Комплексная информатизация Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А.М.Никифорова МЧС России завершилась интеграцией радиологической и госпитальной систем
Михаил Бахтин
Возраст: 39 лет
Образование:
Военно-медицинская академия, Санкт-Петербург, факультет подготовки врачей, специальность — врач; очная аспирантура, специальность — авиационная медицина
Послужной список последних лет:
2008 — настоящее время
ФГУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М.Никифорова» МЧС России С.-Петербург, помощник директора по медицинским информационным технологиям
2001 — 2008
ФГУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М.Никифорова» МЧС России С.-Петербург, начальник информационно-аналитического отдела
1998 — 2001
ФГУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М.Никифорова» МЧС России С.-Петербург, научный сотрудник
1995 — 1998
Военно-медицинская академия, С.-Петербург, научный сотрудник
Одним из первых российских медицинских учреждений, полностью интегрировавших диагностическое оборудование и госпитальную систему, стала клиника Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А.М.Никифорова МЧС России (ВЦЭРМ).
К началу работы над проектом ВЦЭРМ уже достиг довольно высокого, по российским меркам, уровня информатизации. Госпитальную систему TrakCare компании InterSystems клиника внедряла поэтапно в течение нескольких лет, начиная с 2000 года. Проект вели специалисты российской компании СП.АРМ, партнера InterSystems.
Запуск осуществлялся от модуля к модулю. В первую очередь система охватила регистратуру и приемное отделение. В результате был систематизирован учет пациентов и оказанных услуг, налажено планирование. В 2002 году врачи-специалисты начали работать с электронной медицинской картой. В том же году был запущен финансовый модуль информационной системы, а еще через два года внедрен модуль управления лекарственными средствами и реагентикой. Параллельно шло внедрение лабораторной системы TrakCare Lab, в настоящее время она интегрирована с госпитальной системой и фактически является ее частью.
К 2006 году первый этап комплексной автоматизации клиники МЧС в целом был завершен. Однако оставалась нерешенной важная задача: снимки, получаемые на оборудовании отделения лучевой диагностики (его называют также отделением медицинской визуализации, так как результаты проводимых в нем обследований представляют собой изображение конкретного органа или части тела), невозможно было автоматически передавать в госпитальную систему и «привязывать» к электронной медицинской карте, хотя все результаты визуализации формировались и хранились в электронном виде. Данный участок госпитальной системы с точки зрения информатизации является одним из самых сложных в клинике.
Сложный участок
В отделении медицинской визуализации клиники ВЦЭРМ установлено так называемое тяжелое оборудование: рентген-аппарат, компьютерный томограф, аппарат УЗИ, маммограф, флюорограф и др. Тяжелым его можно считать сразу по нескольким критериям. Прежде всего, это очень массивное оборудование, для него необходим дополнительный фундамент. Кроме того, стоимость его высока, обслуживание требует значительных затрат. Например, компьютерный томограф стоит 1—2 млн. долл., а рентген-аппарат — 300—600 тыс. долл. и более. При закупках такого оборудования важно обеспечить его оптимальную комплектацию диагностическими опциями, а после ввода в эксплуатацию — оптимальную загрузку, что возможно только с использованием компьютерных технологий.
Каждая установка для лучевой диагностики может работать автономно. Встроенная компьютерная система позволяет регистрировать данные пациента, формировать изображение исследуемого органа или участка тела, передавать его в печать и хранить в цифровом виде. При автономном режиме работы компьютерного томографа или рентгеновского аппарата вся получаемая визуализация (в том числе, например, рентгеновские снимки) попадает лечащему врачу в распечатанном виде. Пациенту приходится ждать, пока кто-то принесет их лечащему врачу, тратится и время персонала медучреждения. Кроме того, если снимок потребовался врачу не сразу же, а спустя некоторое, иногда продолжительное время (потребность у врача в снимках может возникнуть в любой момент), то искать его придется довольно долго. Необходимо было обеспечить оперативное поступление результатов исследований на компьютеры врачей.
«В отделении лабораторной диагностики интеграция оборудования с госпитальной системой давала хорошие результаты, позволяя лучше обслуживать пациентов и эффективнее загружать оборудование, поэтому было решено осуществить подобный проект и в отделении лучевой диагностики», — рассказывает Михаил Бахтин, помощник директора по медицинским информационным технологиям ВЦЭРМ.
Несмотря на то что схемы формирования и передачи информации в общую систему данных в этих диагностических подразделениях похожи, информатизация отделения медицинской визуализации шла значительно сложнее. С оборудования этого отделения передаются существенно большие объемы информации, которая к тому же значительно хуже структурирована. Аппараты лучевой диагностики намного сложнее, чем, например, анализаторы крови.
Кто возьмется?
К началу интеграции лабораторной и госпитальной систем в России уже были специалисты, способные реализовать такой проект. Относительно оборудования лучевой диагностики этого сказать нельзя: сложность работ намного выше, а специалистов с соответствующим опытом в стране вовсе не было.
«Первым делом мы обратились в представительства производителей оборудования лучевой диагностики, — вспоминает Бахтин. — Мы знали, что у них есть решения для создания комплексных радиологических систем с ядром в виде сервера аудио- и видеоданных и медицинских изображений (Digital Imaging and Communications in Medicine, DICOM), который является системообразующим компонентом для всех периферийных устройств отделения лучевой диагностики».
Как правило, в российских медучреждениях (да и за рубежом) имеется диагностическое оборудование от разных производителей. В отделении лучевой диагностики ВЦЭРМ исторически сформировался комплект устройств компаний Agfa, General Electric, Kodak, Siemens, Toshiba и некоторых других. Эта разнородность стала причиной особой сложности интеграции.
Специалисты вендоров были готовы взяться за реализацию проекта, однако у них не было опыта создания таких систем, работающих в гетерогенной среде, и они не очень представляли, как осуществить интеграцию радиологической системы, являющейся частью госпитальной системы TrakCare, с используемыми ими системами хранения и перемещения изображений (PACS-системами), поскольку никогда не участвовали в подобных проектах.
Представительства вендоров требовали провести обследование госпитальной системы. Кроме того, готового решения они предложить не могли. Еще одним обязательным
условием вендоров было приобретение именно их DICOM-сервера и программных решений. Все это выливалось в дорогостоящий проект стоимостью около 1,5 млн. евро, что для ВЦЭРМ было на тот момент неприемлемо.
Но главное — ни один вендор не был готов взять на себя ответственность за интеграционное решение: специалисты отдельно взятого производителя не могли гарантировать, что оборудование другого производителя будет нормально работать в созданной системе, а весь комплекс — безотказно взаимодействовать с госпитальной системой.
Было решено обратиться к системным интеграторам. Уже знакомая компания СП.АРМ предложила поставить не только DICOM-сервер с нужными характеристиками, но и обеспечить требуемую интеграцию.
«За рубежом успешно реализовано много проектов интеграции госпитальной системы TrakCare и системы передачи и архивации изображений (Picture Archiving and Communication System, PACS), связывающей оборудование различных производителей. Мы поняли, что задача в принципе решаема, и у нас появилась уверенность в удачном завершении проекта», — отмечает Бахтин.
Архив изображений
Реализация проекта началась с организации единого хранилища для изображений, получаемых на аппаратах лучевой диагностики. Прежде хранение обеспечивалось посредством роботизированного дискохранилища и ленточной библиотеки, что было неудобно и не обеспечивало необходимого врачам-специалистам оперативного доступа к снимкам. Мощный сервер позволил бы «доставать» снимки из архива почти мгновенно, но по финансовым причинам клиника не могла его себе позволить.
Расчеты показали, что удобнее и выгоднее приобрести сервер на один-два года, а потом перенести архив в более вместительное хранилище. Для запуска PACS-системы вполне достаточно 250 Гбайт эффективного объема.
Забегая вперед, отметим, что через год с помощью специалистов компании-интегратора была осуществлена миграция программного обеспечения и данных на более мощный DICOM-сервер с объемом дискового массива в 1 Тбайт. Эта операция проводилась в выходной день, заняла всего несколько часов и никак не повлияла на непрерывность лечебного процесса.
Немаловажен и тот факт, что вопрос об использовании информационных технологий в клинике МЧС во многом зависел от цен на ИТ-продукты. Многие решения внедрялись только после того, как их совокупная стоимость опускалась до приемлемого уровня. ВЦЭРМ как государственное медучреждение не может рассчитывать на большой ИТ-бюджет. Он не превышает 2% от общих расходов центра, хотя в современных европейских клиниках этот показатель, по информации Бахтина, составляет 5—7% и имеет явную тенденцию к увеличению.
Интеграция началась
После принятия решения относительно того, как создавать хранилище результатов визуальной диагностики, начался первый этап интеграции: было осуществлено объединение оборудования отделения лучевой диагностики с DICOM-сервером. Для этого на сервер было установлено управляющее программное обеспечение американской компании AlgoM, позволяющее вести лист загрузки лучевого оборудования, получать изображения с приборов, архивировать их, а также передавать изображения на рабочие станции.
Возможность такой интеграции при наличии разнородного оборудования обеспечили международные стандарты. Основным протоколом передачи медицинской информации стал DICOM, он поддерживается всеми основными производителями медицинского оборудования и ПО. Важным при информатизации медучреждений также является стандарт обмена, управления и интеграции электронной медицинской информации Health Level 7 (HL7). Особое значение для успеха проекта в ВЦЭРМ имел и стандарт XML, в нем ведется хранение структурированных данных и обмен информацией между программами.
Параллельно в отделении лучевой диагностики шло развертывание модуля радиологической информационной системы. На втором этапе была осуществлена ее интеграция с созданной PACS-системой.
Проблема идентификации
Все пересылаемые данные необходимо хранить в систематизированном виде. Однако отсутствие идентификационного номера пациента не позволяло правильно отражать все его данные как в радиологической системе, так и на отдельных диагностических установках. Кроме того, диагностическое оборудование запрашивало фамилию пациента и номер исследования.
Поскольку на компьютерах диагностического оборудования использовать можно только латинский шрифт, требовалась однозначная транслитерация паспортных данных. Но если перевод на латиницу осуществляет оператор, то возможно несколько (иногда десять и более) вариантов написания одной фамилии и тогда неизбежна путаница.
Выход в масштабах ВЦЭРМ уже был найден. Каждый посетитель клиники при первом обращении получал регистрационный номер в системе TrakCare, который впоследствии не меняется. На начало 2009 года в системе клиники зафиксировано 97 тыс. пациентов, каждый из них имеет свой уникальный номер.
После направления пациента на лучевую диагностику идентификационный номер передается из госпитальной системы в радиологическую. То же самое происходит с фамилиями и именами, написание которых кириллицей переводится на латиницу автоматически в основной системе, и с другими сведениями о пациенте. В качестве номера исследования стал использоваться номер назначения врача. Важно также отметить, что в госпитальной системе формировалось расписание назначенных процедур.
Таким образом, все сведения о пациенте (паспортные данные, регистрационный номер, номер исследования, дата и время его проведения, данные о виде выполняемого исследования с указанием оборудования, сведения о лечащем враче) собираются воедино, транслитерируются и отправляются из госпитальной системы на DICOM-сервер.
Потоки данных
Благодаря реализации проекта стало возможным осуществлять передачу информации в следующем порядке. После того как пациент регистрируется в госпитальной системе и получает назначение на лучевую диагностику, вся информация о нем, необходимая для исследования, передается на DICOM-сервер и отражается в электронном расписании (Modality Work List, MWL), указывается, на каком приборе, в какой день, в какое время какому пациенту какое исследование нужно выполнить. Система управления почти каждого радиологического прибора может забирать с MWL определенную информацию (идентификационный номер и паспортные данные пациента, номер назначения, дату и время проведения назначенного исследования). Передача информации осуществляется на основе стандарта HL7.
На случай разрыва связи предусмотрен ручной ввод данных об обследуемом. Эти данные имеются на талончике, выдаваемом пациенту при назначении исследования. Таким образом, процесс диагностики на дорогостоящем оборудовании не будет остановлен в случае сбоя. При восстановлении связи между системами все данные автоматически синхронизируются. Подобная подстраховка дает дополнительные гарантии бесперебойной работы отделения лучевой диагностики.
После того как оператор завершает исследование, снимок вместе с присвоенными ему идентификаторами отправляется на DICOM-сервер, с которого врач — специалист по лучевой диагностике — загружает его на свою рабочую станцию, чтобы подготовить заключение. После верификации оно становится доступно лечащему врачу или врачу-консультанту в диагностическом кабинете.
Как только описание снимка сделано, он становится доступен лечащему врачу посредством электронной медицинской карты. Госпитальная система сама «вытаскивает» из DICOM-сервера нужные врачу изображения пациента. Если появится необходимость проследить динамику состояния его здоровья, то даже через несколько лет можно будет оперативно извлечь и изучить все снимки.
Архив с CD-дисков на сервер не переносился, поскольку прежде реквизиты пациенту не присваивались. Осуществлять такой перенос с ручным вводом некоторых данных почти невозможно из-за большой трудоемкости процесса. Но все же при необходимости снимки из старого архива можно достать.
Ведение медицинских карт на бумаге с подписями специалистов, согласно требованиям российского законодательства, в клинике продолжается. Однако использование электронных записей значительно ускорило передачу информации, упорядочило и упростило доступ к историям болезни.
Место врача
Прежде во ВЦЭРМ оператор, выполняющий исследование, и врач, описывающий получаемые изображения, находились в одном помещении. Снимок приходилось смотреть на одном экране, а описание делать, глядя на другой.
Специалистам клиники пришлось самостоятельно разрабатывать рабочее место врача лучевой диагностики. Для этого клиника закупила дорогие на тот момент 26-дюймовые мониторы с хорошими характеристиками, а также мощные рабочие станции. В результате врач может работать одновременно в двух прикладных системах на одном мониторе и выводить на экран сразу два окна, не перекрывающих друг друга.
Некоторые специфические задачи, например, трехмерная реконструкция изображения, по-прежнему выполняются на диагностическом оборудовании, но затем описание снимка происходит в другом помещении.
Организационная поддержка
В процессе реализации проекта приходилось решать не только технические вопросы. Поскольку врачи имеют разный уровень подготовки для работы с компьютером и различными системами, были разработаны учебные курсы и инструкции на случай нестандартных ситуаций. Важно было убедить специалистов в необходимости информатизации, показать, что компьютерные технологии избавляют их от рутины и позволяют намного быстрее получать необходимую для эффективного лечения пациента информацию.
Естественно, успешная реализация проекта по внедрению радиологической системы и ее интеграции была бы невозможна без поддержки руководителя клиники — директора ВЦЭРМ Сергея Алексанина. Важен был и статус Бахтина — он напрямую подчиняется руководителю клиники и фактически является CIO, что позволяет ему принимать ответственные решения, самостоятельно разрабатывать стратегию информатизации ВЦЭРМ, согласуя ее с высшим руководством медучреждения.
Польза проекта
ВЦЭРМ — государственное медучреждение, не ориентированное на получение прибыли. В целом у руководства клиники нет сомнений в том, что полученный эффект полностью оправдывает затраты на интеграцию радиологической системы с госпитальной. Но можно рассчитать и финансовую выгоду. Например, информатизация отделения лучевой диагностики позволила только на одном компьютерном томографе выполнять по три дополнительных исследования в день на прежнем оборудовании и тем же составом специалистов. Если учесть среднюю стоимость исследования (она составляет примерно 3,5 тыс. руб.), то получается, что сумма экономического эффекта за год составляет 2,3 млн. руб., что вполне сопоставимо с бюджетом радиологического проекта. И это расчет только по одному прибору, а их в организации несколько.
Клиника не только получила экономию или дополнительный доход, но и расширила возможности диагностического подразделения. В результате реализации проекта заметно увеличилось количество пациентов, прошедших диагностику, увеличилась пропускная способность клиники.
Врачи получили инструмент для более быстрой и качественной работы. Кроме того, рентгенологи меньше подвергаются вредному излучению, поскольку делают описание снимка в отдельном помещении.
Сократилось время ожидания пациентами результатов исследований, что важно, поскольку иногда даже день задержки в подтверждении диагноза имеет большое значение для сохранения жизни пациента.
Клиника может экспортировать электронную медицинскую карту, а также ее фрагменты (те же снимки) в другие медучреждения, если требуется привлечение более широкого круга специалистов. Для этого, конечно, у принимающей стороны должна быть современная система, поддерживающая стандарты передачи медицинской информации.
Внешние организации, которые имеют право запрашивать информацию о состоянии здоровья пациента и действиях медицинского персонала (например, проверяющие организации, страховые компании, правоохранительные органы), могут получить эту информацию оперативно и в полном объеме.
Наконец, информационные технологии являются важным инструментом в организации научных исследований. Систематизация информации, накапливаемой в процессе наблюдения за пациентом, освобождает соискателя ученой степени от сложного сбора данных с бумажных носителей.
Использование медицинских данных как в научных целях, так и при передаче для консультации вне лечебного учреждения осуществляется с соблюдением необходимых требований по сохранению врачебной тайны и нераспространению персональных данных пациента. Защита информации обеспечивается, например, тем, что пересылаемые данные деперсонифицируются.
Осуществленный проект информатизации служб ВЦЭРМ в перспективе позволит интегрировать информационную систему клиники с любой региональной или федеральной медицинской информационной системой.