Сокращение бюджета, уже подготовленное правительством, затронет все министерства и ведомства. Но финансирование социальных программ останется на прежнем уровне, а возможно, даже увеличится. В частности, полностью сохранится финансирование национального проекта «Здоровье».

По словам министра здравоохранения и социального развития России Татьяны Голиковой, удалось не только удержать ситуацию по финансовому обеспечению систем здравоохранения и социального обеспечения, но даже «несколько прирасти по каким-то направлениям», все планы на 2009 год, внесенные в нацпроект «Здоровье» и демографический пакет мер, а также другие направления деятельности министерства сохранятся в бюджете. Министр отметила, что строительство запланированных еще до кризиса медицинских объектов, в том числе высокотехнологичных центров, будет не отменено, а пролонгировано. Иначе говоря, в ближайшие два-три года несколько замедлятся темпы прироста расходов на капитальное строительство, но затем, по мере стабилизации и развития экономики, они будут компенсированы.

Одной из мер оптимизации расходов, по мнению руководства страны, является введение «Паспорта здоровья» — работающего уже в нескольких регионах документа, где должны фиксироваться все обследования, которые проходит человек, и делаться отметки о прививках и аллергических реакциях. В отличие от медицинской карты, он принадлежит не лечебному учреждению, а пациенту и хранится у него дома.

Проблема собственности медицинской информации является одной из основных — во всех странах перед клиниками и пациентами возникает вопрос о том, кто является владельцем собираемой информации, то есть имеет право ею пользоваться и распоряжаться, предоставлять доступ к ней и т.п., ведь от скорости доступа к этой информации порой зависит жизнь человека. «Паспорт здоровья» даст возможность более раннего выявления заболеваний, а лечение заболеваний на ранних стадиях, как известно, значительно дешевле и результативнее.

В качестве еще одной меры по оптимизации расходов рассматривается последовательное замещение по мере возможности импортных лекарственных препаратов российскими, что в ряде случаев можно сделать без потери качества. Сегодня полномочия по лекарственному обеспечению перешли от федерального центра к регионам, и региональным органам власти пришлось заново выстраивать систему обеспечения льготных категорий граждан лекарствами и медпрепаратами.

По итогам 2008 года выяснилось, что не везде научились правильно определять ассортимент требуемых препаратов: есть регионы с большими нереализованными запасами лекарственных средств на складах, есть территории, где к январю 2009 года на счетах остались неизрасходованные денежные средства. «2008 год был первым после длительного перерыва, когда регионам вернули полномочия. Их затруднения можно понять, — говорит Татьяна Голикова в интервью газете «Время новостей», — но в 2009 году их работа будет оцениваться намного строже, так как теперь у них есть не только полномочия, но и полномасштабное финансирование. Они должны не просто закупать, а очень четко просчитывать, сколько и какой именно ассортимент необходим пациентам». Для прогнозирования объемов закупки потребуется качественная информация, обеспечить которую должны информационные системы.

Проблемы

Российские медицинские учреждения занимаются информатизацией уже несколько лет, но ее уровень существенно различен: от компьютеризации с автоматизацией бухгалтерии, управления кадрами, взаимодействия с Фондом обязательного медицинского страхования и статистики до создания единых информационных систем на уровне регионов. Как показало исследование, проведенное Министерством здравоохранения США, уровень использования ИТ в медицинских учреждениях напрямую влияет на эффективность работы медиков: в больницах с высоким уровнем автоматизации процессов наблюдается меньшая смертность, у больных возникает меньше осложнений, и на их лечение уходит меньше времени, при этом снижаются общие издержки учреждения. Согласно исследованию, к числу лучших практик в медицине официально отнесены электронный документооборот и система поддержки принятия решений. Поэтому реформа здравоохранения в США является одним из самых приоритетных проектов.

В России медучреждения, оснащенные хорошей техникой и использующие большие надежные системы, — скорее исключение из правил, обычно это крупные центры. Проблема, по мнению Михаила Эльянова, президента Ассоциации развития медицинских информационных технологий, заключается в том, что здоровье в нашей стране до сих пор не стало реальной экономической категорией: «Для большинства медицинских учреждений выгода, которую дает использование ИТ, неосязаема, ее не всегда можно перевести в реальный экономический эффект, и поэтому сегодня компьютеризация в значительной степени является уделом энтузиастов».

Часто медицинские учреждения ссылаются на нехватку средств. Но стоимость информатизации по сравнению со стоимостью дорогого медицинского оборудования относительно невысока. Многие полагают, что проблема кроется в другом. «Руководство и сотрудники ЛПУ часто не понимают, зачем им нужна компьютеризация, какие программные продукты им необходимы, — делится Эльянов. — Кроме того, компьютеризация — это объективность данных, отчетности, и далеко не все руководители здравоохранения реально в этом заинтересованы».

«Точно зная, что именно хочешь получить, можно подобрать комплекс, который будет удовлетворять насущным потребностям и даже, возможно, позволит развиваться. Но недостаток опыта (российской автоматизации здравоохранения всего десять лет, тогда как зарубежный опыт в этой сфере составляет сорок лет) не всегда позволяет точно ответить на вопрос, что же действительно нужно, и соотнести финансовые и организационные возможности с текущими возрастающими потребностями», — считает Михаил Бахтин, помощник директора по медицинским информационным технологиям Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России.

Не менее важным обстоятельством остается, по мнению многих экспертов, отсутствие государственной политики в области ИКТ, а также недостаточно развитая законодательная база. «Сегодня необходимо создавать базу для внедрения ИТ, первым делом — сформировать политику в сфере ИТ в медицине», — подчеркивает Юрий Кузнецов, начальник отдела ИТ и телемедицины Свердловской областной клинической больницы №1.

Не меньше трудностей создает и отсутствие достаточного количества стандартов. С начала 2008 года в России уже действует первый стандарт — электронной истории болезни, он активно внедряется в деятельность медучреждений. Недавно, по сообщению Эльянова, появился еще один — стандарт по архитектуре компьютерных систем. Из-за недостатка опыта вполне можно было бы воспользоваться международными стандартами, тем более что в российской практике часть из них уже используется, например, DICOM — стандарт в области обработки изображений. Но большинство зарубежных стандартов нуждается в локализации, адаптации с учетом российской специфики. Сегодня трудно найти того, кто взял бы на себя такую роль. Летом 2008 года в Минздравсоцразвития РФ был создан департамент информатизации во главе с директором Олегом Симаковым, на который возлагаются большие надежды.

Реализация

Систем на рынке много, и непрерывно появляются новые. Например, в декабре 2008 года появилась «Типовая медицинская информационная система» — разработанный в рамках госзаказа программно-технический комплекс персонифицированного учета оказания медицинской помощи, учитывающий требования по защите персональных данных. Являясь свободным программным продуктом, система может функционировать на различных аппаратных платформах под управлением операционных систем Windows и Linux. В качестве СУБД применяется свободная база данных MySQL.

Однако, по мнению участников рынка, в частности Леонида Лемко, генерального директора московского Городского медицинского компьютерного центра распределительных информационных технологий, ни одна из представленных на рынке систем не охватывает нужный функционал. Все эксперты признают, что подобрать необходимый комплекс систем можно, но модификаций под особенности конкретного медучреждения не избежать, и неминуемо возникнет потребность в интеграции.

Несмотря на эти проблемы и начавшийся кризис, в течение последнего года разного рода информационные технологии внедрялись достаточно активно. Велись и ведутся инфраструктурные проекты (по развертыванию рабочих станций, сетей, замене оборудования и т.п.), внедрялись учетные и специализированные системы, системы электронного документооборота, осуществлялись интеграционные проекты, решались проблемы сертификации систем на предмет соответствия закону о конфиденциальности персональных данных. Однако редко где применялся глубокий системный подход к решению проблем медучреждений. Одно из исключений составляет Татарстан.

Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югра создает региональную информационную систему персонифицированного учета медицинской помощи населению. Программно-аппаратный комплекс обеспечивает сбор первичных данных об оказанной медицинской помощи и деятельности учреждений здравоохранения в централизованном хранилище с целью формирования сводной статистической отчетности и многофакторного анализа.

Активно развивается телемедицина. Распространение технологий визуальных коммуникаций и видеосвязи способствует распространению высококвалифицированной помощи. Например, организация телеконференций и удаленное консультирование больных, телеобучение персонала включены в планы одного из ведущих медицинских центров страны — кардиохирургического центра им. акад. Е. Мешалкина. Реализованный на базе решений компании Tandberg проект в Российской ассоциации телемедицины сегодня позволяет консультировать региональных врачей в телемедицинских центрах Москвы.

Поликлиники тоже не остаются без внимания. Сегодня можно услышать много нареканий в их адрес, особенно при записи к узким специалистам, хотя средства на компьютеризацию выделяются немалые. В Санкт-Петербурге планируется организовать систему записи через Internet. В последние годы проекты внедрения Internet-записи в поликлиники проходили в разных городах России. На сайте администрации Петрозаводска еще в 2004 году реализована возможность записи на прием к врачам нескольких поликлиник. Оборудованы этим сервисом и клиники в Белгородской области, в Миассе Челябинской области, в Перми и т. д. Красноярские поликлиники и больницы планируется объединить в единую информационную сеть, что позволит облегчить работу врачей, более тщательно вести документацию, а также сократит очереди пациентов в кабинеты.

Не обходят вниманием учреждения здравоохранения и крупные ИТ-поставщики. Например, Microsoft объявила о предоставлении государственным организациям, оказывающим медицинские услуги, специальных условий приобретения лицензий на свои программные продукты.

Поскольку финансирование национального проекта «Здоровье» в 2009 году не сократится, можно надеяться, что системы найдут своих потребителей. Представители медучреждений полагают, что объемы инвестиций в ИТ останутся по крайней мере на прежнем уровне — поставленные ранее задачи необходимо решить.

«Инвестиции должны остаться на прежнем уровне, чтобы сохранить существующую инфраструктуру, сотрудников и т.д., — считает Кузнецов. — На региональном уровне необходимо максимально автоматизировать организационные и технологические отношения местного медицинского информационно-аналитического центра, Минздрава области, территориального фонда обязательного медицинского страхования и ЛПУ, внедрить медицинские информационные системы, заменить устаревшее программное обеспечение».

«Информатизацию нельзя завершить, и для более эффективного использования уже сделанных капиталовложений информационные технологии можно только совершенствовать», — убежден Бахтин.