Выводы исследования, посвященного вопросам согласованности бизнеса и ИТ, которое подготовил вице-президент Gartner Джон Махони, были опубликованы пару месяцев назад, когда влияние экономического кризиса на российскую экономику было не так очевидно. Сейчас

Что вы понимаете под согласованностью бизнеса и ИТ?

Согласованность с бизнесом — это понимание ИТ-департаментом потребностей бизнеса. Если раньше бизнес и ИТ-служба обычно существовали порознь, то теперь картина меняется: ИТ-подразделение замыкается на бизнес и делает его зависимым от ИТ. Иногда возможность технологических изменений способна влиять на стратегию бизнеса. Именно поэтому роль CIO в современных условиях становится такой значимой. Это единственная функция в бизнесе, которая оказывает влияние на саму природу бизнеса. Такого не происходит ни с финансами, ни с кадровой службой, ни с производством или маркетингом.

Технологии стали более мощным инструментом бизнеса, более того — ИТ-служба сейчас работает с реальным активами предприятия, которые составляют суть бизнеса. До конца 90-х годов на ИТ-службе лежала поддержка рутинных операций бизнеса. Сейчас ситуация изменилась и использование ИТ в бизнесе становится все более важной частью стратегических бизнес-планов. Это изменило профиль и место CIO.

Вы говорите, границы взаимоотношений ИТ и бизнеса расширяются от предоставления услуг к преобразованию бизнеса. Как это выглядит на практике с точки зрения позиции CIO?

CIO должен предоставлять сейчас совершенно иной результат своего труда, чем несколько лет назад. Если раньше результатом была ИТ-система, которая хорошо работает и недорого обходится предприятию, то теперь результатом деятельности CIO становится понимание и представление бизнеса о том, каким может быть его будущее. Для CIO это означает, что он должен быть уверен, что вся технологическая информационная основа продолжает работать, как ей и полагается (то есть с точки зрения технологий все находится под строгим контролем ИТ-службы или партнеров, которых она наняла), а сам CIO концентрирует свое внимание на том, чтобы достичь хорошей согласованности с бизнесом, и предлагает ему такие проекты, которые позволяют изменить работу компании.

Например, компания, выпускающая сельскохозяйственные удобрения, сейчас использует ИТ, чтобы лучше снабжать информацией фермеров. Для этого она реализовала большой трансформационный проект, в ходе которого произошли кардинальные изменения в деятельности продавцов и фермеров. Весь этот проект был разработан специалистами по ИТ-стратегии и представлен как преобразование бизнеса, а не просто как технологические изменения. После этого CIO был продвинут по служебной лестнице. Этот пример наглядно демонстрирует, как изменилась роль CIO.

Как выглядят основные тенденции изменения позиции CIO? К чему он должен быть готов?

Сегодня новые идеи относительно применения ИТ нередко рождаются за пределами ИТ-департамента. Например, очень многие банковские трейдеры хорошо разбираются в ИТ и у них большой спрос на новые идеи. В бизнес-среде появляется много новых идей, и CIO должен хорошо улавливать спрос на ИТ.

Чем более зрелой становится та или иная технология, тем больше сотрудников может с ней работать. Для многих CIO это означает очень большие перемены. Многие привыкли быть успешными, используя власть либо жесткий контроль. Сейчас им приходится добиваться успеха, помогая другим делать что-то новое и мотивируя их. Таким образом, наблюдается еще одна интересная тенденция: на технологии сегодня влияет очень большое количество самых разных людей.

С течением времени число ИТ-специалистов, которые разбираются в своей области, останется примерно на том же уровне, зато количество бизнес-сотрудников, которые понимают, что такое ИТ, в ближайшие годы многократно увеличится. Это происходит потому, что на предприятия приходит новое поколение, которое родилось в цифровую эпоху. Для CIO это означает, что ИТ-службе придется иметь дело и обучать гораздо большее количество сотрудников, чем сейчас, причем не начинающих пользователей, а тех, кто уже понимает место и значение ИТ в своей части бизнеса больше, чем сотрудники ИТ-департамента.