Михаил Попов, финансовый директор группы компаний «Технопарк», оказался в числе тех, кому за эти полтора года пришлось отстаивать оба пол
Как изменилось ваше отношение к ИТ в период кризиса?
Полтора года назад я работал в одном из строительных холдингов, где в январе 2008-го были запущены в промышленную эксплуатацию 11 модулей ERP-системы на платформе SAP. Это было первое в России подобное масштабное внедрение решений SAP в отрасли. В кризис развитие проекта было заморожено.
Компания, где я работаю сейчас, перенесла экономический кризис лучше, чем предприятия стройкомплекса. Политика компании предполагает, что большую часть ИТ-проектов мы выполняем сами либо с привлечением сторонних специалистов, но для решения отдельных узких задач. В результате ИТ-проекты у нас не затормозились: в 2009 году стал функционировать электронный документооборот, полностью автоматизировано казначейство и внедрена система аналитики KPI и отчетности.
Многие компании, у которых изначально не было проблем с финансовой дисциплиной, продолжают развивать начатые ИТ-инициативы. Предприятия, которые понимали, что будущее — за автоматизацией бизнес-процессов, не остановили проекты, а там, где и до кризиса не придавали этому значения, менеджмент или правление прекратили все инвестиции в ИТ.
Мы все сейчас живем в новых реалиях. В этих условиях надо уметь по-новому работать.
Какие ошибки вам, как представителю бизнеса, не хотелось бы повторять при реализации очередного ИТ-проекта?
Я пришел к выводу, что до внедрения ERP-системы должна внедряться система отчетности для руководства на базе KPI, даже если данные для этой системы придется получать в полуручном режиме. Необходимо сформировать ряд показателей, которые руководство хотело бы видеть, и уже исходя из этого сформулировать требования к внедряемой ERP-системе. Часто внедрение начинается «снизу», в этом случае руководители «наверху» не понимают, чем обусловлена та или иная вещь в проекте, потому что уже давно не имеют дела с оперативными процессами и не видят взаимосвязей, касающихся этой информации. В результате внедрение ERP происходит без активного участия руководства. Проект обходится дорого, длится долго, а ожидаемого эффекта не приносит.
Если же сначала сформулировать требования руководителей в виде отчетности по KPI, то на их основе можно будет понять, каких данных не хватает в системе и какие модули нужно внедрить, чтобы их получить. Вот тогда ко всем приходит понимание необходимости ERP. Кроме того, будет гораздо меньше противоречий и недопонимания в ходе внедрения.
Обычно реальным постановщиком задач для внедренцев ERP являются менеджеры среднего звена, а когда внедрение доходит до уровня топ-менеджеров, выясняется, что система не содержит ожидаемой аналитики, данные представлены не в том разрезе или не так детально, и начинается повторное внедрение. Поэтому ERP-строительство должно начинаться не с фундамента, а с крыши — с уровня высшего руководства.
Не считаете ли вы, что правильно рекомендовать последовательность выполнения работ — это задача консультантов?
Консультанты, как правило, оказываются в состоянии тяжелого выбора: надо выполнить проект качественно, не поссориться с влиятельными персонами компании и получить деньги за проект. Работая с большими структурами, они мечутся между теми, кто понимает, зачем нужна ERP, и теми, кто этого не понимает. Консультантам действительно тяжело работать с компаниями, которые еще не созрели для внедрения ERP.
К консультантам не всегда прислушиваются и, как правило, выбирают тех, которые говорят то, что от них хотят услышать (дескать, если и мы это видим, и они это видят, значит, эти консультанты — профессионалы). При этом предприятия часто забывают, что приглашают консультантов, чтобы получить свежий взгляд на бизнес, альтернативное мнение и успешный опыт предприятий, где уже выполнены подобные проекты. Не нужно делать из консультантов исполнителей, осуществляющих желания заказчиков, не всегда отвечающие требованиям целостности и эффективности. В свою очередь, консультанты должны жестко отстаивать свою позицию, а не идти на поводу у клиентов.