоу и гонки на серийных автомобилях. Он обожает гудение, рев и бешеную скорость. «Это быстрые машины! — восторженно восклицает Роджерс. — В зависимости от трека, они набирают до 314 км/час и едут в 15 см. друг от друга. Три машины в ряд, десять в длину и так в течение трех с половиной часов. Поразительно!»

Участие Роджерса в гонках на серийных автомобилях (он посещает в среднем по пять гонок в год) — еще одна победа Национальной ассоциации гонок на серийных автомобилях. Роджерс представляет собой именно тот тип людей, которых NASCAR усиленно старается привлечь, решив избавиться от прежнего «неотесанного» имиджа и популяризовать этот вид спорта в новой социокультурной среде. В 1990-х под управлением президента Билла Франса-младшего из второго поколения NASCAR (напомним, что его отец, Большой Билл Франс основал NASCAR в 1947 году) ассоциация начала кампанию по широкому привлечению болельщиков, проживающих вне традиционной южной базы гонок NASCAR, стремясь превратить состязания в самый популярный зрелищный спорт всей Америки.

В этом NASCAR добилась необыкновенных результатов. Сезон 2006 начался 11 февраля на Международной скоростной трассе Дейтона (Daytona International Speedway), и в этом месяце в телевизионных рейтингах гонки NASCAR уступали лишь Национальной футбольной лиге. В прошлом году 75 миллионов фанатов пришли на трек, чтобы посмотреть на проносящиеся по кругу автомобили. Таким образом, гонки NASCAR стали самым посещаемым спортивным состязанием страны. NASCAR действительно приобрели такую популярность, что пять телевизионных сетей, включая Fox, NBC и TBS, заключили в декабре контракт стоимостью 4.48 млрд. долл. на трансляцию гонок NASCAR в течение восьми лет, начиная с 2007 года. Эта сумма почти в два раза превосходит стоимость соглашения, подписанного Fox, NBC и TBS с NASCAR в 1999 году, срок действия которого заканчивается в этом году.

Сложно переоценить успехи NASCAR за последние 10 лет. С 1995-го по 2004-й год число поклонников гонок возросло на 19% — с 63 млн. до 75 млн.; количество гонок в рамках серии Nextel Cup, проходящих как на юге, так и на севере страны, увеличилось вдвое и достигло 18; розничные продажи лицензированных товаров NASCAR возросли более чем на 250% — с 600 млн. до 2,1 млрд. долл. Сегодня гонки NASCAR спонсирует большее число компаний из списка Fortune 500, чем любой другой вид спорта.

Тем не менее, руководство NASCAR не считает, что это предел. «Мы нацелены на тех ярых спортивных болельщиков, которые еще не стали приверженцами наших гонок», — заявил вице-президент по маркетингу NASCAR Роджер ван дер Сник. Действительно, образы находчивых раннеров муншайна, которые на машинах с форсированными двигателями стремительно уносятся от федеральных налоговых агентов, служат отличной рекламой современных гонок на серийных автомобилях. Эта мифология уже покорила Бостон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Чикаго, где живет масса азартных спортивных болельщиков с огромными суммами долларов, за которыми не менее азартно охотятся спонсоры.

Современная жизнь изменчива и динамична, новые технологии — Internet, CRM, беспроводная связь, GPS — ускоряют перемены. И, как всегда в NASCAR, скорость набирается большая. Но дорога полна ухабов. Попыткам NASCAR привлечь новых болельщиков препятствует информационный барьер: ассоциация не владеет нужным массивом данных для четкой идентификации этих людей и целенаправленного воздействия при помощи маркетинговых инструментов. Ван дер Сник считает, что организация столкнется со значительными техническими и политическими проблемами, создавая задуманную единую базу данных о болельщиках. Вдобавок она должна стать доступной для всех спонсоров, несмотря на то что некоторые из них (например, Home Depot и Lowe?s) конкурируют между собой. В этом направлении движется исполнительный ИТ-директор NASCAR Брэд Лавл со своей командой в 30 человек. Но пока основные силы отнимает уйма текущей работы, начиная с установления ИТ-стандартов, усиления контроля за вирусами, автоматизации ручных бумажных бизнес-процессов и внедрения технологий на гоночных треках, чтобы привести новые правила в исполнение. Несмотря на все свои достижения, NASCAR еще не достигла шахматного флага.

Зеленый флаг: выход на старт

Кристофер Роджерс посещает Web-сайт NASCAR (www.nascar.com) несколько раз в неделю. Он читает новости и проверяет расписание, чтобы решить, на какие гонки пойти. В 2004 году он подписался на Web-услугу под названием Track Pass («Прохождение трека»), которая по пятницам сообщает ему, какие гонщики будут участвовать в воскресных заездах и позволяет прослушивать разговоры пилотов со своими пит-командами во время гонок. Он также может следить за машинами в реальном времени с помощью технологии GPS и получает доступ к эксклюзивным интервью. Роджерс говорит, что NASCAR. com и Track Pass еще сильнее разожгли его страсть к гонкам.

Но только в последние пять лет ассоциация NASCAR стала понимать, как технологии могут реально помочь популяризировать спорт. Раньше ИТ-департамент рассматривался всего лишь как вспомогательный отдел, а не как важнейшая структура по управлению гонками, маркетингу, выстраиванию отношений с бизнес-партнерами (спонсорами, лицензиатами, владельцами треков и гоночными командами, составляющими многочисленную семью NASCAR). Когда в 2003 году Лавл пришел в NASCAR из компании Brown Forman, производителя виски «Джек Дэниельс», ИТ-департамент состоял всего из 20 человек. Отсутствовали стандарты, а треки не были снабжены технологиями, необходимыми для эффективной передачи данных о гонках. Когда Брэд Лавл начал проводить встречи с руководителями и менеджерами NASCAR и спрашивал, что они хотят от ИТ-департамента, то «в течение долгого времени просили новый цветной принтер, — вспоминает Лавл. — Так они представляли себе ИТ».

Все изменилось, когда ассоциация NASCAR стала приглашать талантливых руководителей из компаний Fortune 500, крупных спортивных организаций, таких как Национальная футбольная лига и Высшая лига по баскетболу, телерадиовещательных компаний. Ван дер Сник устроился в NASCAR в 2000 году, предварительно поработав в Procter & Gamble. Вице-президент по телерадиовещанию и новым СМИ Дик Главер раньше трудился в ABC и ESPN. Вице-президент по корпоративному управлению Эд Бенетт пришел из Bank of America. Помимо опыта ведения бизнеса, эти люди обладали пониманием и знанием информационных технологий и хорошо представляли, что те могут дать предприятию. Спонсоры NASCAR, многие из которых известны своими ИТ (например, P&G, The Home Depot и Ford), также способствовали переходу организации в XXI век.

Брэд Лавл смог перейти к информатизации бизнеса, проведя предварительную подготовку. Он должен был гарантировать, что у NASCAR есть стабильная масштабируемая ИТ-инфраструктура, стандартизированная настольная вычислительная среда (для сокращения расходов на поддержку) и схема вирусного контроля. Имея эти ключевые элементы, он начал долгожданные преобразования в 2004 году.

Брэд Лавл, исполнительный ИТ-директор NASCAR, и Роджер ван дер Сник, вице-президент по маркетингу NASCAR

«Когда я пришел сюда, то многое — от выдачи спонсорам мандатов до выплаты гонщикам и командам гонораров — выполнялось вручную и основывалось на бумажной документации», — вспоминает Лавл, добавляя, что автоматизация всех процессов будет завершена в этом году. Часть документов, включая анкеты, которые гонщики заполняют для участия в гонках, бланки, которые должны заполнить спонсоры, чтобы получить мандаты для гостей, контракты, заключаемые NASCAR с владельцами треков и оговаривающие условия и стоимость проведения гонок, будут доступны на портале NASCAR для деловых партнеров. По словам Лавла, цель портала, который будет запущен в начале нынешнего гоночного сезона, заключается в том, чтобы упростить деловым партнерам взаимодействие с NASCAR. Чем легче компаниям взаимодействовать с NASCAR, тем больше спонсоров и лицензиатов может привлечь ассоциация. Кроме того, портал будет включать форум, где спонсоры смогут общаться и узнавать о новых спонсорских возможностях, предоставляемых NASCAR.

Технологии также играют роль в повышении информированности болельщиков. Так, используя данные, полученные электронным путем во время гонок, NASCAR составляет статистику выступлений гонщиков: например, количество кругов, пройденных машиной за заезд, и число обогнанных машин. Идея состоит в том, чтобы сильнее втянуть болельщиков в гонки, наподобие того, как в бейсболе используются средние очки в бэттинге, засчитанные пробежки и страйк-ауты для составления историй отдельных игр, команд и игроков.

«Когда вы читаете газетную статью о гонках NASCAR, то видите очередность финиширования пилотов и призовую сумму, полученную победителем, но это ничего не говорит о том, что происходило во время состязаний. Мы хотим создать что-то вроде таблицы с данными, которые с первого взгляда будут давать представление о том, как показал себя ваш любимый гонщик», — объясняет Лавл.

С этой целью у стартовой/финишной черты, вдоль карьерного участка и через каждые 100 ярдов (≈ 91,5 м) трека теперь устанавливаются антенны, иначе — детекторные петли. Они воспринимают сигналы ретрансляторов, установленных на каждой машине и передающих сведения о скорости и положении гонщика на декодер, и, в свою очередь, пересылают данные о гонках в систему измерения времени и оценки баллов, где информация группируется и сохраняется. Такие статистические данные станут доступны в этом сезоне.

Появление очередных болельщиков означает популяризацию спорта и работает на нравственный имидж NASCAR. Ассоциация установила новые правила, гарантирующие честность и безопасность гонок, и использует современные технологии для приведения их в исполнение. Например, имея ретрансляторы во всех машинах и антенны на протяжении трека и карьерного участка, устроители гонок могут теперь отслеживать скорость машин там, где не разрешается ехать быстрее 70 км/час. Если же гонщик превышает эту отметку, то наказывается штрафами, которые могут отбросить его на последнее место. NASCAR использует ту же технологию для определения местоположения машин на треке в момент, когда дается отмашка предупредительным флагом, означающим аварию или какую-нибудь проблему на треке. В прошлом, когда появлялся предупредительный флаг, гонщики мчались на стартовую/финишную черту, чтобы занять самую выгодную позицию, что иногда приводило к столкновениям. Теперь NASCAR использует новые технологии для определения порядка машин в момент отмашки предупредительным флагом, чтобы сохранять их очередность.

Предупредительный флаг: риски маркетинга

Майк Андерсон, директор информационной службы компании Cosmetic Essence, поставщика услуг аутсорсинга по производству и дистрибуции для отрасли личной гигиены, ассоциирует гонки NASCAR с «настоящим мужским» спортом. Подобно ему, многие мужчины рассматривают NASCAR как способ испытать и утвердить свою мужественность в обществе, объятом идеями феминизма и унисекса. Здесь-то и таится очередная опасность для этих гонок! Популяризуя и всячески облагораживая этот вид спорта, NASCAR рискует потерять своих давних болельщиков-мужчин, которые хотят ощутить здесь свою мужскую сущность. Кроме того, новые болельщики могут не поддержать NASCAR с тем же рвением, какое проявляют нынешние фанаты, которые покупают продукцию спонсоров NASCAR с троекратной готовностью по сравнению с обычными потребителями. Это, в свою очередь, может снизить интерес спонсоров к NASCAR.

Хотя ассоциация, несомненно, извлекает выгоду из всех своих спонсорских соглашений (в 2004 году NASCAR спонсировали 97 компаний Fortune 500, а в 2005 году их число достигло 106), полная реализация ее маркетингового потенциала остается далеко от финишной черты. Например, хотя компания Nextel выплачивает NASCAR 75 млн. долл. в год в качестве спонсора серии гонок Nextel Cup (раньше ее спонсировал производитель сигарет Winston) и предоставляет технологии, которые позволяют болельщикам прослушивать разговоры между гонщиками и командами во время гонок, NASCAR не смогла завербовать новых болельщиков из обширной клиентской базы Nextel. Причиной тому стали правила защиты информации, препятствующие раскрытию данных о клиентах, полагает Ван дер Сник. Ей также не удалось добиться каких-либо развитых форм отношений с клиентами остальных своих спонсоров, таких как Allstate, The Home Depot и Exxon/Mobil. По словам Ван дер Сника, руководство NASCAR еще не решило, как привлечь клиентов компании Nextel, не нарушая ее соглашений о защите информации. Ван дер Сник признает, что маркетинг баз данных — это область, в которой NASCAR пока отстает. До недавнего времени руководство NASCAR полагало, что маркетинг баз данных нужен только спонсорам и владельцам треков для продажи билетов.

Сейчас Ван дер Сник заявляет, что NASCAR будет исследовать возможности объединения всех разнообразных баз данных в индустрии гонок на серийных автомобилях, которые содержат информацию о болельщиках, чтобы иметь возможность совместно с партнерами воздействовать на них. «У всех гонщиков есть свои фан-клубы, NASCAR. com имеет свою базу данных, подобная база существует у членского клуба NASCAR, — объясняет Ван дер Сник. — Мы хотим, по мере возможности, объединить эти базы данных и использовать информацию о болельщиках NASCAR для осуществления своего маркетингового плана».

Основная цель объединения баз данных достаточно проста: ассоциация NASCAR стремится лучше узнать своих болельщиков, выяснить их этническую принадлежность, социальный статус, вкусы и предпочтения, чтобы делать встречные предложения, представляющие для них интерес. Скажем, возможность встреч с гонщиками во время состязаний, куртки с логотипом NASCAR или продукты и услуги от спонсоров. Это не только увеличит доход, но и повысит лояльность болельщиков (одна из главных сбытовых целей NASCAR), что, в свою очередь, заинтересует и привлечет новых спонсоров, а также побудит нынешних повысить свои вложения.

Ван дер Сник знает, что объединить все базы данных будет непросто. По его мнению, руководство NASCAR склонно заявить, что данные о болельщиках собирались непоследовательно и не могут быть с легкостью объединены и распределены между платформами. Поэтому чистка и структурирование информации будет сопровождаться серьезными техническими проблемами. Решение этих задач будет поручено не международному ИТ-департаменту NASCAR, а компании Stoneacre Partners, разработчику технической инфраструктуры для программы «Официальный членский клуб NASCAR». (Кстати говоря, болельщики, которые платят 59,95 долл. в год за членство в этом клубе, получают в подарок одежду с логотипом NASCAR, скидки от спонсоров, возможность встречаться с гонщиками и заходить в питы во время гонок.)

Компания Stoneacre создала то, что ее директор информационной службы Пэт Брейди называет «центральной утилитой управления болельщиками», представляющей собой первоклассную CRM-систему, в которую входит 411 болельщиков. Stoneacre использует реляционную базу данных, модели данных и бизнес-правила для выявления клубных членов.

Ван дер Сник понимает, что ассоциации NASCAR и ее партнерам придется установить правила пользования такой объединенной базой данных, так как всем захочется получать к ней доступ по собственному расписанию, а NASCAR не хочет, чтобы ее болельщиков забросали маркетинговыми предложениями. Наверняка будет сложно определить, как часто каждая сторона сможет входить в базу данных, ведь некоторые спонсоры конкурируют между собой.

А конкуренты не захотят делиться информацией о клиентах, которую они собрали сами. Наконец, NASCAR придется выполнять соглашения о защите информации, заключенные гоночными командами, гонщиками и спонсорами со своими болельщиками. Таким образом, возможно, NASCAR и вовсе не будет иметь доступа к этим базам данных. По словам Ван дер Сника, NASCAR просто станет вести переговоры со всеми партнерами по очереди, начиная с 44 официальных спонсоров, чтобы убедить их в преимуществах участия в этом проекте и удобстве использования такой базы данных. «Поддержка достаточного числа спонсоров во многом будет способствовать созданию жизнеспособного инструмента маркетинга для партнеров NASCAR», — считает Ван дер Сник.

Шахматный флаг: лояльность болельщиков

Роджерс говорит, что входит в «сотню» адресатов, так как он — активный болельщик NASCAR. По его словам, объем электронной почты от спонсоров NASCAR так велик, что он не успевает все читать. Но хотя он не покупает продукцию компаний только потому, что они спонсируют NASCAR, его машина многое говорит о приверженности этому виду спорта. В сентябре прошлого года Роджерс сменил Dodge Neon на Chevy Monte Carlo SS ограниченной подписной серии Дейла Эрнхардта-младшего за 23 тыс. долл.

«Это уличная версия машины, на которой ездит Дейл», — объясняет Роджерс. Мощный 6-цилиндровый V-образный двигатель, вмещающий 240 лошадиных сил при 5200 оборотах в минуту, кожаные ковшеобразные сиденья, номер «8», под которым ездит Эрнхардт, на крыльях машины и его подпись сзади, стереосистема из восьми динамиков мощностью 280 Вт и салон ярко-красного цвета. И как все машины NASCAR, она едет с бешеной скоростью.


Дни славы: Nascar год за годом

14 декабря 1947 г. Гонщики, владельцы машин и механики встречаются в Streamline Hotel в Дейтона-Бич, чтобы установить стандартные правила. Рождение Национальной ассоциации гонок на серийных автомобилях.

15 февраля 1948 г. В Дейтоне проходят первые официальные гонки Nascar. Ред Байрон побеждает на Ford.

21 февраля 1948 г. Регистрация Nascar.

22 февраля 1959 г. 41000 болельщиков посещают первую гонку Daytona 500. Фаворита определяют только через 61 час после того, как дается отмашка шахматным флагом. Все это время Большой Билл изучает видеозапись состязаний и, наконец, победителем объявляют Ли Пэтти.

31 января 1960 г. CBS Sports осуществляет первую прямую трансляцию гонок с чемпионата Nascar Grand National.

16 июля 1961 г. ABC Sports транслирует гонки Firecracker 250 на Международной скоростной трассе Дайтоны (Daytona International Speedway) как часть своей программы «Огромный мир спорта».

1971 г. Товарный знак Winston компании R. J. Reynolds становится главным спонсором Nascar.

1972 г. Количество гонок в серии Winston Cup сокращено с 48 до 31, что ознаменовало начало «новой эры» Nascar.

10 января 1972 г. Билл Франс-младший сменяет своего отца, Большого Билла, на посту президента Nascar.

1978 г. Президент Джимми Картер и первая леди Розалин приглашают гонщиков Nascar в Белый дом.

18 февраля 1979 г. CBS Sports представляет первую полную трансляцию гонок Nascar на трассе Daytona 500.

1987 г. Брэнд Tide компании P&G становится спонсором Nascar и остается таковым уже 18 лет.

1989 г. Гонки Winston Cup впервые предстали на экранах телевизоров.

1996 г. Nascar устраивает гонки на серийных автомобилях в Японии.

1997 г. Гонки начинают проводить на двух новых трассах — California Speedway и Texas Motor Speedway. Все места распродаются.

1998 г. Nascar празднует пятидесятую годовщину и организует гонки на трассе Las Vegas Motor Speedway.

11 ноября 1999 г. Nascar объявляет о многолетнем партнерстве с Fox, NBC и Turner Sports.

28 ноября 2000 г. Майк Хельтон становится третьим президентом в истории Nascar. Впервые президент Nascar не из семьи Франсов.

2001 г. Fox Sports и NBC Sports начинают трансляцию гонок Nascar.

19 июня 2003 г. Nascar объявляет о соглашении сроком на 10 лет с компанией Nextel, которая начиная с 2004 года сменяет Winston в роле спонсора серии гонок Winston Cup.

13 сентября 2003 г. Брайан Франс становится новым председателем и генеральным директором Nascar, сменив своего отца, Билла Франса-младшего.

Декабрь 2005 г. Пять телевизионных сетей, включая Fox, ABC и ESPN, подписывают контракт стоимостью 4,8 млрд. долл. на трансляцию гонок Nascar в течение восьми лет, начиная с 2007 года.


Как гонки NASCAR набирали обороты

Все думают, что могут это

Не нужно быть ростом под 2 метра, иметь 2% жира (взгляните на победителя Nextel Cup 2005 года Тони Стюарта!) или огромные бицепсы, чтобы жать на газ. Любой может быстро ездить, так что проще простого представить себя на треке… где вы, скорее всего, тут же разобьетесь.

Мужчины любят быстрые машины

Дэвид Смити, генеральный директор недавно созданной компании TradePortal, производящей ПО для индустрии средств защиты, решил, что спонсорство машины, стоящее около 300 тыс. долл. за гонку, будет наилучшим началом маркетинговой кампании. Он говорит, что встречал на гонках многих влиятельнейших людей с Уолл-стрит, которые умирают от желания посидеть за рулем одной из таких серийных машин с форсированным двигателем.

Женщины любят быстрых мужчин

Мужчины, ездящие на быстрых машинах, возбуждают, а гонщики NASCAR еще и на удивление симпатичны. 45% из 71 миллионов болельщиков NASCAR — женщины. Если бы телесериал «Секс в большом городе» продлился еще несколько сезонов, то Кэрри и компания, несомненно, побывали бы на Международной скоростной трассе Уоткинс Глен (Watkins Glen International Speedway).

Правила изменились

Раньше обладатель максимального количества очков в конце гоночного сезона становился победителем NASCAR. Но в 2004 году правила изменились. 10 гонщиков, набравших наибольшее число очков за первые 26 заездов, а также любой, отстающий от лидера не более чем на 400 очков, получают право участвовать в последних 10 заездах, определяющих победителя Nextel Cup. Перед началом этих 10 заездов суммарные очки гонщиков подстраиваются под лидера, который начинает «гонку за Nextel Cup» с 5050 очками. Поэтому, если Тони Стюарт лидирует с 5050 очками, то гонщик, занимающий второе место, автоматически получает 5045 очков, даже если он на 20 очков отставал от лидера по итогам предыдущих заездов. Аналогичное снижение на пять очков производится для всех соперников. Это не очень-то справедливо, возмущает многих гонщиков и давних болельщиков, но новые правила делают последние заезды сезона намного более захватывающими для телезрителей. (Они и впрямь пользовались таким успехом, что федерация профессиональных гольф-туров PGA Tour разрабатывает аналогичную систему.)

Треки изменились

Чтобы привлечь болельщиков на новых рынках, NASCAR закрыла некоторые исторические треки, такие как Международная трасса Дарлингтона (Darlington International Raceway) — первая мощеная суперскоростная трасса в Южной Каролине, перенесла некоторые треки и построила новые с сотнями тысяч сидячих мест в Иллинойсе, Фениксе и Техасе. (Одна из двух гонок серии Nextel Cup действительно перенесена из Дарлингтона в Калифорнию, но вторая проводится на прежнем месте в мае, и трек продолжает работать. — Прим. ред.)

Уровень повысился

Хотя атмосфера простоты и мужественности гонок — это как раз то, что привлекает многих болельщиков, желающих почувствовать себя настоящими мужиками, NASCAR сознательно старается избавиться от такого имиджа. По этой причине ассоциация повысила стоимость билетов, чтобы «отсечь» малодоходных болельщиков, и установила на треках ложи люкс. Очень богатым людям, которые могут себе позволить «немного лишнего», она предлагает полетать над треками на вертолете. (Аренда такой «вертушки» обойдется в 3300 долл. в день. Зато впечатление, произведенное на друзей и клиентов, бесценно.)


От раннеров «муншайна» к Дейлу Эрнхардту-младшему

Краткая история самого популярного в Америке зрелищного спорта

«История NASCAR такая же красочная, как покрытые логотипами серийные автомобили, которые принесли этому виду спорта известность. Она восходит к временам ?сухого закона?, когда раннеры, гнавшие муншайн (проще говоря, самогонщики, производившие самодельное виски из кукурузы, картофеля и всего, что подвластно брожению), ставили на свои машины форсированные двигатели, чтобы удирать от федеральных налоговых служащих, — рассказывает Дэвид ?Турбо? Томпсон, доцент колледжа, который тоже участвовал в гонках на серийных автомобилях. — Раннеры прославились своим умением перехитрить и ?опередить? закон». Томпсон добавляет, что из хвастовства они проводили неформальные гонки, чтобы определить самых быстрых. К концу 1940-х годов, во многом усилиями одного из гонщиков — Большого Билла Франса — эти соревнования превратились в организованный вид спорта. 14 декабря 1947 года Большой Билл организовал в Streamline Hotel (отель в стиле art-deco на Дейтона-Бич) встречу гонщиков, владельцев машин и механиков, чтобы установить стандартные правила гонок. Именно тогда родилась идея создания Национальной ассоциации гонок на серийных автомобилях (National Association for Stock Car Auto Racing, NASCAR). Два месяца спустя, 15 февраля 1948 года, на побережье в Дейтоне прошли первые официальные гонки NASCAR. Победу одержал Ред Байрон на своем «Форде». Через неделю NASCAR была зарегистрирована, и возглавил ее бесстрашный Большой Билл.

На пути к превращению в крупнейший зрелищный спорт Америки гонки NASCAR видели немало волнующих заездов и незабываемых финишей и лиц. В 1959 году Ли Пэтти был объявлен победителем первой гонки Daytona 500 через 61 час после ее завершения. Большой Билл Франс провел это время, изучая видеозапись гонки, — настолько синхронно финишировали гонщики. Семнадцать лет спустя Ричард, сын Ли, вступил в противоборство с Дэвидом Пирсоном. Оба гонщика столкнулись прямо перед финишем, и Пирсон победил, так как его машину отбросило к заветной черте. Ричард Пэтти взял реванш три года спустя.

Уход Пэтти в 1992 году знаменовал конец эпохи ветеранов NASCAR и открывал дорогу энергичному поколению Дейла Эрнхардта, Джеффа Гордона и Карла Эдвардса, привлекательная внешность и остроумие которых во многом способствовали популяризации спортивного наследия лихих раннеров муншайна.


Как обыкновенная жительница Бостона стала фанаткой NASCAR

Я жить не могу без NPR (Национальное общественное радио США. — Прим. пер.), но иногда по пути на работу мне хочется послушать музыку или что-то несерьезное, а я не переношу большую часть ведущих утренних передач. В Нью-Хэмпшире была одна радиостанция, которая мне нравилась. Ведущие шоу болтали всякие глупости. Объектами их остроумия, как водится, становились дети, тяжкая родительская доля и работа в утреннюю смену. А еще они постоянно говорили о гонках NASCAR. Они пребывали в восторге от того, что состязания пройдут в Нью-Хэмпшире, и брали у гонщиков интервью. В то время я понятия не имела, о чем они говорят. Что меня восхищало, так это их математический конкурс, победители которого получали билеты на эти гонки. Очередной ловец удачи звонил на радио и ему предлагали решить замысловатую математическую задачу. Например: разделите Джефа Гордона на Дейла Эрнхардта и прибавьте Расти Уоллеса, что получится? Чтобы найти ответ, требовалось знать назубок номера машин этих гонщиков. И такие знатоки находились! Мне казалось, что это здорово.

Как-то раз в 2001 году я решила наконец-то выяснить, о чем же именно говорят эти люди, и пошла на Busch Series (главный заезд низшей лиги в NASCAR). На треке я едва сдерживала улыбку, так как в NASCAR все действительно «через край». Чрезмерный шум. Кричащие цвета. Пестрые рекламные объявления на машинах и одежде гонщиков. И множество болельщиков, «одетых» в цвета своих любимых гонщиков. Мне это показалось очень забавным и немного трогательным. Еще меня поразила стремительность гоночных машин. В зависимости от трека они достигают скорости около 314 км/час и несутся так три с половиной часа в 15 см. друг от друга. Поразительно. Есть такие треки, например, Таллагеда или Дейтона (две самые быстрые трассы в гонках NASCAR), где тридцать машин на бешеной скорости выстраиваются в колонну по три в каждом ряду. Это и впрямь настоящее искусство, насквозь пропитанное духом состязания. Хотя все гонщики мечтают обогнать соперников, прежде всего они уважают друг друга, так как это опасный спорт. Каждый настоящий пилот верен этому неписаному кодексу чести и доверяет другим. Вот такие они, эти крепкие парни. И трудно сказать, что больше захватывает: напряженность соперничества, мастерство гонщиков или тот культ товарищества, который царит в их среде. Мое первое свидание с треком было потрясающим! С тех пор я заболела гонками.


Meridith Levinson. IT Supercharges NASCAR. CIO Magazine. February 1, 2006