Одно из первых мест в практике и теории менеджмента занимает поиск эффективных антикризисных решений c использованием системного подхода к управлению рисками, реализовать который нужно еще в «мирное» время, до начала очередного экономического катаклизма
3 полосы
Таблица (можно пожертвовать), рисунок, врезка
Системное управление рисками машиностроительного холдинга
Андрей Баутов, Андрей Максимов
Одно из первых мест в практике и теории менеджмента занимает поиск эффективных антикризисных решений c использованием системного подхода к управлению рисками, реализовать который нужно еще в «мирное» время, до начала очередного экономического катаклизма
В современных условиях проблема выживания компаний, сохранения и обеспечения их дальнейшего развития приобрела особую актуальность. Кризис охватил не только отдельные предприятия, но и целые отрасли. К наиболее пострадавшим, в частности, относится автомобилестроение. Банкротство Crysler и проблемы Opel служат тому наглядными примерами. В связи с этим резко усилился интерес к решениям, позволяющим повысить выживаемость хозяйствующих субъектов в экстремальных экономических условиях.
Кризис высветил ключевую проблему – несовершенство управления рисками во всех аспектах: концептуальных, методологических, управленческих, технологических, организационных. Например, согласно нашему анализу, у 47% компаний – лидеров производства грузовых автомобилей в мире - отсутствуют системы управления рисками (см. таблицу), что говорит о недостаточном внимании их владельцев и менеджмента к сохранению бизнеса, а также о склонности к краткосрочным деловым стратегиям и патерналистским настроениям, особенно в России. Широко известной иллюстрацией является судьба АвтоВАЗа.
Рассмотрим практическое применение методологий и стандартов риск-менеджмента на примере группы КАМАЗ, а также взаимосвязь стандартов риск-менеджмента и обеспечения непрерывности бизнеса.
Таблица. Наличие систем управления рисками в компаниях – производителях грузовых автомобилей
№ пп |
Название компании |
Информация по управлению рисками |
1 |
Минский автомобильный завод |
Нет |
2 |
Холдинговая компания КрАЗ |
Нет |
3 |
Автомобильный завод «Урал» |
Нет |
4 |
VOLVO Group, включая Volvo Trucks, Mack Trucks, Renault Trucks |
Есть |
5 |
MAN |
Есть |
6 |
IVECO |
Есть |
7 |
Scania |
Есть |
8 |
Daimler |
Есть |
9 |
Mitsubishi |
Есть |
10 |
КАМАЗ |
Есть |
11 |
DAF |
Нет |
12 |
Hyundai |
Нет |
13 |
Isuzu |
Нет |
14 |
Tata |
Есть |
Примечание: оценка наличия систем управления рисками проведена на основании анализа официальных сайтов компаний по состоянию на начало июля 2009 года
Концепция управления рисками
Система управления рисками (СУР) в группе КАМАЗ, занимающей 11 место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей и 8 место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей, начала формироваться еще в 2006 году с разработки и принятия советом директоров концепции внедрения системы управления рисками. В ней определены взгляды руководства на цели риск-менеджмента компании, а также пути и способы их достижения. Практическое создание этой системы началось в середине 2007 года. К настоящему времени, несмотря на текущие проблемы, во многом связанные с кризисом, система управления рисками создана, пользователи включились в работу, отрабатываются ключевые элементы системы, формируются планы ее развития.
Прежде чем приступить к созданию СУР, компания должна была решить принципиальные вопросы: на какой методической базе строить систему и какими принципами и концепциями риск-менеджмента руководствоваться? Были проанализированы современные теоретические и практические достижения и принято решение положить в основу системы управления риском так называемый риск-менеджмент масштаба организации, или «интегрированную модель». Эта концепция подразумевает вовлечение в управление рисками всех сотрудников организации.
Можно выделить следующие основные особенности реализуемой в группе КАМАЗ модели. Прежде всего СУР не является самостоятельной системой, а интегрирована, через деятельность соответствующего персонала, в существующие процессы управления производством, качеством, финансами и другие системы управления. Она обеспечивает достижение принятых стратегических и тактических целей компании через управление не отдельными рисками, а их портфелем. Ее элементы и процессы разработаны таким образом, что способны реагировать на изменение складывающейся обстановки. Для этого, в частности, широко используются информационные технологии.
В условиях финансово-экономического кризиса значимость управления рисками для сохранения и развития компании существенно возрастает. Применение СУР снижает угрозы и увеличивает возможности для достижения стратегических целей, включая увеличение прибыли и дивидендов акционеров. Достичь поставленных целей предполагается путем решения целого комплекса задач, среди которых идентификация рисков и их оценка; оценка влияния рисков на стратегические цели компании; разработка мероприятий по управлению рисками; организация процессов управления рисками; обучение и повышение квалификации персонала в области управления рисками; формирование и реализация плана управления рисками группы КАМАЗ.
В кризис у СУР появились и дополнительные задачи. Для оперативного формирования плана управления рисками в условиях кризиса и организации автоматизированного контроля за его выполнением была проведена оценка рисков компании в текущих условиях и их влияния на достижение целей антикризисного управления, разработаны мероприятия по управлению рисками в условиях кризиса.
Структура
Система управления рисками состоит из трех основных компонентов: организационного, включающего персонал организации; нормативно-методического, содержащего документированное описание процессов управления рисками, методики и регламенты; информационно-технологического, включающего базу данных о рисках и автоматизированную систему управления рисками, обеспечивающих оперативность и соответствие принятым стандартам и процедурам.
Организация
В организационную структуру СУР включены менеджеры и сотрудники компании, выполняющие определенные должностные обязанности. Таким образом, реализуется основное требование интегрированной модели – вовлечение персонала организации в управление рисками.
Сотрудники, назначаемые приказом генерального директора ответственными за управление рисками, являются основой организационного компонента СУР компании. В настоящее время их около 700 человек, или примерно 1,5% от общей численности персонала. На их плечи возложены разработка мероприятий по управлению закрепленными за ними рисками; реализация мероприятий, включенных в план, а также составление отчетности о запланированных и внеплановых мероприятиях по управлению рисками. Ядром организационного компонента является бюро управления рисками.
ИТ-компонент
Масштаб группы КАМАЗ, характер рисков и иные объективные обстоятельства потребовали широкого использования информационных технологий. Все процессы управления рисками, которые возможно автоматизировать, сегодня уже автоматизированы. База данных содержит всю информацию о рисках компании, а автоматизированная система обеспечивает полнофункциональное управление ими.
Планирование
Основным документом системы является план управления рисками. Отдельные мероприятия, включаемые в план, разрабатывают ответственные за управление рисками и согласуют их с соответствующими координаторами. Окончательный план формируется бюро управления рисками с помощью средств автоматизированной системы.
Планирование управления предусматривает детальную разработку мероприятий в отношении каждого из идентифицированных рисков, приоритезацию этих мероприятий и создание сводного их перечня. Основная цель планирования – разработка действий для управления выявленными рисками с учетом их ранжирования и обеспечение исполнения этих действий посредством их интеграции в общие процессы управления компании.
План периодически корректируется по мере накопления информации о возможных рисках или по результатам анализа их реализации.
Стандартами риск-менеджмента предусмотрен всесторонний контроль за рисками и процессами по их управлению. Например, Risk Management Standard (AIRMIC, ALARM, IRM: 2002, translation copyright FERMA: 2003) устанавливает, что «эффективность управления рисками зависит от способов (методов) контроля и своевременного оповещения обо всех изменениях в программе управления рисками организации. Постоянный аудит как самой системы управления рисками, так и соответствия принятым стандартам, необходим для выявления вопросов, требующих дополнительного вмешательства. Необходимо при этом помнить, что организация находится в постоянном развитии, в динамично развивающемся окружении. Все внутренние и внешние изменения должны выявляться и учитываться в действующей системе управления рисками».
Мониторинг осуществляется с помощью средств автоматизации и охватывает практически все звенья и процессы системы. Он предполагает контроль сроков выполнения мероприятий, процесса выдачи справок руководству о ходе выполнения мероприятий, процесса разработки предложений по выполнению мероприятий и корректировке плана управления рисками.
Автоматизация управления рисками
Единое информационное пространство системы риск-менеджмента компании способствует совершенствованию процессов управления рисками, автоматизация повышает эффективность деятельности персонала, участвующего в управлении рисками, создает действенные механизмы информационной поддержки принятия управленческих решений при управлении рисками; ускоряет получение сводной отчетности по управлению рисками, обеспечивает мониторинг.
Автоматизированная система применяется на КАМАЗ для целого ряда процессов управления рисками, включая обработку информации по специальным алгоритмам. Например, данные алгоритмы позволяют рассчитать и визуализировать индивидуальные и корпоративные профили рисков КАМАЗ, карты и профили рисков, влияющие на достижение стратегических целей компании, а также провести интегральную оценку влияния рисков на достижение каждой стратегической цели. Кроме того, в системе заложена проверка целостности, непротиворечивости исходных данных, предусмотрен контроль логических ошибок.
Для обеспечения функционирования автоматизированной системы управления рисками, исходя из особенностей организационной структуры компании и ее бизнес-процессов, было принято решение создать систему с трехуровневой архитектурой на базе Web-технологий (см. рисунок). Она предполагает наличие клиентского приложения (презентационный уровень), подключенного к серверу приложений (уровень бизнес-логики), который в свою очередь подключен к серверу базы данных (уровень данных и ресурсов).
Рисунок. Архитектура системы
Работа экспертов
В зависимости от назначенной роли пользователь в системе получает индивидуальный набор возможностей. Например, эксперт по оценке и сравнению рисков может с помощью предоставленных средств сформировать перечень рисков и произвести их оценку. Эксперты оценивают риски по категориям последствий наступления риска, его вероятности, а также возможности управления им. Для каждой категории разработаны шкалы оценки, которые при необходимости могут изменяться администратором системы. Эксперты оценивают все идентифицированные риски и осуществляют прогноз изменений, в том числе значений возможных убытков КАМАЗ при реализации тех или иных рисков. Один и тот же риск могут оценивать несколько экспертов, поэтому в системе используются алгоритмы, обеспечивающие статистическую обработку индивидуальных оценок. Результаты обработки визуализируются, в том числе в виде карт и профилей рисков.
Следует отметить, что эксперты при необходимости определяют и корректируют допустимые (приемлемые) уровни рисков, имеют возможность сравнивать риски для их ранжирования по значимости. Данная функция необходима, чтобы повысить качество оценок рисков и получить дополнительную информацию. Результаты ранжирования используются прежде всего при отборе рисков для финансирования мероприятий по их управлению в условиях ограниченного бюджета. Эксперт имеет возможность просмотреть результаты предыдущих оценок и проверить полноту своей работы путем сравнения запланированного объема оцениваемых рисков с фактически выполненным. Получить поддержку эксперт может, связавшись с администратором системы.
Результаты и перспективы
К настоящему времени система управления рисками в группе КАМАЗ практически создана, разработан комплект нормативно-методической документации. Вся информация, подготовленная экспертами по оценке рисков и их влияния на достижение целей компании, в том числе и целей антикризисного управления, собрана в соответствующей базе данных. Работа всех сотрудников по риск-менеджменту осуществляется в автоматизированной системе управления рисками. С 2006 года было проведено несколько циклов обучения и повышения квалификации персонала группы КАМАЗ в области управления рисками. В настоящее время разрабатывается план управления рисками компании в условиях кризиса.
Однако полученные к настоящему моменту результаты не являются окончательными. В группу КАМАЗ входит около ста дочерних и зависимых обществ. Все они должны быть охвачены системой управления рисками на единой методической, нормативной, информационной и организационной основе. Поскольку основы системы управления рисками группы КАМАЗ созданы, планируется развернуть ее в полномасштабном формате для всей группы.
Ряд особенностей производства основной продукции автозавода КАМАЗ, такие, например, как наличие многочисленных организаций-поставщиков комплектующих, а также общеэкономический кризис, ведут к росту основных рисков производства.
Добиться снижения рисков, связанных с бизнес-процессами производства продукции, повысить устойчивость этих бизнес-процессов, сохранить и продвигать имидж холдинга, своевременно и согласованно устранять реальные и предотвращать потенциальные угрозы можно путем интеграции автоматизированных систем управления производством и бухгалтерской отчетности с системой управления рисками на базе процессно-ориентированного подхода, в том числе с учетом требований непрерывности производства. Как ожидается, это снизит внеплановые потери при производстве продукции автомобильным заводом, а также повысит качество и оперативность управления его бизнес-процессами.
Актуально
Мировую экономику, в том числе российскую, ожидает достаточно длительный тяжелый период. Необходимо с наименьшими потерями пройти его и быть готовыми эффективно развиваться после окончания кризиса. Для этого, вне всякого сомнения, требуется управлять рисками и уметь делать это в сложных условиях.
Андрей Баутов — первый заместитель генерального директора Международного института исследования риска (МИИР); anb_main@mail.ru
Андрей Максимов — главный бухгалтер ОАО «КАМАЗ»; maximov@kamaz.org
[[[[ Врезка
Подробности
«Автоматизированная система анализа и оценки экспертной информации о рисках ОАО "КАМАЗ"» (АСОЭИ) включает общее и специальное программное обеспечение, а также средства разработки специального программного обеспечения.
Общее программное обеспечение включает операционную систему сервера баз данных и приложений Microsoft Windows Server 2003 клиентскую операционную систему Microsoft Windows XP Professional, серверную СУБД Microsoft SQL Server 2005 или выше, серверные службы Internet Information Services, среду выполнения приложений .NET Framework версии 2.1 или выше, а также пакет офисных приложений и программ Microsoft Office Professional 2007. Взаимодействие программного обеспечения осуществляется в архитектуре «клиент-сервер» через локальную сеть посредством протоколов TCP/IP.
Специальное программное обеспечение включает подсистемы накопления и обработки экспертной информации о рисках; подсистемы информационной поддержки процессов управления рисками и мониторинга; подсистемы информационного сопровождения совершенствования знаний и представления информации; а также подсистему администрирования и разграничения доступа. Кроме того, в состав информационного обеспечения АСОЭИ входят база данных и внешние файлы. Специальное программное обеспечение представляет собой узел модулей Web-приложений, включающих наборы страниц ASP.NET, обеспечивающих доступ к базе данных. Для управления узлом Web-приложений используется Интернет Information Services 6.0 из состава Windows Server 2003. Доступ к модулям функционального программного обеспечения осуществляется через Microsoft Internet Explorer 6.0. ]]]]]