Использование адекватной ИТ-поддержки взаимодействия с партнерами и опора на стандарты способствуют снижению издержек вдоль всей цепочки поставок. В совокупности с грамотным использованием управленческой теории это один из путей выхода из кризиса.

Толковый словарь эпохи кризиса

Константин Поляков

Адекватная ИТ-поддержка взаимодействия с партнерами и опора на стандарты способствуют снижению издержек по всей цепочке поставок. В сочетании с грамотным использованием управленческой теории это один из путей выхода из кризиса.



Ни один экономический термин, возможно, не привлекал к себе столько внимания, как "эффективность". На вопрос о том, как вы собираетесь бороться с кризисом, очень многие отвечают: "Будем повышать свою эффективность!"

Чтобы правильно оценить роль ИТ в решении этой задачи, необходимо прежде всего выяснить, что скрывается за термином "эффективность". В российской практике существует два распространенных его толкования, отмеченных в экономико-математическом словаре. Во-первых, его используют для обозначения соотношения затрат и достигнутого результата. Например, эффективность инвестиций может определяться как частное от деления полученной прибыли на объем инвестиций. Во-вторых, часто под эффективностью понимают степень достижения некоторой цели, что правильнее называть результативностью. Из-за этого нередко возникает путаница. В обстановке экономического кризиса более естественным и перспективным является первое толкование. Действительно, большинство предприятий, говоря об эффективности, часто имеют в виду снижение затрат, требующихся для достижения результатов, поскольку улучшить сами результаты уже не рассчитывают. Например, розничные предприятия стремятся поддержать текущий уровень продаж за меньшие деньги, в частности снижая величину страховых запасов.

Таким образом, ИТ-поддержка бизнеса "кризисного образца" должна в первую очередь способствовать снижению издержек, а не увеличению объемов продаж, поскольку последнее маловероятно. Однако практика показывает, что и здесь новое — это в основном хорошо забытое старое. Пытаясь предложить что-либо в этом направлении, вендоры часто извлекают на свет концепции, по сути столь очевидные, что они воспринимаются как само собой разумеющееся. В частности, вновь активно привлекается внимание к технологиям планирования, например к интегрированному бизнес-планированию (Integrated Business Planning).

Неожиданно выясняется, что во многих компаниях планы различных бизнес-единиц не согласованы между собой и, более того, не согласованы с планами продаж. Вряд ли имеет смысл приводить длинные списки книг и статей, в которых на протяжении прошлого века говорилось, что так делать нельзя. Например, концепция управления цепочками поставок предполагает наличие согласованного планирования вдоль всей цепочки, начиная от продаж конечному потребителю. Если ситуация действительно такова, как утверждают вендоры и многие консалтинговые компании, то можно лишь констатировать наличие большого разрыва между управленческой теорией, а также основанными на ней приложениями и практикой. В таком случае бедственное положение многих организаций есть результат в первую очередь "невыученных уроков", а не кризиса как такового. Можно лишь посоветовать им в очередной раз устраивать свою жизнь по правилам, а не "по понятиям".

Одним из путей повышения собственной эффективности, то есть снижения издержек при стабильном результате, является наведение порядка на доступном организации участке цепочки поставок, в частности организация адекватной ИТ-поддержки взаимодействия компании с ее бизнес-партнерами, если их по какой-либо причине нельзя купить. Это в очередной раз нашло подтверждение в рамках дискуссий на круглом столе, организованном журналом "Директор информационной службы" CIO.ru в конце января и посвященном ИТ-интеграции партнеров. Практика показывает, что зачастую развитие ИТ-поддержки взаимодействия с партнерами тормозится отсутствием стандартов. Во многих случаях недальновидные участники цепочки поставок, рассчитывающие повлиять на своих партнеров, не только не участвуют в процессе разработки стандартов, но фактически тормозят его, вынуждая партнеров следовать своим уникальным требованиям. В то же время пример компании DHL показывает, что в любом сегменте рынка инвестиции в стандартизацию электронного взаимодействия всегда способствуют снижению издержек у всех участников процесса.



Блог редактора: blog.osp.ru/blogs/nord/