Мировые цены на нефть бьют рекорд за рекордом, цены на газ также стремительно растут. Чего следует ожидать ИТ-службам предприятий отрасли - падения интереса к ИТ, причиной которого может стать рост маржинальных доходов представителей нефтегазовой промышле

Артем Пастушков, коммерческий директор Pba Consult:

Как правило, менеджмент нефтяных компаний, осуществляющих значительные экспортно-импортные операции, осознанно подходит к инновационным проектам в ИТ, понимая конкретные выгоды от их использования, ведь правило бизнеса «дешевле купить, дороже продать» никто не отменял. Следует понимать, что стоимость любых инновационных ИТ-проектов в нефтяных компаниях несоизмеримо меньше затрат при освоении или обустройстве новых месторождений или реконструкции нефтеперерабатывающих производств, где бюджеты проектов могут выражаться в девятизначных суммах долларов или евро.

Вне зависимости от рыночной ситуации на деятельность финансовых департаментов нефтяных компаний, акции которых котируются на мировых фондовых биржах, существенное влияние сейчас оказывают различные внешние регламентирующие инициативы, которые в результате объективно влияют на смещение акцентов функций ИТ-служб нефтяных компаний в сторону проактивной (упреждающей) поддержки бизнеса. Такими инициативами, например, являются фактически законодательные указания (например, закон Сарбейнса — Оксли), в частности по регламентированному ведению финансовой отчетности.

Таким образом, вне зависимости от стоимости нефти или газа работа у ИТ-служб предприятий отрасли будет всегда. Но как бы всем ни хотелось, в обозримом будущем инвестиции в ИТ в российских нефтяных компаниях не будут расти пропорционально росту маржинальных доходов нефтяных компаний, поскольку за последние десятилетия накопилось слишком много проблем иного плана, требующих урегулирования.

Александр Кислицын, директор компании «Лукойл-Информ»:

Я бы не стал говорить обо всей отрасли, потому что мы предметно занимаемся ИТ-инфраструктурой нефтяной компании «Лукойл». Конечно, мы осведомлены о том, как конкурирующие предприятия развивают свои ИТ, и изыскиваем возможности получить информацию о лучших практиках, но говорить об отрасли в целом, пожалуй, некорректно.

В нашей компании ИТ-бюджет определяется задачами, которые стоят перед ИТ-системой. Если есть задача, она рассматривается не просто как функция бизнеса, а как одна из бизнес-целей. Оценивая в бизнес-плане применение тех или иных средств, мы считаем, какую сумму нужно вложить и какая отдача получится на жизненном цикле проекта. Каждую позицию бюджета на информационно-технологическое обеспечение приходится защищать перед высшим руководством. Поэтому, повторюсь, все зависит от бизнес-задач, а не от конъюнктуры рынка. Кстати, все прекрасно знают, что не нефтяные компании определяют стоимость топлива, а государство.

Леонид Корох, CIO компании Aladdin Software Security R.D:

Конечно, рост цен на нефть является существенным фактором в укреплении экономики, однако если в 2005 году эта тенденция способствовала формированию нового типа заказчика ИТ-услуг, способного инвестировать в крупномасштабные ИТ-проекты, то сейчас ситуация изменилась. Относительная стабильность российской экономики позволила многим крупным предприятиям отрасли внедрить комплексные инфраструктурные ИТ-системы. Да, сейчас цены на нефтепродукты растут, но ведь гарантий того, что это продлится и завтра, нет. Между тем крупные высокотехнологичные интеграторские проекты обычно пролонгированы во времени и требуют поэтапных инвестиционных вливаний. Именно поэтому пока складывается ощущение, что скачки цен на энергоносители не повлияют существенным образом на наращивание ИТ-ресурсов.

Александр Федин, директор департамента топливных и смарт-систем компании «АйТи»:

Для развития и повышения эффективности бизнеса необходимы вложения, в том числе и в ИТ. В нефтегазовой промышленности есть целый ряд направлений деятельности, в которых имеется большой потенциал для применения ИТ. Наиболее активно компании инвестируют в технологии, направленные на повышение качества разведки месторождений, рост глубины переработки, снижение потерь при транспортировке и розничной торговле нефтепродуктами, поэтому, думаю, работы у ИТ-директоров в нефтегазовой отрасли не убавится.

Сейчас настало время внедрения сложных, высокоинтеллектуальных систем. Очевидно, что организация эффективного и прибыльного сбыта нефтепродуктов невозможна без ИТ. Мы видим, что этот рынок автоматизации растет, а потенциал его еще велик. Заправки становятся сейчас целыми комплексами торговли и услуг, которые тоже приносят больше прибыли своим владельцам, и при грамотной постановке бизнес-процессов и автоматизации эффективность этого бизнеса существенно возрастает.

Игорь Вихренко, технический директор компании «Тринити Солюшнс»:

На мой взгляд, ничего кардинального на рынке не произойдет, так как сверхприбыли нефтекомпаний успешно изымаются государством. Радует то, что существенная часть этих денег распределяется в виде грантов научным организациям, да и просто вливается в остальную экономику. Благодаря этому последние годы на ИТ-рынке наметился сдвиг от покупки «коробок» к внедрению решений, да и просто к повышению спроса на более дорогую и качественную технику.

Еще один прогноз: вполне вероятное резкое повышение внимания гигантов ИТ-индустрии к российскому рынку из-за неустойчивого положения экономик стран, традиционно составляющих основу их рынка сбыта.

Дмитрий Блудовский, руководитель группы DMS-консалтинга компании «Рексофт»:

На мой взгляд, ИТ-бюджеты предприятий этой отрасли продолжат расти. Главный вопрос: на что эти деньги будут расходоваться. Понятно, что на фоне текущих маржинальных доходов борьба за увеличение эффективности бэк-офисных операций на 5—10% (да еще и не в самой близкой перспективе) выглядит несерьезно. Наверное, более убедительными для руководства будут доводы о необходимости технического переоснащения серверной или большого конференц-зала.

Что касается интеграционных проектов, то больше шансов получить одобрение у бюджетных комитетов будет у тех, кто сделает ставку на повышение управляемости бизнеса. Многие компании, с которыми мы сталкивались в ходе работы, уже давно осознали эту проблему, но немногие были готовы потратить на ее решение адекватные деньги. Сейчас действительно есть шанс эту ситуацию изменить.

Виталий Кононов, генеральный директор компании «Неолант»:

По моим личным ощущениям, рост цен на нефть приводит к возможности тратить на ИТ, если рассматривать ИТ-проект именно как инвестиционный, который должен принести предприятию некую выгоду. При этом выгода может носить разный характер, в основном это касается, конечно, повышения эффективности бизнеса: снижения издержек, повышения качества или производительности.

Поскольку в свое время российские нефтегазовые компании обеспечивали финансирование информационных систем по остаточному принципу, сейчас они находятся на очень низком уровне автоматизации своих процессов и на этом фоне инвестирование в ИТ может дать серьезный эффект, в отличие от западных компаний, где вопросами автоматизации занимаются достаточно давно.

Юрий Клинушкин, руководитель проектов компании «СофтПром»:

Думаю, целесообразно разделять предприятия нефтегазовой сферы на предприятия с участием иностранного капитала и без такового. По моему мнению, предприятия, контролируемые западными собственниками, могут придержать существенную долю ИТ-проектов и других капитальных вложений, не являющихся жизненно необходимыми, до определения тенденции взимоотношений с вновь сформированными властными структурами, а также в связи с событиями прошлого — начала текущего года (конфликт по поводу разработки Ковыктинского месторождения, обыски в офисе ТНК-ВР и т.д.)

Что касается предприятий с отечественным капиталом, наблюдается тенденция роста обращений за оказанием ИТ-услуг и приобретением современного ПО. Думаю, эта тенденция, простимулированная ростом инвестиционного потенциала, продлится и далее.

Андрей Павлов, генеральный директор компании «ДатаДом»:

С середины девяностых годов именно предприятия нефтегазового комплекса были первооткрывателями и первопроходцами в области внедрения ИТ-технологий. Именно они проводили в жизнь наиболее инновационные проекты и технологии. В основном это обусловлено двумя факторами: наличием свободных финансовых средств, которые требовались на внедрение ИТ, а также глобальностью, масштабностью и широкой географией предприятий, требующей повышенного внимания к степени автоматизации, которая позволяет выживать в среде с высокой конкуренцией.

Нынешний скачок цен на сырье не показателен, так как, судя по практике предыдущих лет, правительство всеми силами сдерживало высокую маржинальность предприятий нефтегазового комплекса. Можно предположить аналогичный исход и сейчас.

Потенциальная возможность вступления России в ВТО и в цивилизованный рынок должны постоянно держать сырьевиков в напряжении и заставлять их постоянно оптимизировать свои бизнес-процессы, что, как известно, в современном обществе без повышения уровня автоматизации и наращивания ИТ-инфраструктуры предприятия невозможно. Все эти факторы позволяют предположить, что дополнительные денежные ресурсы, появляющиеся у сырьевиков вследствие повышения маржинальности бизнеса, в немалой степени пойдут на инвестиции в ИТ и в инновационные проекты.

Георгий Бурцев, заместитель директора департамента промышленности и ТЭК и директор отделения по работе с предприятиями нефтяной промышленности компании IBS:

Конечно, в нынешних условиях конъюнктуры рынка не стоит опасаться существенных ограничений бюджетов ИТ-служб предприятий нефтегазовой отрасли. Более того, полагаю, что интерес к ИТ-проектам и решениям должен возрастать. Это связано и с тем фактором, что ведущие предприятия отрасли уже плотно интегрированы в экономические процессы не только государственного, но мирового масштаба, что, в свою очередь, требует соответствующего высокого уровня ИТ-обеспечения. Также необходимо отметить существенную роль ИТ в активно продолжающихся процессах слияний и поглощений, характерных и для мировой экономики в целом. При этом «прорывными» уже в ближайшей перспективе станут, на мой взгляд, специализированные ИТ-решения производственного характера, которые продолжат тенденцию перехода к технологиям класса Smart Oil Field.

Виталий Талдыкин, директор по маркетингу группы компаний «Текора»:

Рост цен на нефть провоцирует появление большого количества инвестиционных ресурсов в отрасли. Грамотная реализация крупномасштабных инвестиционных проектов на сегодняшний день невозможна без эффективной ИТ-поддержки, поэтому мы ожидаем (и видим по нашим заказчикам) существенный рывок в этой области. Возможно, будет не столько количественный, сколько качественный рост. Это обусловлено тем, что в компаниях нефтегазовой отрасли степень проникновения ИТ в бизнес достаточно велика, но ИТ-решения в области управления проектами зачастую не интегрированы в общую систему и потому не дают ожидаемых синергетических эффектов. Качественное развитие предусматривает консолидацию всех информационных систем компании в единое целое.

Геннадий Градов, руководитель управления бизнес-консалтинга компании «РДТех»:

Видимый эффект от внедрения ИТ в нефтегазовой отрасли появился еще десять лет назад и до сих пор огромен. Нефтегазовые компании располагают большими финансовыми ресурсами, за счет чего растет интерес к ИТ (как известно, инвестиции в информационные технологии являются активами предприятия). Топ-менеджеры прекрасно понимают, что значат ИТ для развития нефтегазового бизнеса: информационные технологии позволяют им быстро реагировать на все изменения, происходящие на рынке, это очень важно для гибкого и динамичного перестроения бизнеса в настоящее время, когда цены на нефть и газ растут. Кроме того, ИТ-рынок также не стоит на месте: появляются новые инструменты, которые позволяют эффективно управлять развитием компании.

ИТ-службам предприятий нефтегазовой отрасли определенно следует ожидать роста инвестиций в информационные технологии. Уровень инвестиций будет расти одновременно с увеличением цен на нефть и газ. Ситуация на современном нефтегазовом рынке очень благоприятна для инвестирования в ИТ.

Ирина Яковлева, заместитель директора по работе с корпоративными заказчиками компании «Инфосистемы Джет»:

С нашей точки зрения, прямой зависимости между ростом цен на нефть и увеличением или уменьшением ИТ-бюджета каждого конкретного предприятия нефтегазодобывающей отрасли не будет прослеживаться. Наблюдаются две общие тенденции, характерные для предприятий всех отраслей. Первая — это рост понимания с бизнесом роли ИТ в обеспечении нормального функционирования бизнес-процессов. Вторая — эффективное использование и планирование развития ИТ становится одним из конкурентных преимуществ организации. В этой связи нам видится, что ежегодный бюджет, выделяемый на развитие и эксплуатацию ИТ-инфраструктуры, покупку новых бизнес-приложений, создание резервных центров, обеспечение информационной безопасности, будет увеличиваться.

Алексей Павлов, менеджер по работе с клиентами компании Columbus IT:

Уверен, что падение интереса к ИТ не произойдет, тем более что в добывающей компании всегда есть открытые задачи по ИТ-инфраструктуре. Возможно, следует обратить внимание на те задачи, которые компании давно откладывали и выделяли бюджеты на них по остаточному принципу. Возможно, пришло время для реализации крупного и важного, но ивестиционно емкого проекта, на который не хватало средств.

Получение высокой прибыли — это шанс перевести свое предприятие на новый уровень информационного развития и тем самым подготовить его к возможным коррекциям рынка. Сегодня удается получить высокую прибыль, а завтра может случиться так, что оптимизация издержек будет единственным способом ее увеличения, и вот тогда инвестиции, вложенные в ИТ в период «высокого сезона», смогут пригодиться. Текущая ситуация на рынке создает благоприятные условия для развития, но мало просто получить хорошую прибыль, задача руководителя — правильно инвестировать эту прибыль в развитие компании, а инвестиции в ИТ-проекты — залог успешного развития компании.

Антон Шабунин, генеральный директор компании IBCON:

На текущий момент именно предприятия нефтегазового сектора являются наиболее передовыми в части ИТ, поэтому мы считаем, что дополнительные финансовые ресурсы будут направлены на развитие ИТ-решений и обновление оборудования. Максимальный интерес направлен на реализацию проектов создания порталов, позволяющих объединить информационные системы дочерних компаний в единое информационное пространство.

Дмитрий Михайлов, директор по маркетингу группы компаний «Антрел Автоматизация»:

Сокращения ИТ-бюджетов на предприятиях нефтегазовой отрасли ожидать не приходится. Отрасль и так не является лидером по внедрению информационных технологий. В последние три года наблюдается устойчивый рост расходов на автоматизацию предприятий сектора. Руководство компаний осознало выгоду и реальную отдачу от внедрения систем автоматизации как на уровне производственных, так и на уровне бизнес-процессов. Кроме того, на первый план выходит задача интеграции уже внедренных на систем и создания единого информационного пространства.

Практически завершено создание основных вертикально интегрированных холдингов, делящих рынок России. Контролировать и управлять этими гигантскими структурами будет невозможно без полномасштабной автоматизации на всех уровнях.

Алена Кошкина, директор департамента решений SAP компании GMCS:

Увеличение ставок на рынке нефтегазовых продуктов будет способствовать дальнейшему обострению конкуренции за этот высокодоходный бизнес. В таких условиях преимущество будет на стороне тех, кто сможет максимально эффективно использовать свои ресурсы, включая и информационные технологии, которые все чаще становятся одним из конкурентных преимуществ компаний. Наш опыт работы с предприятиями нефтегазовой отрасли не раз подтверждал, что компании этого сектора часто выступают новаторами в вопросах оптимизации бизнеса с помощью ИТ, поэтому стоит ожидать, что приток дополнительных финансовых средств увеличит приток инвестиций в ИТ.

Роман Журавлев, директор департамента нефтегазовой, металлургической, горнодобывающей и химической промышленности компании SAP в странах СНГ:

Наблюдаемый сейчас общий бизнес-тренд — серьезное увеличение долгосрочных инвестиций в отрасли. Это приводит к росту ИТ-бюджетов, так как еще далеки от завершения ИТ-программы «базовой интеграции» существующих предприятий, к которым из-за инвестиционной активности добавляются бюджеты на интеграцию вновь приобретенных компаний, автоматизацию строящихся и перевооружение реконструируемых объектов. Кроме того, повысившееся внимание к долгосрочному бизнес-планированию стимулировало целый ряд компаний к переходу на долгосрочное планирование ИТ-программ.