Рынок высоких технологий

Суперкомпьютеры выше экономики

Рынок серверов высокой производительности в 2007 году вырос на 15,5% и достиг 11,6 млрд. долл. Базируясь на окончательных итогах первых трех кварталов года и предварительных — последнего, IDC отметила, что рынок после некоторого замедления в позапрошлом году продолжил свой рост. Таким образом, за период с 2002 по 2007 год он вырос на 134%. По оценкам аналитиков, темпы его роста сохранятся и к 2011 году он достигнет 15 млрд. долл. Неблагоприятная экономическая ситуация, проявившаяся в 2007 году и продолжающая по сей день, по-видимому, не оказывает на рынок высокопроизводительных систем сколько-нибудь значимого влияния. На данный момент они характеризуются относительно низким присутствием в экономическом секторе, но зато имеют большое значение в госсекторе, промышленности и научных организациях. Ключевую роль в росте рынка сыграл спрос на суперкомпьютеры — системы стоимостью более 500 тыс. долл. 65% рынка составляют кластерные решения.

Кризис Европу не затронет

Кризис экономики США хотя и отразится на европейском ИТ-рынке, но не будет сильно заметен. По сравнению с американским рынком, входящим в состояние депрессии, в Западной и особенно Восточной Европе положение выглядит весьма оптимистичным. Рост всех европейских рынков слегка замедлится, но будет весьма заметен. По данным Forrester, в терминах евро европейский ИТ-рынок за 2008 год вырастет на 3,5%. При этом инвестиции в новые программные продукты будут значительно превышать затраты на аппаратное обеспечение и сетевое оборудование. Позитивные в целом настроения компаний, а также снижение доллара по отношению к евро делают Европу крайне привлекательным рынком для американских вендоров.

Приоритеты на фоне замедления

Уже третий год подряд бизнес-аналитика признается наиболее приоритетной технологией для ИТ-директоров. По мнению аналитиков Gartner, это происходит потому, что ИТ-руководители осознают: только с внедрением средств BI они смогут решить ряд других проблем, также являющихся приоритетными. К таким взаимосвязанным приоритетам можно отнести, например, улучшение качества клиентского сервиса и модернизацию унаследованных приложений. И все же рост мирового рынка бизнес-аналитики несколько замедлился и лишь немного превышает 10% в год. По прогнозам, к 2010 году он снизится до 8,5%, а объем рынка к тому моменту составит около 7 млрд. долл. Это снижение роста вызвано как вызреванием рынка, так и некоторым снижением цен на продукты. Свою роль сыграла и консолидация рынка. После череды поглощений, состоявшихся в 2007 году, две трети рынка бизнес-аналитики сосредоточилось в руках трех мегавендоров. Это является для рынка серьезным сдерживающим фактором. В Gartner открыто советуют заказчикам недавно поглощенных вендоров придержать стратегические инвестиции в BI, по крайней мере до обнародования новыми хозяевами планов по развитию продуктов.

ИТ-бюджеты

Издержкам — лучшие кадры

В условиях ухудшающейся макроэкономической обстановки ИТ-руководители должны немедленно сокращать свои издержки. Как подчеркивают в Gartner, экономические факторы ухудшились до такой степени, что от ИТ требуется принятие определенных мер. Призыв к снижению издержек возник вслед за рекомендацией готовить два бюджета на 2008 год, которую Gartner выдала в октябре прошлого года. Тогда подразумевалось, что один бюджет будет обычным, а второй может потребоваться в случае неблагоприятного развития событий. События развивались именно по второму сценарию, и в условиях кризиса аналитики порекомендовали ИТ-директорам срочно готовиться к снижению инвестиций. Ключевым фактором успеха могут стать кадровые перестановки: лучшие сотрудники должны быть переведены с обычных «креативных» работ на инициативы по сокращению издержек. Соответственным образом должна быть перестроена и система их мотивации. При необходимости можно прибегнуть к услугам внутреннего аудитора, чтобы в явном виде продемонстрировать руководству результаты предпринятых усилий.

Управление

В некомпетентности невиновны

Большинству компаний нужны специалисты в области информационной безопасности. Согласно опросу, проведенному ассоциацией CompTIA, три четверти организаций активно ищут таких специалистов. Однако гораздо интереснее то, что в 40% компаний недовольны навыками в этой области имеющегося персонала. При этом самих ИТ-сотрудников винить в профнепригодности не торопятся, зачастую недостаточность навыков объясняют быстрым развитием технологий. Более половины опрошенных отмечают, что держать руку на пульсе современных технологий сотрудникам становится все сложнее. Разумеется, организации пытаются справиться с этим, предлагая персоналу программы развития. 42% финансируют прохождение внешних тренингов, а 33% готовы оплатить сертификацию сотрудника.

ITIL находит признание

Еще несколько лет назад вопрос внедрения ITIL не находил широкого отклика в бизнес-среде. Однако, столкнувшись с ростом масштабов, компании приходят к пониманию необходимости упорядочить взаимодействие со своими ИТ-департаментами, четко определить их положение в общей структуре организации. Как показали результаты опроса, проведенного Институтом исследований ИТ-процессов (ITPI), использование методик ITIL действительно обеспечивает наиболее эффективное управление ИТ-услугами и напрямую влияет на общие показатели компаний. К примеру, компании, практикующие управление конфигурациями, разрешили на 28% больше инцидентов в рамках SLA (соглашения об уровне обслуживания), чем другие испытуемые. Другой важной практикой является методика стандартизированной конфигурации. Она обеспечивает самые высокие показатели в автоматическом выявлении изменения конфигураций и пробелов в защите. В использующих ее компаниях уровень автоматического выявления недостатков в защите оказался на 42% больше, чем у остальных. У компаний, применяющих строгий контроль над релизами, было на 46% меньше неудачных релизов и на 90% меньше недозволенных изменений. Следовательно, хотя управление изменениями часто является отправным пунктом для внедрения ITIL, стремящиеся к высоким показателям ИТ–департаменты должны сосредоточиться на более строгом контроле над созданием, тестированием и откатом релизов.

Техника безопасности

Для безопасности не хватает знаний

Главной проблемой в области ИТ-безопасности, оказывающей прямое влияние на деятельность организаций, является недостаток информации о лучших практиках. Именно нехватку таких знаний назвали 16% компаний, опрошенных Advanced Technology Alliance. Следом с минимальным отрывом идут такие сугубо технологические проблемы, как защита данных и управление доступом. Как признались аналитики, такой результат стал для них неожиданным. Согласно их ожиданиям, недостаток информации мог войти в число проблем, но никак не в качестве главной «болевой точки». При этом практически все профессионалы в области ИТ-безопасности выразили озабоченность тем, что их компании вопросам безопасности уделяют явно недостаточное внимание. Чаще всего это выражается в том, что существующие угрозы не принимаются в расчет до момента возникновения первого инцидента. Лишь после этого со стороны руководства предпринимаются усилия по предотвращению подобных случаев.

Бизнес и технологии

Удовлетворительно, но не лучше

ИТ-директора практически всегда стремятся повысить качество технологической поддержки бизнеса, однако без участия в принятии стратегических решений это бывает проблематично. 80% ИТ-руководителей, опрошенных Vanson Bourne, заявили, что недостаточное представительство на уровне совета директоров напрямую влияет на их способность оказывать хорошие (а не просто удовлетворительные) ИТ-услуги. Под словом «удовлетворительные» в данном случае подразумевалось рутинное сопровождение систем, а также устранение нештатных ситуаций. Как выяснилось, 40% опрошенных признались, что при текущем положении дел не способны на что-то большее, чем просто сопровождение систем. 42% отметили, что их не вовлекают в процесс принятия решений об ИТ-инвестициях до стадии внедрения, а 44% сказали, что в совете директоров нет руководителя, отвечающего за представительство интересов ИТ. Однако заботят ИТ-руководителей не только управленческие проблемы. Около половины заявляют, что для эффективной работы ИТ не хватает решений для управления изменениями. Примерно у стольких же отсутствуют системы для управления рутинными процедурами, а также осуществления поддержки пользователей.

Единство объектов

Большинство компаний осознали необходимость интеграции корпоративных данных и предпринимают серьезные усилия в этом направлении. Не являясь панацеей, интеграция данных, тем не менее, представляет собой ключевой процесс в повышении значимости корпоративной информации в процессе принятия решений. Особенно это важно, когда необходима передача информации между различными подразделениями в рамках компании, а тем более — с внешними бизнес-партнерами или поставщиками услуг. Как отмечают эксперты компании Informatica, проблема заключается в том, что на один и тот же объект разные подразделения глядят со своей точки зрения и определяют его по-разному. Например, понятие «клиент» для отдела продаж, финансовой службы и кадрового отдела может различаться. Интеграция данных позволяет различным функциональным группам придти к единому определению. Другой функцией интеграции является извлечение данных из унаследованных систем и объединение их в едином хранилище. Эти мероприятия очень актуальны для большинства организаций, особенно в связи с тенденцией к консолидации бизнеса. Разумеется, наиболее эффективным является их совместное проведение. Более того, создание единого хранилища данных подразумевает формирование общего взгляда на объединяемые объекты. На успех этого процесса влияют не столько технологии, сколько квалификация персонала.

Теоретическая экономия

Эффективное управление ИТ-инфраструктурой может сократить до 45% расходов на ее обслуживание и сопровождение, как заявляют в Gartner. Таким образом, совокупная стоимость владения оборудованием может быть значительно снижена. Например, компьютер стоимостью около 1 тыс. долл. через четыре года эксплуатации при неверном управлении ИТ будет обходиться компании в 5 тыс. долл. ежегодно. Еще проблематичнее ситуация с ноутбуками, поддержка которых, как выяснилось, в полтора раза дороже. Однако при грамотном управлении ими издержки могут быть сокращены на 42—45%. Надо отметить, что оценки аналитиков являются чисто теоретическими. Все расчеты проводились ими для гипотетической достаточно крупной организации с централизованными ИТ, обладающей 2,5 тыс. компьютеров и использующей в работе 250 приложений.

Год на треть длиннее

Может ли способ более эффективной работы быть осязаемым? Как оказалось, может. Согласно исследованию, проведенному University of Utah по заказу NEC, замена стандартных мониторов на широкоформатные дисплеи способна дать увеличение продуктивности работы, эквивалентное 76 дополнительным рабочим дням в году. С целью проведения исследования сотне сотрудников университета заменили стандартные 17-дюймовые мониторы на широкоформатные 24-дюймовые. Конечно, речь идет о сотрудниках, которым по роду деятельности приходится иметь дело с текстовыми документами и приложениями. При этом зачастую требуется работа с несколькими открытыми окнами одновременно, и тогда достоинства широких мониторов действительно трудно переоценить. Кроме того, на больших мониторах гораздо проще осуществляется редактирование текстов, а пользователи меньше устают, что в итоге выливается в более эффективную работу.

Мобильный процент

Использование компаниями мобильного доступа к Internet быстро растет. По данным исследовательской компании comScore, за 2007 год число компьютеров, КПК и смартфонов, пользующихся широкополосной связью, выросло в 2,5 раза. При этом 59% всех пользователей составляют сотрудники компаний, по роду работы имеющие необходимость в мобильной связи.
Как отмечают аналитики, этот вид связи имеет огромный потенциал для роста: на данный момент мобильный доступ к Internet практикуют не более 1% пользователей. Возможно, их останавливает то, что пока большинство линий, предлагаемых сотовыми операторами, гораздо медленнее, чем проводная связь или соединения Wi-Fi.