Не удивительно, что вопросы экономии занимают сегодня первоочередное место в повестке дня ИТ-директора. То же самое можно сказать и обо всех прочих руководителях высшего звена. В условиях ослабления экономики и снижения доходов компаний затраты становятся

Даже если оборот стремительно снижается, а падение клиентского спроса приводит к тому, что количество операций сокращается с десяти тысяч до тысячи, инвестиции в ИТ по большому счету остаются неизменными. Для обработки транзакций, независимо от их числа, требуются те же самые системы, то же количество людей должно обслуживать эти системы и поддерживать их работоспособность, в процессе функционирования аппаратные средства потребляют тот же объем электроэнергии и т.д. Мы долго слушали рассуждения о масштабируемости ИТ — чтобы поддерживать большое число пользователей, система должна обладать солидным потенциалом для быстрого роста. Но данный процесс необратим — трудно представить, что уменьшение числа пользователей повлечет за собой и соответствующее сокращение расходов.

Конечно, не все здесь потеряно, но мы видим, что ИТ-руководителям приходится тратить дополнительные деньги, чтобы упростить имеющуюся ИТ-среду и создать условия для сокращения расходов в долгосрочной перспективе. Речь идет о дальнейшей гармонизации, синхронизации и консолидации, которые и открывают перед организацией пути обеспечения в будущем существенной экономии.

Как гласит древняя мудрость, для того чтобы заработать (или в данном случае сэкономить), нужны деньги. Повсеместно мы наблюдаем, как компании тратят все новые средства, для того чтобы повысить свою динамичность. Гибкость позволит им быстрее реагировать на изменение потребностей клиентов, а в случае замедления экономики — и на падение клиентского спроса.

Куда инвестировать?

И снова все упирается в гармонизацию, консолидацию и рационализацию. ИТ-руководители нацелены на рационализацию систем, которые должны помочь их организациям быстрее адаптироваться к происходящим переменам. По мере дальнейшего развития информационных технологий мы видим усиление разрастания ИТ — появление сложных сред, объединяющих множество систем узкой специализации. Нередко можно встретить компании, использующие сразу несколько экземпляров одного и того же продукта ERP. Каждый из них окружен своей собственной инфраструктурой и командой поддержки. Причем речь здесь идет уже не о двух-трех экземплярах — в некоторых случаях их может быть несколько сотен. Нет ничего необычного и в построении многочисленных центров обработки данных с хостинговыми системами, которые выполняют всего одну функцию или поддерживают один тип бизнес-транзакций. Увеличение масштабов и сложности препятствует усилению динамичности и создает дополнительные преграды на пути сокращения затрат. ИТ-руководители вынуждены тратить деньги, добиваясь упрощения существующих сред и сокращения разрастания. Достаточно взглянуть на три проекта, над которыми в настоящее время работает консультационное подразделение компании PricewaterhouseCoopers:

  • Консолидация систем ERP восьми различных бизнес-направлений глобального конгломерата в рамках единой структуры.
  • Объединение многочисленных региональных биллинговых систем телекоммуникационной компании в единый комплекс.
  • Оказание технологической компании помощи в разработке стратегии консолидации нескольких центров данных в один.

На что еще тратят деньги ИТ-руководители?

Появление сервисных центров совместного пользования представляет собой расширение концепции консолидации и рационализации. Занявшись рационализацией, ИТ-руководители ищут стратегические источники поддержки консолидированных систем, позволяющие сократить общие затраты. Первый шаг на пути к достижению этой цели — создание сервисных центров совместного пользования — призван объединить ИТ-ресурсы и бизнес-процессы для достижения общей экономии. После объединения можно подумать об автоматизации и дальнейшем усовершенствовании процедур, направленном на снижение затрат и повышение эффективности. Как правило, данный процесс тесно связан со вторым шагом — аутсорсингом и офшорными услугами.

Необходимо искать стратегических партнеров, вместе с которыми можно было бы работать над снижением себестоимости каждой транзакции. Хотя слабеющий доллар и усиление традиционных аутсорсинговых партнеров (в частности Индии) снижают потенциальные возможности для экономии, здесь по-прежнему остается немало пространства для существенного сокращения затрат.

Как отразится экономический спад на расходах на безопасность?

Периоды экономического спада, как правило, сопровождаются ростом преступности. И уже видно, что эта тенденция распространяется и на преступления, связанные с высокими технологиями — мы еще никогда не переживали экономического спада в условиях такой зависимости от ИТ, в какой оказались сегодня. В одном можно быть уверенным. Спад предполагает увольнения, а увольнения не радуют сотрудников. Следовательно, безопасность должна оставаться в центре внимания руководства, потому что увольнения повышают риск внутренних атак. Сотрудники, имеющие доступ к клиентской информации, компьютерным системам и т.д., могут почувствовать себя ущемленными, и хотя большинство работников вовсе не собираются заниматься вредительством, известно, что достаточно всего одного порченого яблока, чтобы сгнила вся корзина. Один сотрудник, имеющий доступ к номерам карточек социального страхования клиентов и выложивший их на всеобщее обозрение, или системный администратор, запустивший вирус в основную компьютерную систему, могут принести немало неприятностей бизнесу.

На чем можно сэкономить?

ИТ-руководители любят заявлять, что отказываются от «интересных проектов», с тем чтобы сосредоточить усилия на решении обязательных задач. На самом деле здесь нужно быть очень осторожным. При краткосрочном сокращении расходов обычно срезается куда больше мускулов, чем жира. Недавнее исследование показало, что 87% ИТ-бюджета тратится на поддержание функционирования существующих систем, а оставшиеся 13% идут на удовлетворение меняющихся потребностей бизнеса. Снова и снова мы наблюдаем, как компании принимаются бессистемно сокращать расходы, а краткосрочный выигрыш сводится на нет потерями в функциональности бизнеса или более высокой стоимостью восстановления работоспособности систем.

Итак, что же мы видим? ИТ-руководители тщательно анализируют свой набор проектов, пытаясь вычленить те, которые не принесут бизнесу весомых мгновенных выгод, то есть отдача от которых начнет ощущаться лишь через 8—12 месяцев. В итоге либо соответствующие проекты отодвигаются на задний план, либо ИТ-директору приходится удлинять временные интервалы, увеличивая сроки окупаемости.


Paul Horowitz. Cost cutting tips: It takes money to save money. CIO (US). 05/19/2008