ИТ с альтернативной ориентацией

В недалеком будущем приложения, предлагаемые по модели SaaS, способны полностью заменить традиционные, считают в Gartner. По данным аналитиков, в развивающихся странах рост таких решений будет вдвое быстрее роста рынка традиционных систем. Одна из важных причин, обусловливающих рост SaaS, — это распространение в корпоративной инфраструктуре мобильных устройств и появление стабильного и качественного доступа к Internet. Кроме того, в прямом смысле дешевую популярность, особенно среди некрупных компаний, им приносит отсутствие мощных стартовых инвестиций на развертывание систем. Опасения же относительно безопасности постепенно начинают уходить в прошлое, хотя еще и не исчезли. В свою очередь аналитики Springboard Research заявляют, что лояльность компаний к решениям SaaS достигла исторического максимума. С одной стороны, такое явление вполне ожидаемо, особенно с учетом молодости технологии, но с другой — скорость ее проникновения в компании действительно велика. Например, в азиатских странах средний рост рынка SaaS в период 2007–2011 годов ожидается на уровне 60% ежегодно. При этом, помимо CRM и кадровых систем, распространение получают и ERP-решения, эффективность которых в рамках SaaS всегда вызывала определенные сомнения.

Несмотря на заметный успех решений SaaS, данный рынок считают весьма незрелым. При этом речь идет как о недостаточной широте предлагаемых решений, так и незрелости самих клиентов. Например, часто в результате внедрения получается изолированное приложение. Заниматься его интеграцией с существующими корпоративными системами компании либо опасаются, либо не считают нужным.

«Компаниям необходимо думать об аутсорсинге следующего поколения: к 2012 году около четверти всех ИТ-услуг будут предоставляться по так называемой нетрадиционной модели», — считает Клаудио Да Ролд, ведущий аналитик Gartner. К нетрадиционным, или альтернативным, моделям услуг (Alternative Delivery and Acquisition Models, ADAM) относится практически все, что связано с термином cloud computing: предоставление любых информационных ресурсов посредством Internet-технологий. Ярким примером является ПО как услуга (SaaS), а также предоставление в качестве услуги дискового пространства, процессорных мощностей, средств связи и дистанционного управления. Главные причины массовой переориентации на новую модель — это потребность клиентов в снижении издержек и повышении гибкости услуг. Сдерживают же развитие услуг ADAM не только вопросы безопасности и незрелости предложений, но и существование унаследованных систем, порождающих проблему миграции.

При этом не стоит опасаться, что альтернативная модель услуг мгновенно заменит собой традиционную. «Рынок услуг будет меняться довольно плавно, и длительное время старые и новые возможности будут сосуществовать», — считает Да Ролд. Например, традиционная модель услуг нужна, когда речь идет об уникальности задач, стоящих перед компанией, или о важности конкретных бизнес-процессов для сохранения ее конкурентных преимуществ.

Как признает Да Ролд, перспективы новой модели в России пока неоднозначны, и главная проблема заключается в низкой востребованности услуг в целом. Как известно, львиную долю российского рынка (до 80%) составляют аппаратное и программное обеспечение — доля услуг на нем весьма мала. Между тем в Европе более половины ИТ-рынка составляют услуги, причем большая их часть опирается на аутсорсинг. К 2011 году на долю ИТ-услуг будет приходиться еще большая часть мирового рынка. Весь вопрос в том, сможет ли Россия соответствовать мировым тенденциям. В частности, рост популярности услуг может стимулироваться резко растущей сложностью проектов. Не обладая достаточной компетенцией, компании будут вынуждены обращаться к внешним поставщикам услуг.

Рынок ИТ-услуг растет, несмотря на нехватку специалистов

По оценкам IDC, объем российского рынка ИТ-услуг вырос в 2007 году на 47,2% и превысил 4,4 млрд. долл. Его столь динамичному развитию способствовал целый ряд факторов. Наиболее заметными из них оказались высокие цены на нефть, крупные федеральные проекты, а также увеличение числа проектов в регионах. Положительно повлияли относительно благоприятный инвестиционный климат и стабильная политическая ситуация. Крупнейшими сегментами российского рынка услуг стали системная интеграция (30%), консалтинг и разработки заказного ПО (29%), услуги по технической поддержке (19%). Крупнейшим потребителем услуг, как и в прежние годы, остался финансовый сектор, за которым следуют государственные структуры и телекоммуникационный сектор. Наиболее динамично развивался сектор образования, пока весьма небольшой по объему. Темпы его роста достигли 167%, в значительной степени благодаря мероприятиям, проводимым в рамках приоритетного национального проекта.

«Высокий спрос на услуги внедренческого консалтинга, кастомизации систем и сопровождения приложений был обусловлен рекордными темпами роста рынка ERP-систем и существенным снижением уровня пиратства», — отметил Александр Прохоров, аналитик IDC по рынку ИТ-услуг. Кроме того, высокими темпами рос рынок ИТ-аутсорсинга: все больше российских фирм готовы передавать ИТ-ресурсы во внешнее управление. Среди факторов, сдерживающих рост рынка услуг, можно отметить недостаток специалистов и институционную незрелость, выраженную в недостатке прозрачности, несовершенстве законодательства, коррупции и бюрократии.

В целом доля ИТ-услуг в структуре российского рынка ИТ в 2007 году составила 20%. По прогнозам IDC, к 2009 году объем рынка услуг превысит 8 млрд. долл., а его доля составит около 26%.

Ведущий рубрики — Николай Смирнов