Западные компании прагматично подходят к инвестициям в ИТ, делая вложения в те направления автоматизации, которые исходят из требований бизнеса и могут принести ему ощутимую пользу. О том, какую роль играют ИТ в современном западном бизнесе, рассказывает
Как вы считаете, чем по существу отличается взгляд западного бизнеса на ИТ от российского?
Западные компании отличаются от российских в первую очередь тем, что они, как правило, значительно старше. За годы своего развития они прошли не один кризис, поэтому знают, что рецессии случаются с определенной периодичностью. У западных компаний была «подушка безопасности», и это не только накопленные средства, но и сценарии действий в случае очередного кризиса. В этих сценариях, в частности, говорится, как следует поступать со службами ИТ, маркетинга, продаж и прочими подразделениями.
Приведу пример. В нашей компании долгое время разрабатывался некий ИТ-проект, который именно сейчас получил развитие. Клиенты нашей компании охотно реализуют его у себя, для них это очень актуально, так как на первый план выходят задачи оперативной информации в едином информационном пространстве в условиях функционирования различных информационных систем. Подобные технологии позволяют клиентам экономить средства и другие ресурсы.
Как изменились бизнес-приоритеты иностранных компаний на российском рынке? Как эти изменения отразились на ИТ?
Во многих крупных западных компаниях доля российского рынка в общем бизнесе не очень велика. Решив начать бизнес в России, они ясно понимали, что приходят в очень большую страну, имеющую огромный потенциал развития в тех областях, в которых они работают. Это была в первую очередь экспансия, а не попытка быстро увеличить свою капитализацию. И сейчас никто не собирается отказываться от рынка, который рос на 30—50% в год. Для западной компании это очень много, прежде всего потому что подобные темпы роста обусловливают хаотичность процессов, ими очень сложно управлять. Как бы там ни было, никто из западных игроков, пришедших в Россию, не собирается отказываться от этого адреналина экспансии, и все прекрасно понимают, что без ИТ им таких темпов не удержать.
В частности, в нашей компании для контроля бизнес-процессов и принятия управленческих решений используется отчетность, периодичность которой может быть от ежемесячной до ежедневной, а детализация — от уровня консолидированной отчетности по России до отдельного клиента или рабочей бригады. Это позволяет нам детально отслеживать производительность бизнеса по всем платформам и клиентам. Реализовать такое отслеживание можно, если в полном объеме задействовать ИТ-функционал.
Что сейчас имеет ценность для бизнеса? Как эти особенности отражаются на потребностях в ИТ?
За последние лет десять (а может, и больше) качество перестало быть первоочередным приоритетом для бизнеса. Вероятно, сказалось влияние азиатского рынка и его игроков, когда в конкурентной борьбе с ними приходилось снижать цены на товары в ущерб качеству. Появилась цель — производить товары в расчете на короткий срок их эксплуатации, чтобы мотивировать потребителей покупать как можно больше и чаще. Как следствие, ушла потребность в качественных специалистах. Соответственно, все сопутствующие бизнесы стали развиваться в том же ключе, и логистика не стала исключением. Если производимые раньше дорогие вещи требовали особых условий хранения, транспортировки, сроков поставки и пр., то сейчас все это перестало иметь смысл, главное — скорость и оборот.
На мой взгляд, кризис заставил пересмотреть приоритеты последних лет. Качеству стали уделять больше внимания. В ситуации жесткой экономии наши клиенты концентрируются на качестве обработки их товара.
В этих условиях информационные системы должны идти даже не параллельно с операциями, а опережать наши требования, также сконцентрировавшись на обеспечении качества. Вся информация должна идти без сбоев, поступать вовремя, в необходимом объеме, при этом все изменения, вытекающие из требований клиента, должны отражаться во всех смежных системах, а специфические требования нового клиента должны быть интегрированы в имеющееся ПО в кратчайшие сроки. Другими словами, ИТ в современных условиях должны обладать еще большей гибкостью.