Реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения в Москве проходит гораздо эффективнее, чем в других регионах России. Показателем этого служит низкий процент льготников, предпочитающих денежные компенсации бесплатному лекарственному обеспеч
Принципы социальной защиты в развитых странах предполагают бесплатное снабжение лекарствами незащищенных категорий населения. Вполне естественным началом реформы системы социальной защиты в России было появление программы дополнительного лекарственного обеспечения, которая, по замыслу разработчиков, должна была обеспечить централизованный контроль снабжения льготников лекарствами и эффективное расходование выделенных на это государственных средств. Проект появился в 2004 году в рамках программы монетизации существовавших до этого натуральных льгот.
Всем известно, что реализация программы в России не проходила гладко. Недостаточная подготовка практически сразу же сказалась на снабжении граждан лекарствами. В медицинских учреждениях отсутствовало необходимое программное обеспечение для ведения регламентированной отчетности, уровень квалификации персонала был явно недостаточным. Рецепты оформлялись с нарушениями, и территориальные отделения Фонда обязательного медицинского страхования отказывались производить по ним оплату. Дистрибьюторам пришлось инвестировать внушительные средства в создание информационных систем учета отпуска лекарств. В результате вполне ожидаемым следствием стал массовый отказ льготников от лекарственного обеспечения в пользу денежных выплат.
Однако ситуация была катастрофической не во всех регионах. К примеру, столица оказалась в явно выигрышном положении, и причина заключалась не только в ее финансовом благополучии. С 1996 года Москва первой среди субъектов федерации занялась проблемой льготного лекарственного обеспечения. К моменту старта программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) за почти десятилетие столичный Департамент здравоохранения накопил весомый практический опыт, важнейшей частью которого является информационная система, поддерживающая процессы лекарственного обеспечения граждан.
Первоначально эта система создавалась в Москве для информационной поддержки финансирования лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение социальных услуг из бюджета, а также больных с тяжелыми хроническими заболеваниями. Разработку и поддержку системы с самого начала осуществлял Городской медицинский компьютерный центр распределительных информационных технологий (ГМКЦРИТ) — специализированная организация, в настоящее время занимающаяся развитием информационно-аналитических технологий, обеспечивающих реализацию программ ДЛО. Созданная за время ее работы комплексная система сбора, передачи, хранения и обработки данных послужила надежной основой для поддержки процессов ДЛО. Она обеспечивает автоматизацию всех процессов, начиная от учета первичных данных и заканчивая полной статистической, финансовой и аналитической отчетностью с возможностью глубокого ретроспективного анализа данных.
Для осуществления процесса сбора и передачи данных развертывается защищенная сеть, которая соединяет все объекты автоматизации — лечебно-профилактические учреждения, аптеки и другие организации, участвующие в работе программы ДЛО.
Аналитическая часть разработанного решения базируется на архитектуре информационно-аналитических систем с использованием технологии хранилищ данных и бизнес-аналитики. В качестве платформы для хранилища данных используется СУБД Oracle 10g Enterprise Edition, а для реализации функционала отчетности — система Business Objects (сейчас эту систему развивает компания SAP), поддержку по ее внедрению оказывала компания BI Partner.
Столичный опыт
ГМКЦРИТ занимается информационным обслуживанием льготного обеспечения лекарствами последние 12 лет. На протяжении длительного времени компания использует программные средства собственной разработки, потому что, во-первых, в 90-х годах рынок промышленных ИТ-решений был недостаточно развит, и во-вторых, компьютерное оборудование, находившееся в поликлиниках до недавнего времени, не соответствовало даже самым минимальным требованиям, которые предъявляют тиражируемые программные системы. В результате всю деятельность приходилось подстраивать под слабейшее звено.
«Когда в лечебных учреждениях появилась возможность заменить технические средства, а у нас — перейти от устаревших информационных систем к современным, мы ею сразу воспользовались», — вспоминает Леонид Лемко, генеральный директор ГМКЦРИТ. Например, с появлением в информационной структуре технологии хранилища данных удалось полностью обеспечить всех заинтересованных участников оперативной аналитикой.
Система рассчитана главным образом на учет и эффективное использование имеющихся денежных средств. В конечном итоге, общей целью всех усилий является более качественное обслуживание льготных категорий граждан в условиях имеющихся бюджетных ограничений.
В столице сосредоточено более 10% федеральных льготников, и этим она отличается от многих регионов. Общее же количество как федеральных, так и региональных льготников составляет 16% населения. В Москве за месяц выписывается 1,5 млн. льготных рецептов. Это составляет почти 20 млн. записей в год.
Для эффективного контроля за расходованием средств на оплату льготных рецептов требуется обеспечить не только прозрачность товарно-денежных потоков, но и анализ происходящих тенденций. К числу наиболее актуальных показателей можно отнести изменение числа льготников по тому или иному заболеванию, а также заболевания, являющиеся для региона наиболее затратными.
Не только каждый регион страны, но даже и отдельные административные округа Москвы обладают своими особенностями, которые приводят к тому, что какой-то тип заболеваний выходит на первый план. Например, в каком-то регионе может быть повышенный процент ветеранов-чернобыльцев, страдающих онкологическими заболеваниями. В Москве непростая экология, и в ряде административных округов широко распространена бронхиальная астма. Накопленный опыт и огромная база данных позволяют проводить необходимый анализ.
С точки зрения финансиста полученная информация важна для планирования расходов. Зная число льготников и ориентировочную стоимость их обслуживания, можно спрогнозировать затраты и спланировать распределение средств на следующие годы. С точки зрения медиков можно отследить контингент льготников как по возрастному, как и по половому признаку. Наконец, единая база данных позволяет всем участникам процесса оперативно отчитываться перед вышестоящими организациями.
Лояльность по-московски
В 2006 году вся информация от компаний, предоставляющих аналитические данные, консолидировалась и отправлялась в Фонд обязательного медицинского страхования для экспертизы. В настоящее время консолидированной аналитической информации по России нет, потому что ФОМС выведен из работы ДЛО и каждый регион отчитывается перед Минздравсоцразвития самостоятельно, подавая отчеты в формате Microsoft Excel — ничего другого от регионов федеральные органы не требуют.
К сожалению, при тех проблемах, которые сейчас есть в здравоохранении, далеко не все регионы проявляют должную заинтересованность в аналитических деталях. Хочется верить, что в будущем картина изменится: медико-экономическая экспертиза обязательно должна проводиться. Аналитические отчеты могут использоваться для формирования заявок на следующий год и работы с лечебными учреждениями, как это делается в московском Департаменте здравоохранения.
Реформа, связанная с монетизацией льгот, привела к сокращению числа льготников в общероссийском масштабе с 14 до 5,5 млн. человек. Многие люди перестали верить в возможность льготного получения лекарств. В Москве же доля «отказников», решивших получать вместо пакета льготных услуг денежную компенсацию, составляет всего 28%. В Мордовии, например, такое решение приняли 78% человек, в Санкт-Петербурге — около 70%, а в Волгоградской области — около 80%. Уровень организации работы в Москве (в том числе за счет информационного обеспечения деятельности) привел к тому, что люди здесь значительно больше доверяют государственным программам в области здравоохранения. И роль ИТ в таких результатах очевидна.
Ярким примером процесса, позволяющего сохранить лояльность граждан, является обработка так называемых «рецептов на обеспечение»: если человек приходит в аптеку с льготным рецептом, а необходимого лекарства в наличии нет, то вступает в действие процедура, оговоренная федеральными органами, — рецепт принимается на отсроченное обслуживание и в течение определенного времени должен быть обеспечен. Дальнейшая работа направлена на то, чтобы пациент получил свое лекарство, даже если оно не планировалось к закупке.
В рамках информационной системы собирается оперативная информация не только об отпущенных лекарствах, но и о рецептах на обеспечение. Собранные данные служат материалом для анализа: в каких округах города, в каких аптечных пунктах какие медикаменты пользуются наибольшим спросом. Эти сведения используются фирмами-поставщиками как для выполнения оптимальных поставок, так и для планирования закупок медикаментов. В результате обеспечивается максимально полное удовлетворение запросов граждан. Этот механизм является одним из факторов, который позволяет уменьшить отказы граждан от участия в программе ДЛО.
Не менее важна аналитическая работа, помогающая проведению заявочной кампании. На основе данных аналитической системы можно продемонстрировать возможности комплекса услуг, выявляя тенденции по заболеваниям, статистику выписки лекарств по поликлиникам и даже по отдельным врачам, обеспечивая прозрачность их деятельности. «Анализ по различным срезам очень важен, поскольку Москва выделяет средства взвешенно, под конкретные программы, основываясь на сведениях о реальных изменениях в структуре заболеваний», — отмечает Лемко.
Инвестиции в будущее
Внедрение в ГМКЦРИТ новейших средств аналитической обработки информации, с одной стороны, стало упреждающим шагом, но с другой — было необходимо для дальнейшего развития организации. «Использованные при построении информационной системы решения отнюдь не дешевые, однако без них у нас нет перспективы, — считает Лемко. — Мы уверены, что имеющиеся объемы информации следует обрабатывать на надежных и производительных решениях».
Отчетность без аврала
Чтобы фирма-поставщик медикаментов выставила счет тому или иному департаменту, необходимо четкое обоснование: множество документов, указывающих, что и кому выдано, подтверждение, что пациент имеет право на льготное лекарственное обеспечение, стоимость препаратов. Лишь на основе этих документов выставляется счет, по которому после тщательной проверки производится оплата. «Мы являемся инструментом, посредством которого осуществляется взаимодействие всех участников процесса», — так оценивает Лемко роль своей организации в процессе ДЛО.
Сеть лечебных учреждений и аптечных пунктов в каждом регионе поистине огромна. Чтобы заинтересованные организации могли получать необходимую информацию, происходит сбор данных с точек обслуживания граждан, которые являются основным источником сведений о реализации лекарств. Режим их сбора имеет разную периодичность.
Ежедневно собирается ограниченный круг информации — общее число выписанных рецептов и информация о тех из них, которые оказались не обеспеченными. Сравнительно небольшой объем собираемой информации связан с тем, что если пытаться собрать больше, то порождается значительный трафик. Необходима передача достаточного объема данных, но с минимальными затратами.
Для регламентной отчетности традиционно сложился еженедельный порядок, устраивающий все заинтересованные стороны. Этого срока хватает для определения динамики. Спектр собираемой информации достаточно широк. Перед загрузкой в хранилище она проходит предварительную проверку и обработку.
«Отчитываться перед вышестоящими организациями приходится раз в месяц, однако если бы не проводилась еженедельная промежуточная работа, существовал бы риск авральных работ в конце каждого месяца», — поясняет Лемко. Ежемесячно фирмам-поставщикам предоставляется окончательная «чистовая» версия отчетности.
Отчеты передаются пользователям несколькими путями. Во-первых, выкладываются на сайт, где пользователи, имеющие личные разделы, могут их просмотреть. Другим путем является электронная почта — многим пользователям так удобнее. В бумажном виде отчеты практически не передаются.
Что немаловажно, аналитики центра, помимо регламентных отчетов, имеют возможность оперативно формировать запросы к системе и создавать для заказчиков любые презентационные отчеты. В настоящее время разрабатывается система, позволяющая клиентам самостоятельно получать произвольные отчеты с использованием центральной базы данных.