Собственно, это одна из ключевых причин, которые не только позволяют, но и побуждают рассматривать ИТ-подразделение как организацию, предоставляющую услуги — информационные услуги.

И совершенно не случайно аббревиатура CIO переводится буквально как «директор по информации». Это означает, что менеджер в ранге CIO отвечает за предоставление бизнесу доверительного товара — информации. Чтобы этот товар восприняли его заказчики (бизнес-руководители и пользователи), необходимо, чтобы они доверяли тому, кто этот товар предоставит. Следовательно, доверие руководства — объективно необходимое условие продуктивной работы директора по информации и его коллег по информационному блоку.

Если бизнес-руководитель доверяет своим подчиненным, он пользуется получаемой от них информацией для принятия решений. Если не доверяет (такое случается, например, если на предприятие приходит новая команда топ-менеджеров и пытается взять его под свое управление) или считает, что подчиненные не в силах своевременно и правильно обработать имеющуюся у них информацию (например, если на место прежнего специалиста по производственному планированию приходит новый, молодой и неопытный), то инициирует масштабные проекты автоматизации.

Примечательно, что одной из ключевых задач ИТ-проектов, инициируемых бизнесом, является снижение влияния человеческого фактора на основные информационные потоки. Но очевидно, что полностью от него избавиться не удастся.

Справедлив вопрос: почему топ-менеджер может доверять основанной на ИТ системе больше, чем людям? Ведь в любом случае, какие сотрудники на предприятии ни работали бы — хорошие или плохие, честные или жуликоватые, опытные или «зеленые», — именно они вводят в систему первичные документы, используют их в своей деятельности, порождая новые информационные объекты, или производят с ее помощью различные управляющие воздействия. Ответ на этот вопрос может быть следующим: топ-менеджер имеет основания доверять не ИТ, а выстроенной на предприятии организационно-управленческой системе, в которой ИТ-составляющая является одним из ключевых компонентов, но далеко не единственным и тем более не главным. Главный компонент, на мой взгляд, — это сам топ-менеджер вместе с его талантами, навыками, знаниями, интуицией, профессиональным потенциалом.

С этой точки зрения роль CIO, или директора по информации, должна в первую очередь включать очень активное участие в выстраивании организационно-управленческой системы на предприятии и ее совершенствовании. Другими словами, роль CIO выходит далеко за рамки управления ИТ и своим подразделением. Его первостепенной заботой должна стать менеджерская и лидерская деятельность, направленная на то, чтобы сотрудники предприятия предоставляли руководству неискаженную и актуальную информацию, правильным образом ее обрабатывали и продуктивно использовали. Конечная цель этой работы CIO — добиться такого уровня зрелости информационных процессов, который обеспечит доверие топ-менеджеров к получаемой ими информации о работе предприятия.