В информационных системах холдинговой компании «Татнефть» используется сложная и многообразная нормативно-справочная информация, необходимая для решения различных бизнес-задач в производственной деятельности, управлении финансами, социальной сфере и пр. Разнородный информационно-технический ландшафт, включающий в себя ERP-систему, производственные, финансовые и другие корпоративные приложения, приводил к несогласованности данных в справочниках НСИ и, как следствие, к большим затратам ресурсов на преодоление информационных противоречий в прикладных системах, на определение и устранение причин их возникновения.
В декабре 2005 года в компании началось внедрение решения для управления основными данными на платформе SAP Master Data Management. На тот момент одной из ключевых задач в построении единого информационного пространства компании являлась унификация и стандартизация основных данных в рамках создания централизованной системы НСИ.
Существовавший ранее порядок ведения НСИ был в основном децентрализованным, так как отсутствовали четкие, определенные корпоративные правила, методики и регламенты консолидации, очистки и преобразования справочных данных. Целью проекта стало создание информационно-технического комплекса, решающего весь спектр задач, связанных с ведением и использованием справочных данных в компании «Татнефть». Проект был призван повысить эффективность управления холдингом и создать
компании устойчивое конкурентное преимущество в нефтегазовой отрасли. Для комплексного решения задачи требовались программно-аппаратные, организационные, информационные и методологические средства, обеспечивающие интегрированную информационную среду для централизованного ведения и использования НСИ.
Аппаратно-программная инфраструктура единой системы НСИ включала компоненты SAP Master Data Management (MDM), Exchange Infrastructure (XI), Enterprise Portal (EP), системы-клиенты, синхронизируемые по мастер-данным через корпоративную шину, реализованную на базе универсальной интеграционной платформы SAP NetWeaver.
Эволюция проекта
В компании «Татнефть» хорошо понимали, что в случае несоответствия требованиям, касающимся управления данными, даже при наличии самых современных информационных систем, есть риск, что управление окажется неэффективным. Как известно, от 50 до 70% внедрений ERP признаются проблемными в части целостности и точности данных. По информации Gartner, в среднем организации ежегодно теряют 8,2 млн долл. из-за низкого качества данных.
«Внедрение SAP в компании невозможно без нормализации справочников и классификаторов. Было необходимо организовать работу с основными данными в корпоративных системах, внедрить инструменты поддержки. Мы уже решили проблемы со справочниками материалов, основных средств, услуг, контрагентов и продолжаем методично выстраивать корпоративные НСИ», — рассказывает Юнир Гиниатуллин, руководитель проектов внедрения SAP R/3 и систем управления корпоративными ресурсами. В самом начале проекта ключевой целью было создание единого справочника материалов и услуг. Со временем пришло понимание, что необходим не только сам справочник, но и онтологический классификатор и навигаторы, которые позволяли бы специалистам разных подразделений решать свои задачи, в частности осуществлять поиск по различным категориям и свойствам.
На тот момент еще не существовало решений для управления основными данными на платформе SAP Master Data Management. Проанализировав рынок, специалисты «Татнефти» остановили выбор на НЦИТ «Интертех», обладавшей собственной методологией и программным обеспечением Ontologic.
Совместно с «Интертех» была разработана концепция единой системы НСИ на базе решений SAP MDM и Ontologic, определившая развитие на ближайшие несколько лет. «Концепция развития предполагала создание единого хранилища НСИ, в рамках которого необходимо было стандартизовать и унифицировать ввод данных, используемых в разных информационных системах, обеспечить их сопоставимость и актуальность. Решение SAP MDM содержало ряд стандартных процедур в части репликации данных из эталонной системы в прикладные модули, а также возможности использования портальных средств для централизованного ведения справочников и классификаторов», — вспоминает Сергей Зуев, исполняющий обязанности начальника отдела внедрения и сопровождения SAP R/3.
При реализации проекта большое значение придавалось созданию базовой аппаратно-программной интеграционной инфраструктуры NetWeaver и регламентно-методологическому обеспечению процессов использования и ведения справочников в рамках всей компании. В ходе проекта удалось разработать и настроить средства централизованного ведения и использования НСИ, осуществить загрузку нормализованных справочных данных, в том числе библиотеки классов, справочника активов (товарно-материальных ценностей и основных средств), насчитывающего более 260 тыс. позиций, смежных и вспомогательных справочников, функциональных навигаторов.
Вместе с решением SAP MDM были развернуты подготовленные специалистами НЦИТ «Интертех» предварительно заполненные базы справочников и классификаторов, типовые сценарии управления. В ходе первой очереди внедрения единой системы НСИ «Татнефть» были созданы единые корпоративные справочники материалов, основных средств, услуг на основе апробированных методик и принципов нормализации, разработанных НЦИТ «Интертех».
В ходе проекта осуществлялись стандартизация и унифицикация данных, находящихся в различных информационных системах компании, обеспечивалась сопоставимость и актуальность контента справочников. Были разработаны механизмы репликации эталонных основных данных в прикладные системы, реализовано централизованное управление справочниками и классификаторами с четким распределением ролей участников.
В результате реализации проекта удалось улучшить экономические показатели компании благодаря использованию одних и тех же унифицированных данных НСИ в смежных бизнес-процессах. За счет использования нормализованных и актуальных данных единой системы НСИ в учетных и отчетных документах ускорились бизнес-операции, а также процессы формирования статистической и аналитической отчетности. Повысилась эффективность взаимодействия разнородных прикладных систем за счет использования единой информационной и интеграционной платформы.
«Мы начали работы со справочников материалов и услуг, так как они были востребованы в первую очередь такими службами, как управление бухгалтерской отчетностью, консолидированной финансовой отчетностью, управление материально-технического обеспечения. Этим службам невозможно было получить аналитику и сопоставимые данные, не имея централизованных справочников, — вспоминает Зуев. — Вслед за справочниками материалов и услуг были внедрены справочники контрагентов, оргструктуры, кадрового и финансово-экономического блоков. В настоящее время завершается подключение к единой системе НСИ справочников информационных систем, предназначенных для основного производства. Сегодня мы уже можем смело говорить, что завершена консолидация и гармонизация основных данных в масштабе всей компании и осуществляется централизованное управление НСИ».
В планах компании — дальнейшее развитие единой системы НСИ и ее интеграция с BI-решением SAP Business Objects, это обеспечит большее понимание данных и даст дополнительные возможности для повышения качества данных и эффективности процессов.