Финансовый кризис не помешал российской розничной торговле активно развиваться последние полгода. Судя по ИТ-проектам, недавно завершенным и ведущимся в компаниях, основным направлением развития стало совершенствование бизнес-процессов и повышение эффекти
Длительный период бурного роста российского рынка розничной торговли остался в прошлом, сегодня ситуа ция существенно меняется. Рост спроса замедлился, по оценкам экспертов, с 25% до 8% в год. Более того, по данным Росстата, оборот розничной торговли в январе-апреле 2009 года составил 4410,5 млрд. руб., то есть сократился на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (см. таблицу). Это соответствует сокращению продаж в товарной массе ежемесячно на 4—5%.
При этом доля оборота, приходящаяся на розничные рынки и ярмарки, непрерывно растет: если год назад она составляла стабильно 12,6%, то в марте 2009 года уже достигла 13,0%, а в апреле — 13,3%. Изменились пропорции в потреблении продовольственных и непродовольственных товаров: покупатели переориентировались на продовольственные рынки, предпочтения отдают более дешевым товарам, что отражается на товарообороте. Падает и удельный вес импортных товаров: в I квартале 2009 года он составил 44%, что на 2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По оценкам экспертов, оборот рынка бытовой техники и электроники к концу года снизится на 15—20% по сравнению с прошлым годом.
«Росинформресурс» приводит другие данные: с января по апрель 2009 года цены на продукты питания выросли на 9%, объемы продаж снизились на 9%, объемы закупок упали на 6%. В сегменте товаров непродовольственной группы рост цен составил от 10% на обувь до 17% — на предметы гигиены и косметику, а снижение объемов продаж составило от 12% на бытовую технику и электронику до 27—33% — на одежду и обувь.
Финансовый кризис и, как следствие, падение спроса привели к высокой конкуренции на фоне растущих требований покупателей. Хотя, по мнению Алексея Затопляева, директора по ИТ компании «Бауцентр Рус», российской сети гипермаркетов строительных и отделочных материалов формата «сделай сам», ситуация в разных городах страны очень неоднородна, особенно в плане конкуренции.
«На рынке наблюдается снижение деловой активности, уменьшается количество предприятий, конкуренция становится более жесткой, — считает Геннадий Беседин, директор по информационным технологиям группы компаний «Вестер», развивающей федеральную сеть одноименных розничных магазинов. — Ситуация становится все менее благоприятной, ожидаются изменения в расстановке сил».
Меняется ландшафт рынка, и особый интерес, по мнению Александра Артюхова, исполнительного директора дирекции ИТ торгового дома «Копейка», вызывает появление в России крупных иностранных игроков. Зарубежные сети далеко не всегда стремятся открывать свои магазины, зачастую они предпочитают покупать российские розничные компании. Например, появились иностранные инвесторы, желающие приобрести «Седьмой континент» и «Ленту».
Компании меняют своих владельцев и в силу невозможности вернуть долги, что приводит к переходу акций к кредиторам. Например, владельцы сети «Банана-мама» (около 50 магазинов детских товаров) договорились о передаче большинства активов Альфа-банку в счет погашения кредита. Близкую к контрольному пакету долю в «Мосмарт», операторе одноименной продуктовой сети, покупает, по информации газеты «Коммерсант», член совета директоров АФК «Система». Сделку финансирует кредитор оператора — Сбербанк. Причем речь идет не только о покупке — будет создан новый розничный оператор на базе активов, оказавшихся в залоге или собственности Сбербанка по дефолтным кредитам. Помимо «Мосмарта», в сеть войдут помещения магазинов красноярского ритейлера «Алпи» — Сбербанк забрал их в счет погашения кредита еще в конце 2008 года.
Идут и сделки по слиянию и поглощению. К примеру, совладельцы самой крупной в Сибири сети «Холидей классик», созданной путем слияния нескольких сетей в регионе («Холидей», «Сибириада» и кемеровской сети «Кора»), договорились о продаже сети в обмен на часть акций объединенной X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»).
Об изменении ландшафта и расстановки сил на рынке говорит и Денис Шкандевич из группы компаний «Алми»; он отмечает, что изменения только упрочили позиции его компании на рынке. Кризис привел к тому, что освободились удобные помещения, а арендная плата за них снизилась.
Ситуация на рынке такова, что супермаркеты и гипермаркеты, особенно в регионах, остаются без покупателей и могут быть закрыты, если арендная плата не снизится. Например, книжная сеть «Букбери» признала себя банкротом, так как оказалась в сложном положении из-за высоких арендных ставок и невозможности реструктурировать долг.
Некоторые федеральные сети заморозили планы развития за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. «Однако несмотря на кризис, многие сети активно двигаются в регионы, — отмечает Андрей Шемякин, директор ИТ-департамента группы компаний «Оптима», владеющей розничной сетью, которая работает в ряде регионов. — Мы стремимся расширить географию, и наши конкуренты приходят на наши региональные рынки: федеральные сети идут в крупные города, локальные — в небольшие». К примеру, Media Markt, продавец электроники и бытовой техники, входящий в Metro Group, планирует в 2009 году открыть в России еще пять-восемь магазинов.
Сети ищут и новые пути получения большей прибыли. Практически у всех крупных сетей есть собственное производство, а значит, и персонал, знакомый с технологиями приготовления пищи. Этим воспользовалась сеть продовольственных гипермаркетов «Лента», которая объявила о запуске собственного проекта в области общепита: первое кафе «В Ленте по-домашнему» уже работает в Краснодаре. Казалось бы, эта сфера не свойственна предприятиям розничной торговли, однако есть пример компании IKEA, общественное питание в сети магазинов которой начало развиваться еще в середине прошлого века — покупателей угощали кофе и булочками. Сегодня рестораны, как часть концепции развития, есть во всех магазинах IKEA.
Стать эффективными
Снизить цену для конечного потребителя было бы возможно за счет кооперации между участниками цепочек поставок. Но российские компании, в отличие от зарубежных, пока к этому не готовы — каждый пытается выплыть самостоятельно.
Для выживания российские розничные сети должны оптимизировать ассортимент (что сегодня обычно выливается в его сокращение), снизить операционные затраты, расходы на персонал (изменить систему мотивации), то есть переместить фокус с развития бизнеса на его оптимизацию, сокращение внутренних издержек. Именно на совершенствовании внутренней деятельности и повышении ее эффективности сосредоточилось сегодня большинство компаний. Компания «Бауцентр Рус», по сообщению Затопляева, сильно изменила свою оргструктуру, жестко централизовав управление всей торговой сетью.
Компаниям, приобретавшим в последнее время конкурентов с целью расширения сети, необходимо не только повысить свою эффективность, но и провести интеграцию приобретаемых сетей в существующую структуру. В связи с этим игроки рынка проявляют большой интерес к использованию ERP-решений для автоматизации бизнес-процессов, их совершенствованию и реинжинирингу. К примеру, группа компаний «Алми», по сообщению Шкандевича, готовится к внедрению ERP-системы, торговый дом «Копейка» ведет модернизацию учетных процессов, поддерживаемых с помощью SAP Retail, компания «Бауцентр Рус» внедрила Avarda.ERP и Avarda.WMS.
Активно автоматизировали в течение последнего года внутреннюю логистику на базе решения Gestori компании FIT федеральные и региональные операторы. Среди них сети «Гроссмарт», «Монетка», «Подсолнух», «МаксСити», «Кировский». Большая часть этих проектов включала также развертывание аналитической системы DiAna производства той же компании. Компания Expertek IBS, поставщик тиражируемых решений для предприятий торговли и сетей АЗС, завершила проект по автоматизации торговой сети «Лаш Раша» на базе системы управления товародвижением IBS Trade House. В ходе проекта были автоматизированы и связаны в единую управленческую структуру 35 магазинов сети, реализующей косметику английской компании Lush, и центральный офис компании.
В связи с кризисом произошло снижение финансирования ИТ-проектов, и, по мнению большинства экспертов, в ближайшем будущем не следует ожидать роста инвестиций в ИТ. Если до кризиса рентабельность федеральных розничных компаний доходила до 7-9%, а у эффективных региональных операторов приближалась к 20%, то теперь у всех маржа сократилась минимум вдвое. «Все понимают, что, инвестируя в ИТ, можно повысить эффективность бизнеса, но не у всех для этого достаточно средств, к тому же ИТ не считается приоритетным направлением развития», — констатирует Артюхов. Соглашаясь с ним, Затопляев отмечает, что бизнес хочет получать максимальную отдачу от тех инвестиций, которые были сделаны в ИТ ранее.
В результате часть интересных, но не имеющих гарантированной отдачи проектов большинству компаний пришлось, по сообщению Виктора Гридасова, начальника управления ИТ компании «Корпорация «Гринн»», отложить до лучших времен: нужно скорректировать бюджеты, заново расставить приоритеты расходов. От поддержки в работоспособном состоянии ИТ-инфраструктуры, по мнению Шемякина, никуда не уйти: «Всегда будут востребованы плановые замены и ремонт — ведь информация важнее, чем деньги, затраченные на ее хранение».
Например, недавно завершился проект по объединению в единую корпоративную сеть 25-ти магазинов “ЦентрОбувь” в Москве и Московской области, реализованный компанией «Энфорта». Созданная сеть VPN позволит автоматически обрабатывать данные с кассовых терминалов, обеспечить работу на платформе «1С: Предприятие» с единой централизованной базой данных.
Рост бизнеса российской розничной сети «Белый Ветер Цифровой», которая на конец 2008 года насчитывала 94 магазина в 47-ми городах России, значительно усложнил стоящие перед ИТ-подразделением задачи по обеспечению доступности и управляемости ИТ-инфраструктуры, и компания IBS DataFort разработала проект оптимизации, который позволил изменить некоторые элементы ИТ-инфраструктуры и сократить затраты на ее эксплуатацию, а также повысить управляемость и отказоустойчивость.
Недавно завершился проект создания центра обработки данных для группы компаний «Детский мир», реализованный компанией «Ситроникс Информационные Технологии». ЦОД расположен в Москве и связан волоконно-оптическими линиями связи с более чем сотней торговых предприятий и офисов группы в десятках городов России.
Компания «АЙПИНЭТ», федеральный оператор спутниковой связи VSAT, расширила сотрудничество с розничной сетью «Магнит». На сегодня к сети связи подключены 23 площадки, в том числе восемь распределительных центров и 15 гипермаркетов. Компания предоставляет услуги спутниковой связи VSAT магазинам группы «Торкас» (сети магазинов «Виктория», «Квартал» и «Дешево») в Центральном федеральном округе (ЦФО). Переход на новые каналы связи был связан с внедрением программного продукта SAP во всех магазинах ритейлера. К февралю 2009 года его охват сети связи был расширен до 65-ти магазинов. После реализации очередного этапа сотрудничества к маю-июню планировалось охватить 110 магазинов в ЦФО, причем при организации как основных, так и резервных каналов связи.
Не менее важным направлением развития является и оптимизация деятельности ИТ-подразделений. Компании внедряют элементы технологии ITIL, расширяют функционал ServiceDesk. С развитием розничной сети перед российским департаментом ИТ компании OBI встал вопрос о рационализации нагрузки на имеющиеся ИТ-ресурсы без ухудшения качества обслуживания пользователей. Снизить загрузку высококвалифицированного ИТ-персонала компании удалось за счет удаленного разрешения большинства инцидентов и передачи функций службы поддержки на аутсорсинг компании IBS.
Помимо направленности на оптимизацию затрат, все реализуемые проекты, по мнению Шемякина, должны иметь малый срок окупаемости, то есть быть оптимальными. Как считают Затопляев и Гридасов, проекты должны оказывать непосредственное влияние на рост эффективности бизнеса, например, способствовать максимальной стандартизации решений в масштабе компании. Артюхов полагает, что, кроме небольшого срока окупаемости, проекты должны иметь малый срок реализации и быть низкозатратными, это могут быть такие проекты, как виртуализация, внедрение систем аналитической отчетности и систем электронного документооборота.
Остановить информатизацию розницы, по мнению большинства экспертов, невозможно. «Необходимо продолжать информатизацию, чтобы сократить издержки и повысить отдачу от существующих ИТ-решений», — считает Беседин. С этой целью в компан иях группы «Вестер» были интегрированы распределенные базы «1С: Бухгалтерия», реализовано внедрение OLAP-технологии на базе Set Centrum, планируется внедрить IP-телефонию и BI-систему. Внедрение аналитических систем в ближайшее время, по сообщению Шкандевича, планируют и в «Алми». Проекты внедрения BI-системы и системы электронного документооборота реализуются и в торговом доме «Копейка».
В компании «Лента» введен в эксплуатацию новый корпоративный Intranet-портал на базе платформы Microsoft Office SharePoint Server 2007, разработанный специалистами финской компании Tieto; его планируется использовать для повышения качества работы сотрудников, их осведомленности о происходящих в компании процессах и принимаемых решениях, а также для создания благоприятных условий для эффективного обмена знаниями и генерации новых идей. Средства коллективной работы, по мнению Беседина, будут одной из наиболее востребованных технологий в ближайшем будущем.