Разумеется, поскольку серьезные системы стоят немалых денег, экономический эффект иногда оценивается, но сама по себе окупаемость во главу угла, как правило, не ставится.

Конечно, нет правил без исключений — в некоторых отечественных компаниях, значительной части компаний со смешанным капиталом и во многих российских отделениях международных компаний оценка окупаемости инвестиций в ИТ является обязательной частью подготовки финансовоемких ИТ-проектов. В большинстве же российских компаний спонсоры ИТ-проектов, приобретая информационные технологии, рассматривают их скорее как инструмент для решения вполне конкретных бизнес-задач, поэтому ключевым, пожалуй, вопросом при выборе ИТ становится способность данного набора технологий решить вполне определенные проблемы конкретного бизнеса.

На мой взгляд, истоки такого отношения к ИТ кроются в специфике отечественного бизнеса, точнее, в его весьма осторожном отношении к технологическим инновациям. Для многих российских топ-менеджеров и предпринимателей ИТ корпоративного уровня — это нечто непонятное, «аморфное», а потому высокорискованное с точки зрения инвестиций. Вполне естественно, бизнес неохотно вкладывается в то, что, на его взгляд, не сулит гарантированной отдачи.

Тем не менее бизнес вкладывается в корпоративные ИТ, если хочет решить вполне понятные задачи: ужесточить борьбу с воровством, высвободить капитал, «замороженный» в виде складских запасов, научиться создавать конкурентоспособные на мировом рынке продукты и пр. Другими словами, бизнес инвестирует в ИТ, когда рассматривает их как инструмент для реализации намеченных преобразований. Если же преобразования не намечаются, то вкладываться в ИТ российский бизнес обычно не желает, если только не выяснится, что имеющиеся на предприятии ИТ явно отстают от требований бизнеса, существенно снижают его устойчивость и конкурентоспособность.

Из всего вышеизложенного можно сделать несколько выводов. Во-первых, ИТ-менеджерам, желающим окунуться в серьезные проекты, следует искать предприятия и организации, в которых назревает «революционная ситуация», где бизнес осознал необходимость преобразований и полон решимости их осуществить, в том числе с помощью ИТ.

Во-вторых, вполне можно попытаться затеять локальную «революцию», если внутри предприятия найдутся менеджеры, желающие серьезно изменить деятельность своих подразделений или бизнес-направлений, готовые прилагать собственные усилия и вкладывать в проекты необходимые ресурсы.

В-третьих, рассказывая бизнесу о новых возможностях ИТ и их пользе, есть смысл сместить акценты с доказательства окупаемости инвестиций в ИТ на иные доводы, имеющие непосредственное отношение к текущим интересам и планам бизнеса. Само собой, эти интересы и планы необходимо заранее выявлять и оценивать с точки зрения использования возможностей ИТ.

Перефразируя высказывание известного политика, можно сказать, что у ИТ-службы зачастую нет преданных союзников внутри предприятия, зато есть общие интересы с различными заинтересованными сторонами. Эти возможности следует использовать.


Блог главного редактора: blogs.osp.ru/users/mike_z