Повышенный интерес к тому, что понятию «система», столь широко используемому сейчас, придается глубокий смысл, связан с рядом причин. Коснемся лишь некоторых из них, но весьма существенных.

Первая и, на наш взгляд, самая существенная причина столь пристального внимания к понятию «система» определяется принятым (разработчиком, поставщиком, покупателем продуктов, технологий и решений) взглядом на исходную систему, то есть на ту, в которой заказчик автоматизирует обработку информации с целью повышения эффективности бизнеса. При подобном взгляде модель исходной системы изначально описывается как информационно-технологическая, то есть в общей модели внимание обращается на те компоненты, элементы, а также состояния системы и функции перехода из состояния в состояние, которые можно представить вербально на естественном языке за доступное время и с приемлемой количественной оценкой. Такой подход позволяет перейти к описанию системы на алгоритмическом языке и затем на языке программирования. При этом предполагается, что модель исходной системы может быть «загрублена» — что ее можно описать приближенно, опираясь лишь на возможности, реализованные в программно-аппаратных платформах. Обычно рассматриваемые в информационных технологиях исходные системы относят к весьма представительным классам систем, включающим, например, информационные, государственные или корпоративные, как правило, характеризуемые многомерными множествами компонентов, элементов, состояний и разнообразными функциями перехода. Именно эта многомерность не позволяет при проектировании выбирать подходящую модель для исходной системы, на основании которой удастся реализовать решение по автоматизации обработки информации, позволяющее эффективно управлять функционированием исходной системы. Поэтому в ИТ принято рассматривать загрубленную модель исходной системы, в которой обычно действуют существенные ограничения на размерность компонентов, элементов, состояний и разнообразие функций.

Вторая причина связана со значительной зависимостью загрубленной модели исходной системы от вербального описания компонентов, элементов, состояний и функций перехода исходной системы, которые на физическом или организационном уровне не позволяют его проводить из-за их неопределенности или длительности необходимого времени для такого выполнения. Например, отсутствие ИТ-поддержки технологических производственных процессов в отраслевых системах типа АСУ при принятии эффективного решения по управлению исходной системой в значительной мере связано с необходимостью отслеживать ее состояние на физическом уровне.

И третья причина состоит в том, что загрубленные модели исходной системы базируются на программно-аппаратных представлениях, привязанных к жизненному циклу программ и интерфейсным технологиям, с помощью которых реализуются решения для исходной системы, весьма далекие от концепции открытых систем. Например, реализация решений для исходной системы в виде сбора из отдельных программно-технологических составляющих обычно приводит к загрубленным моделям, которые плохо масштабируются или слабо функциональны по сравнению с исходной системой.

В подавляющем большинстве случаев отсутствие сколько-нибудь приемлемой модели исходной системы весьма болезненно сказывается на работе ИТ-директоров, поэтому следует обсудить принципы методологии таких моделей и построения приемлемых загрубленных моделей исходной системы.

Для этого вернемся к классическим, рассматривавшимся в кибернетике представлениям исходной системы и соотнесем их с современным пониманием. Под системой будем понимать, согласно Норберту Винеру, следующее: система состоит из частей (компонентов), те в свою очередь — из элементов, которые могут находиться, вообще говоря, в различных состояниях, а переходы из состояния в состояние задаются функциями перехода. Формальная модель системы обычно описывается набором из множеств компонентов, элементов и состояний, функции перехода задаются на произведении множеств компонентов, элементов и состояний, а значения принимаются из множества состояний.

Таким образом, загрубленную модель исходной системы следует рассматривать, задавая ее на подмножествах модели исходной системы.

Геля Рузайкин — научный редактор журнала «Мир ПК»; ruza@pcworld.ru