Концепция облачных вычислений (cloud computing) зародилась более десяти лет назад, однако популярность она приобрела только в последние годы. В настоящее время такие вычисления достаточно широко востребованы на Западе. В IDC облачные вычисления определяют как «получение потребительских и бизнес-продуктов в реальном времени по каналу Интернет». По сути «облака» — это аутсорсинг, но с более жесткими условиями. Стремясь обеспечить большую гибкость и дешевизну предоставляемых услуг, поставщик услуг вводит ряд ограничений, на которые заказчик вынужден согласиться. В будущем, по мнению экспертов, произойдет дифференциация облачных решений: появятся игроки, специализирующиеся на определенных характеристиках услуг — безопасности, доступности, дешевизне.
По мнению аналитиков, облачные технологии ведут к коренной перестройке рынка аутсорсинга. По прогнозам Gartner, к 2012 году у 20% компаний практически не будет собственных ИТ-активов. Облачные сервисы, предоставляемые через Интернет, стали находкой для многих компаний. Они помогают избегать крупных вложений — как в серверные решения, так и в программное обеспечение. Таким образом, облачные технологии принципиально меняют принцип предоставления ИТ-услуг. Они предвещают изменения правил игры для поставщиков традиционных аутсорсинговых услуг всех видов.
Очевидно, что на ИТ-рынке облачные технологии будут играть все более важную роль. Согласно оценкам IDC, расходы на ИТ-сервисы, предоставляемые из облаков, увеличатся с 17,4 млрд долл. в 2009 году до 44,2 млрд долл. в 2013 году. Если в 2009 году около 50% этих сервисов приходилось на приложения, предоставляемые пользователям по модели SaaS, то через три года их доля сократится до 38% за счет роста инфраструктурных сегментов — услуг хранения данных и предоставления серверных ресурсов.
«Действительно, облачные услуги по своей сути интересны, так как помогают компаниям сконцентрироваться на основном бизнесе, уделяя меньше внимания и времени проблемам ИТ-инфраструктуры», — говорит Игорь Коваль, исполнительный директор «АМТ Банка».
ERP без забот
Существует несколько категорий программных продуктов, получающих наибольшее распространение в рамках модели SaaS. Чаще всего идет речь об использовании продуктов, не требующих кастомизации под требования бизнес-заказчика. К ним относятся офисные приложения, почтовые сервисы, средства безопасности. Иногда речь идет о внедрении корпоративных порталов и CRM-систем.
Облачные же ERP пока являются весьма редким явлением, хотя даже в России уже есть практика их использования. Одним из таких примеров является внедрение в компании «ПР-Телеком» SaaS-версии системы Microsoft Dynamics NAV.
«ПР-Телеком» в основном занимается созданием интегрированных сетей связи, информационным и консультационным обслуживанием, производит оборудование для информационных и телекоммуникационных систем, организует технологические площадки для размещения оборудования связи.
В конце 2008 года компания приобрела в столице три объекта недвижимости, разместила в них ЦОДы и стала сдавать их в аренду.
Количество клиентов компании резко возросло, и ее сотрудникам стало трудно справляться с большими объемами клиентских и финансовых данных. «Мы рисковали безнадежно погрязнуть в бесконечных вопросах состояния расчетов с различными компаниями», — вспоминает Алексей Филатов, генеральный директор «ПР-Телеком». Отслеживать ситуацию по заполнявшимся в Microsoft Excel документам было очень сложно. Необходимо было подобрать решение, отвечающее основным задачам предприятия, но не требующее солидных инвестиций.
Требовалось также организовать грамотный бухгалтерский учет. В целях оптимизации затрат было решено передать ряд функций внешней организации, оказывающей профессиональные бухгалтерские услуги. Наиболее привлекательным оказалось предложение расчетного центра «Практик», имевшего солидный опыт как в сфере ведения бухгалтерского учета, так и во внедрении информационных систем на базе решений Microsoft.
«Иметь свою собственную бухгалтерию было бы для нашей небольшой компании очень обременительно», — говорит Филатов. Пришлось бы не арендовать, а приобретать информационную систему. При этом понадобился бы не один работник, а как минимум три высококвалифицированных специалиста. Это повлекло бы дополнительные расходы.
«Именно поэтому аренда ERP-системы Microsoft Dynamics NAV Express показалась нам наиболее целесообразной: этот вариант не требовал ни приобретения самой системы, ни забот о ее поддержке», — подчеркивает Филатов. Сотрудникам достаточно включить компьютер и войти в эту систему через Интернет, чтобы иметь возможность работать с первичной документацией, а всю дальнейшую процедуру обработки данных и составления необходимых отчетов берут на себя специалисты провайдера.
Удаленный доступ к системе возможен с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет. Руководитель, даже будучи в отъезде, всегда может получить интересующую его информацию.
Отдавать информацию, особенно финансовую, в чужие руки в России как-то не принято. Но с другой стороны, многие компании становятся заложниками своего бухгалтера, особенно приходящего, отмечает Филатов. И риски здесь в чем-то даже больше, чем когда работаешь с профессиональной бухгалтерской организацией.
В нашей стране вообще сложно говорить о какой-либо защите информации — все базы государственных структур, крупнейших провайдеров можно купить за копейки на пиратских дисках, в том числе данные о платежах, налоговые декларации и сведения о регистрации.
Сосредоточиться на бизнесе
Чрезвычайно распространенной категорией SaaS-решений являются средства поддержки групповой работы. К ним относятся корпоративные порталы, электронная почта и прочие средства коммуникации. Типичным примером перехода на облачные решения может служить опыт консалтинговой компании «Организация времени», специализирующейся на обучении методам тайм-менеджмента.
В связи с увеличивающимися требованиями к планированию работы, эффективности сотрудников и управлению данными, компания нуждалась в решении, позволяющем обеспечить бесперебойную работу сотрудников из любой локации. Кроме того, требовалось надежно хранить информацию о клиентах и соблюдать сроки проведения важных мероприятий и выполнения проектов.
По мере расширения бизнеса сотрудники компании стали все больше работать удаленно. Кроме того, количество клиентов компании начало быстро расти. Специалисты «Организации времени» обнаружили, что затраты на управление электронной почтой, базами данных и календарями внутри компании росли быстрее, чем можно было предположить. Расходы начали существенно превышать изначально запланированные в бюджете.
«Мы столкнулись с ситуацией, которая нас все больше уводила в неверном направлении — от нашего основного бизнеса к обслуживанию ИТ-инфраструктуры, что увеличивало расходы», — говорит Глеб Архангельский, президент компании «Организация времени».
Требовалось оптимизировать структуру ИТ-расходов, наладить коммуникации, спланировать и организовать совместную работу. После переговоров с несколькими компаниями размещение и управление коммуникационными приложениями и средствами совместной работы было передано компании e-Style ISP. Предложенное решение предполагает работу с Microsoft Exchange Server 2007, Microsoft Office Outlook 2007, Microsoft Windows SharePoint Services 3.0, а также использование услуг по резервному копированию и восстановлению данных.
«Чтобы установить в компании Microsoft Exchange Server, обычно требуется несколько недель, а то и месяцев, начиная с момента покупки лицензий и серверов до запуска в эксплуатацию, — отмечает Архангельский. — Кроме того, необходим собственный штат ИТ-специалистов для его установки и обслуживания. Используя модель SaaS, мы получили решение немедленно и по относительно небольшому месячному тарифу».
Одним из мощнейших барьеров, препятствующих распространению модели SaaS в России, является недоверие к поставщикам услуг, особенно сильны опасения относительно вопросов безопасности. Почему в «Организации времени» рискнули закрыть глаза на эти традиционные опасения?
«В действительности мы не закрываем глаза на вопросы безопасности», — подчеркивает Олег Борознов, директор по развитию компании. Во-первых, провайдеры облачных услуг всегда подробно объясняют, как устроена система обеспечения безопасности данных от потери или утечки. Во-вторых, легко представить, как первый же прецедент с потерей или утечкой информации скажется на имидже провайдера и доверии к нему. В-третьих, есть масса компаний, которым «Организация времени» уже доверяет конфиденциальную информацию: аутсорсинг бухгалтерии, обслуживание ИТ, управленческий аутсорсинг. «Гораздо более вероятно, что информацию унесет ваш штатный сотрудник, а не персонал, обслуживающий десятки серверов», — уверен Борознов. Использование бизнес-решений именно на хостинговой платформе представляется даже более безопасным, чем их поддержка собственными силами.
Бесконечное масштабирование
Один из самых развитых сегментов облачных технологий — инфраструктурные услуги. Типичными пользователями данной услуги являются организации, чей бизнес во многом или полностью зависит от функционирования интернет — ресурсов: информационные порталы, СМИ, интернет-магазины.
«Платить за ночной простой оборудования на этапе выхода компании на рынок я точно не готов», — говорит Семен Бирг, генеральный директор агентства аналитики «Инвесткафе».
Возглавляемая им организация является независимым аналитическим интернет-агентством, контент которого формируется пользователями.
Разумеется, нагрузку на сервер очень сложно прогнозировать, поэтому при проектировании ресурса пришлось столкнуться с неопределенностью сразу по многим направлениям. Риски, связанные с проектом, должны были быть сведены к минимуму, поэтому был приобретен не простой хостинг, а облачный сервис с гарантией качества услуг и бесконечного масштабирования мощностей.
«Инвесткафе» взяло в аренду у хостинг-провайдера «Оверсан-Скалакси» облачную мощность в размере пяти слотов (одно ядро процессора 2,66 ГГц и 2,5 Гбайт оперативной памяти).
«Конечно, мы ожидаем роста посещаемости, но какими будут темпы этого роста — сказать сложно», — признает Бирг. В том числе поэтому нужны «запасные» мощности и гарантии, равно как и возможность платить только за работающее оборудование.
«Когда нам предлагают сервис, который стоит чуть дороже “голой” услуги без гарантии качества, но при этом снижает риски, мы готовы платить. Конечно же, нам нужно решение, которое сокращает возможные затраты на обслуживающий персонал и администрирование», — подчеркивает Бирг.
Гарантированная непрерывность услуги и техническая поддержка клиентских приложений играют важную роль в повышении привлекательности предлагаемых сервисов.
Бизнес-издание «Деловой Петербург» заключило контракт с ЦОДом Tieto. «В предложении Tieto нас привлек комплексный подход. Мы искали провайдера, который смог бы, помимо аппаратного обеспечения, предоставить качественные услуги по администрированию и управлению инфраструктурой Web-фермы», — говорит Михаил Пронин, менеджер проектов издательства «Бонниер Бизнес Пресс».
Главной целью использования облачных технологий стало обеспечение доступности и безопасности сетевых ресурсов. Концепция «мощность по требованию» позволяет увеличивать или уменьшать вычислительную мощность и объем хранилища данных в зависимости от текущих потребностей. Кроме того, в рамках заключенного контракта осуществляется обслуживание установленных клиентом приложений, их подключение, обеспечение безопасности, а также резервное копирование и восстановление информации.
Облачные перспективы
В России облачные технологии далеки от зрелости. «Реально на рынке существуют предложения лишь по инфраструктурному аутсорсингу, когда виртуальные серверы заказчика переводятся на вычислительные мощности поставщика», — говорит Коваль. Сейчас компании к этому не готовы. Непонятно, как будет организован доступ к конфиденциальным данным, а также данным, составляющим коммерческую и банковскую тайну. Это один из ключевых вопросов в свете выхода ФЗ № 152 «О персональных данных».
Как считает Алексей Вороной, директор департамента ИТ компании «СП Бизнес Кар», даже инфраструктурные предложения на российском рынке далеки от идеала. «Недавно мы прорабатывали вопрос о приобретении процессорных мощностей», — делится он. Ни один из отечественных вендоров такую услугу, удовлетворяющую заявленным требованиям, предложить не смог. Наиболее интересным было предложение компании RackSpace, и речь шла о ЦОДе, расположенном в Лондоне.
«Когда корпоративные данные находятся под личным контролем, это вселяет ощущение надежности», — продолжает Вороной. В нашей стране отдавать их в чужие руки весьма рискованно. Пожар, произошедший в марте в ЦОДе украинского провайдера Hosting.ua, имел весьма широкий резонанс. Похожая ситуация не исключена и в России. «Другое дело, если на наш рынок придут сильные иностранные игроки со своими стандартами, — говорит Вороной. — Они способны сыграть в развитии облачных услуг решающую роль».
«В качестве недостатков услуг SaaS можно отметить все то, что отличает хостинговое решение от собственного в смысле удобства и функциональности», — говорит Борознов. Банальный пример: чтобы создать общую папку на арендуемом сервере Microsoft Exchange, чаще всего необходимо звонить в службу поддержки и просить об этом. Зачастую бывает сложна регистрация услуги и ее подключение. Поэтому дальнейшее развитие рынка SaaS должно идти по пути упрощения рутинных операций.
Вопросы безопасности вовсе не являются единственным барьером, препятствующим переходу на облачные технологии. «Есть еще одна большая проблема — защита уже осуществленных инвестиций в ИТ-инфраструктуру», — напоминает Коваль. Совершенно непонятно, что следует делать компании, в случае перехода на облачные сервисы, с закупленными ранее лицензиями на ПО и оборудованием.
«Если у компании построен хороший офис, то арендовать место в чужом здании нелогично», — проводит аналогию Вороной. В докризисное время большинство крупных компаний построили себе информационные центры, весьма масштабные и имеющие большие резервы для добавления в них оборудования. Таким организациям еще не скоро потребуются новые мощности.
Экономия без потери качества
Идеальным примером приложения, отдаваемого в облако, может служить электронная почта. Но даже по электронной почте пересылается конфиденциальная и коммерческая информация. Пока не будут представлены четкие условия перевода таких сервисов в сторонние ЦОДы, крупные компании будут занимать выжидательную позицию.
«Тем не менее небольшим компаниям я бы рекомендовал обратить внимание на предлагаемые на рынке облачные решения, в том числе офисные приложения. Это действительно помогает сократить расходы, сэкономив в первую очередь на ИТ-специалистах и лицензионных отчислениях», — признает Коваль.
«Будущее корпоративных систем — за нетбуками, имеющими доступ по высокоскоростному соединению к приложениям SaaS, — полагает Вороной. — Нам в принципе интересен SaaS в совокупности с арендой процессорных мощностей ЦОДа». При этом не суть важно, чьи именно это приложения — разработанные заказчиком или арендуемые. И уж тем более компанию не интересует, на каких мощностях и платформах приложения работают. Важно, чтобы время отклика не превышало заявленного, независимо от количества пользователей.
По расчетам IDC, в пределах трехлетнего периода полномасштабное использование облаков будет для крупной компании выгоднее, чем создание оптимально спроектированного ЦОДа. Лишь по прошествии этого срока затраты на построение собственного информационного центра могут начать окупаться. Однако в случае неоптимального построения процессов ЦОД так и не сможет оправдать своего существования.
В облака через виртуализацию
Как компании могут подготовиться к внедрению облачных систем? В первую очередь следует наращивать экспертизу в области виртуализации. Еще одним важным этапом является стандартизация — и оборудования с использованием масштабируемых решений, и платформ управления для физических и виртуальных сред.
«АМТ Банк» является одним из первопроходцев использования виртуализации. В банке виртуализовано около 300 серверов, что составляет 90% от их общего числа. «Мы уже прошли этап создания корпоративного облака. Благодаря виртуализации практически все приложения, кроме АБС, не зависят от конкретной платформы и потому готовы к миграции на мощности любого поставщика», — уверен Игорь Коваль. Построение корпоративного облака является первым шагом к отказу от инфраструктуры, находящейся в банке. Руководство банка планирует перенос вычислительных мощностей во внешние ЦОДы, но пока предлагаемые услуги не удовлетворяют требованиям в первую очередь с точки зрения информационной безопасности.