Наиболее передовые представители рынка уделяют много внимания согласованию своей системной архитектуры с бизнес-архитектурой, которая в кризисных условиях подвержена интенсивным изменениям
Термин «архитектура» в среде ИТ-специалистов и менеджеров относится к категории часто обсуждаемых в кулуарах, но редко используемых на практике. И уже совсем нечасто в отечественных компаниях можно встретить сознательно организованный процесс совершенствования архитектуры. Тем не менее, архитектура компании существует независимо от нашего к ней отношения, которое, однако, определяет ее качество.
Одним из важнейших показателей качества служит степень согласованности бизнес-архитектуры и системной архитектуры организации. Возникающие здесь расхождения тяжким бременем ложатся на всех ее сотрудников и отражаются на эффективности хозяйственной деятельности. И наоборот, гармонизация этих двух компонентов служит надежным фундаментом процветания компании.
Трудовые резервы
Kelly Services — крупнейшая международная компания, предоставляющая решения в области управления персоналом с 1946 года. В России компания начала работать в 1993 году. Подразделения компании находятся в 22 городах страны, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке. Компания предлагает широкий спектр услуг: подбор постоянного персонала, предоставление и администрирование временного персонала, вывод персонала за штат, оценку и обучение персонала, кадровый консалтинг и аутсорсинг.
Обширная база, содержащая данные о кандидатах на различные позиции, доступна сотрудникам Kelly Services в рамках единой ERP-системы Microsoft Dynamics AX. Сокращению времени реакции на заказы способствует распределение специалистов компании по отделам, курирующим основные отрасли и секторы экономики и сферы деятельности. Консультанты этих отделов отслеживают кандидатов, соответствующих их специализации, отражая в общей базе информацию об их карьерном росте, компетенциях, профессиональных достижениях и пр.
Штаб-квартира Kelly Services, находящаяся в США, поставляет всем региональным подразделениям компании стандарты операционных процедур, регламентирующие основные бизнес-процессы. Российский офис дополняет присылаемые стандарты своей спецификой, и если эти дополнения удачны и их стоит использовать в работе других региональных подразделений, они включаются в новые варианты стандартов. Таким образом происходит непрерывный обмен опытом и лучшими решениями.
Вопросами согласования архитектуры компании и ИТ-архитектуры в России занимается Александр Бритов, руководитель отдела по развитию бизнес-приложений Kelly Services. Головной ИТ-отдел компании находится в США. На него возложены функции по обеспечению информационной безопасности, созданию учетных записей, определению стратегии развития ИТ по всей компании и пр. Центр хранения и обработки данных находится в Великобритании, его поддержку осуществляют специалисты из английского офиса Kelly Services.
В России находятся первая и вторая линии поддержки ИТ-услуг, а также отдел развития бизнес-приложений. Задачами этого отдела являются разработка, внедрение, обучение и поддержка бизнес-приложений — в первую очередь ERP-системы. Отдел состоит из трех уровней. Кроме приема и обработки запросов по ERP-системе (основной задачи) и Helpdesk (одной из основных задач первого уровня), отдел занимается сопровождением глобальных справочников компании. Специалисты этого подразделения организуют процесс тестирования всех обновлений информационной системы и внедряемых приложений с целью обеспечить их качество. Специалисты второго уровня — группа бизнес-аналитиков по сферам деятельности (финансы, зарплата, кадры и т. д.) — являются консультантами по различным модулям информационной системы компании. Фактически они занимаются проектированием и оптимизацией бизнес-процессов. За трансформацию бизнеса (то есть проектирование и корректировку бизнес-процессов) отвечает отдел сервиса, не подчиненный Бритову. Работы выполняются совместно с проектной группой, инициировавшей изменение. Третий уровень в отделе по развитию бизнес-приложений — группа разработчиков-программистов, они разрабатывают функционал на основании требований, полученных от второго уровня (от бизнес-аналитиков). При необходимости отдел подключает партнеров по поддержке ERP-системы, в первую очередь компанию «АНД Проджект».
Недавно был запущен проект по внедрению автоматического выставления счетов (биллинг). Стояла задача увеличить скорость и качество этого процесса. В первую очередь это касалось найма временного персонала, поскольку данная процедура сопровождается оформлением большого количества документов. В частности, возникало множество нетривиальных процедур расчета сумм, приводимых в счетах, что связано с уникальностью требований заказчиков, пользующихся данной услугой. Необходимо было максимально автоматизировать расчеты.
Первоначально в биллинговой информационной системе были отражены все возможные торговые условия, одобренные руководством компании. На основании этих условий формируется счет — это гарантия того, что клиент получит именно то, что закреплено в договоре. В торговых условиях зафиксированы, в частности, форматы всех документов в рамках каждого условия и все процедуры расчетов. Это позволяет избежать ошибок, например, в фамилиях и реквизитах. Некоторые клиенты обратились с просьбами изменить закрепленные торговые условия, и тогда возникла необходимость расширить функционал биллинга. В настоящее время сотрудникам отдела продаж доступны шаблоны, на основании которых они могут построить свое торговое условие для конкретного договора с клиентом, после чего новые торговые условия проходят процедуру проверки и утверждения в юридическом отделе.
О вкусной и здоровой пище
История розничной сети «Азбука вкуса» началась в 1992 году с открытия первого павильона «Деликатесы» на Кутузовском проспекте. На сегодняшний день сеть «Азбука вкуса» насчитывает 26 супермаркетов в Москве и Московской области. В ней работает около трех тысяч сотрудников.
Как рассказывает Денис Сологуб, директор по ИТ компании, организацией ИТ-поддержки бизнеса здесь занимаются два подразделения. Первое отвечает за поддержку инфраструктуры, его руководитель подчиняется исполнительному директору. Второе, небольшое, подразделение занимается развитием ИТ-поддержки бизнеса, это подразделение находится в непосредственном подчинении Сологуба. Сам Сологуб подчиняется напрямую владельцам компании. По его словам, именно он формирует концепцию ИТ-поддержки бизнеса. В его подразделении работает семь человек. Они занимаются развитием существующей ИТ-инфраструктуры — внедряют новые программные продукты, участвуют в проектных командах. Также в их ведении находится доработка существующих продуктов, в частности ERP-системы Microsoft Dynamics NAV. Они взаимодействуют с подрядчиками и внутренними заказчиками. Подразделение отвечает и за информационную безопасность. Заказчиками его являются все бизнес-подразделения, у которых есть потребности в автоматизации. Описанием бизнес-процессов занимается отдел торговых технологий, входящий в подразделение управления качеством. Задача отдела — написание технических заданий, которые реализуются сотрудниками управления ИТ или внешними подрядчиками. Иногда сотрудники управления ИТ самостоятельно описывают бизнес-процессы, если ресурсов отдела торговых технологий не хватает.
В середине лета 2008 года в компании был завершен проект по внедрению Oracle BI Standard Edition One (бывший Siebel Business Analytics) на базе хранилища данных Sybase IQ — аналитического сервера, реализующего OLAP-технологии. Внедрение осуществлялось при содействии компании «Корус Консалтинг», компания Sybase на условиях субподряда осуществляла проектирование хранилища. Внедренные решения служат основой для создания аналитической информационной системы. Сологуб отмечает, что о внедрении аналитической системы стало возможно говорить, когда удалось наладить учет данных. Это открыло путь к получению любых срезов данных.
Правда, при решении этой задачи натолкнулись на проблему производительности. Причиной инициации проекта по созданию отдельной аналитической системы явился достигнутый объем данных в информационной системе компании (свыше 1 Тбайт). Стало сложно одновременно обеспечивать быструю и эффективную работу ERP-системы и удовлетворять потребности в бизнес-анализе. Когда к ERP-системе стали обращаться с аналитическими запросами, она перестала успевать регистрировать важные операционные данные. Совершенно очевидно, что аналитические и учетные задачи не связаны между собой и могут решаться независимо. При этом учетные задачи, как правило, являются основными и обеспечивают жизнедеятельность компании. Таким образом, возникла идея организовать отдельную аналитическую систему.
В ходе проекта была решена сложная технологическая проблема. Структура данных и индексов базы данных информационной системы (Microsoft SQL Server) накладывает существенные ограничения на структуру запросов при условии поддержания высокого быстродействия. При больших объемах данных выполнение нестандартных запросов может занимать много времени. «Попытка решить проблему быстродействия за счет аппаратной составляющей неэффективна, — считает Сологуб. — Значительно лучшего результата можно добиться посредством правильной организации данных и адекватных инструментов управления ими».
В компании очень рационально подошли к обеспечению хранилища данных аппаратными ресурсами. Было осуществлено обновление сервера
информационной системы на EMC CX 3-20. Освободившиеся ресурсы (HP SA-30) направлены на создание хранилища данных. Оставалось организовать хранение. Сочетание разнородных технологий баз данных Microsoft SQL Server и Sybase IQ, предназначенных для решения разного класса задач, обеспечило, по мнению специалистов компании, максимальный эффект для бизнеса: в зависимости от решаемой задачи данные извлекаются то из одной, то из другой системы. Данные из Microsoft SQL Server ежедневно, трансформируясь, перегружаются в Sybase IQ.
«Оказалось, что мало построить хорошую аналитическую систему, необходимо еще обучить достаточное количество сотрудников, которые могли бы с ней работать», — отмечает Сологуб. Выяснилось, что сотрудникам проще учиться на конкретных примерах из своего бизнеса. Сологубу пришлось сначала самому тщательно изучить и подкорректировать все отчеты системы. Большинство пользователей работают со стандартными отчетами. Однако существует потребность и в нестандартной аналитике. Сотрудникам необходимо не только хорошо разбираться в бизнесе, но и знать структуру данных, чтобы извлечь необходимую информацию. Для разработки подобных отчетов привлекли аналитический отдел в составе службы маркетинга. Сологуб взялся за их подготовку, которая идет уже четыре месяца параллельно основной работе. Эти специалисты уже не только пользуются своими отчетами, но и создают их по заказам других подразделений. Кроме того, сотрудники аналитического отдела осваивают нелегкую науку наглядного отображения данных, которые, по мнению Сологуба, должны быть удобными для восприятия и красиво выглядеть.