Несмотря на экономические трудности, образование остается одним из основных приоритетов государства и информатизация в рамках национального проекта «Образование» продолжается

В 2009 году улучшилось финансирование учебных заведений, в частности оснащение оборудованием (интерактивные доски, компьютеры), все учебные заведения теперь имеют доступ к сети Интернет. По данным Росстата, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в 2009 году один персональный компьютер приходился на пять студентов очной формы обучения, в учреждениях среднего профессионального образования — на семь студентов. В вузах доступ в Интернет имелся на 77,4% компьютеров, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования — на 54,3% компьютеров.

Одним из основных направлений развития высшей школы в ближайшие годы станет повышение роли прикладных исследовательских компетенций вузов. На кооперацию вузов и предприятий планируется выделить порядка 19 млрд руб. из федерального бюджета, в том числе в 2010 и 2011 годах — по 6 млрд руб. и в 2012 году — 7 млрд руб. Например, компания «АйТи» и Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) недавно выиграли открытый публичный конкурс по отбору организаций на право получения субсидий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства. На развитие инновационной инфраструктуры из федерального бюджета будет направлено 8 млрд руб., в том числе в 2010 году — 3 млрд руб., в 2011 году — 2 млрд руб. и в 2012 году — 3 млрд руб.

По мнению специалистов, все более актуальными становятся дополнительные и дистанционные формы образования, внедрение в образовательный процесс свободного ПО, организация проектной деятельности учащихся, развитие сетевых образовательных сообществ. Шире используются программы и обучающие системы на базе мультимедийных технологий, интеллектуальные обучающие экспертные системы, информационные среды на основе баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам. Одним из приоритетных направлений является использование систем, позволяющих моделировать различные процессы и делать преподавание более зримым, образным и эффективным.

Поддержка процессов

Конкуренция на рынке высшего и дополнительного образования достаточно велика, особенно если учесть общий курс на сокращение числа университетов. По данным Росстата, в 2009 году число образовательных учреждений высшего профессионального образования сократилось на 20 единиц (1,8%). Прием на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования за счет бюджетов всех уровней сократился по сравнению с 2008 годом на 0,2%. Отчасти это объясняется демографической ямой: среднегодовая численность детей продолжает падать и в 2009 году сократилась на 3,8%. При этом 57,9% от общего числа приняты с полным возмещением затрат на обучение. Доля студентов, принятых в негосударственные вузы, уменьшилась и составила 13,9%, платных образовательных услуг было оказано на 3,9% меньше, чем в 2008 году. Введение двухступенчатой системы образования (бакалавриат и магистратура), по мнению представителей вузов, еще более обостряет конкуренцию. Автоматизация основных бизнес-процессов и ИТ-поддержка учебной деятельности должны способствовать росту конкурентоспособности учебного заведения.

Обеспечение рабочих процессов требует оптимизации инфраструктуры, внедрения систем резервного копирования, использования виртуализации. В Российском государственном торгово-экономическом университете, готовящем специалистов сферы торговли, туризма и услуг, реализуется проект виртуализации серверных мощностей и рабочих мест пользователей на базе Windows Server 2008 R2 с использованием терминальной технологии на основе тонких клиентов SunRay 2. Решения компании Acronis для резервного копирования и восстановления данных рабочих станций обеспечили непрерывность рабочих процессов Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота.

Существенно облегчить повседневную деятельность, по мнению специалистов, способны системы электронного документооборота. Многие вузы уже реализовали проекты внедрения СЭД. Причем системы используются не только для автоматизации деятельности вуза, но и в целях обучения. ЕСМ-системы для поддержки деятельности внедряют воронежские, тульские и алтайские вузы, а также МАИ. А, например, Астраханский государственный технический университет еще в 2006 году начал выпускать специалистов по документоведению и документационному обеспечению управления, которые проходили обучение на базе системы PayDox.

Наиболее перспективным направлением автоматизации вузов является внедрение комплексных систем управления учебным заведением (этап автоматизации бухгалтерского учета и отчетности в этом случае можно считать завершенным). Компания IBS создает для Нижневартовского государственного гуманитарного университета систему управления вузом на базе «IBS: Управление образовательным процессом» («1С: Предприятие 8.1»). Югорский госуниверситет совместно с корпорацией «Галактика» продолжает развивать систему управления вузом на базе «Галактика-ERP». Планируется внедрение контуров «Управление учебным процессом», «Бухгалтерский учет», «Финансовое планирование» и «Логистика», включая модуль управления недвижимостью. Проекты по автоматизации управления учебным процессом, по признанию специалистов, сегодня актуальны для вузов. В Высшей школе экономики внедряется система информационного бизнес-анализа данных, разработанная специалистами ЛАНИТ на базе аналитической платформы SAP BusinessObjects Edge Business Intelligence с целью обеспечить доступ руководства к источнику полных и достоверных данных по организации и поддержке учебного процесса, а также к Web-инструментарию их анализа.

Спецпрограммы

Игроки ИТ-рынка реализуют различные программы для университетов.

В рамках некоммерческой программы информационной поддержки российской науки и образования, набором «КонсультантПлюс: Высшая школа» по всей России пользуются более 1500 вузов и их филиалов, готовящих специалистов финансово-экономического и юридического профиля. Компания SAS запускает постоянно действующую академическую программу для вузов России и СНГ, предлагая лицензионные пакеты программного обеспечения по специальным ценам. Участники программы получают возможность присоединиться к процессу глобального международного взаимодействия между студентами и преподавателями по программам, связанным с использованием аналитических методов. Недавно национальный исследовательский ядерный университет МИФИ и компания IBM подписали меморандум о взаимопонимании, целью которого является создание первого в России Академического центра компетенции IBM, реализующего идеи «Разумной планеты» и содействующего обучению студентов использованию программных продуктов компании. Академическая программа IBM в МИФИ существует с 1997 года. В рамках этой программы в университете открыт авторизованный учебный центр IBM. Компания создает и отраслевые центры компетенции на базе вузов, как это было сделано, например, в РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, где построен первый в России стенд, демонстрирующий достоинства совместного использования мэйнфреймов IBM System z и решений SAP на платформе SAP NetWeaver. Оператор спутниковой связи «Телепорт-Сервис» предоставляет каналы связи и услуги по организации видео-конференц-связи на основе технологии Gilat Sky Edge, частотного ресурса спутника Intelsat-15, сервера многоточечной ВКС Codian, оборудования компаний TANDBERG и Polycom для центров Microsoft IT Academy, которые открыты на базе 142 филиалов Современной гуманитарной академии (СГА). Соглашение о создании академического альянса СГА — Microsoft IT Academy, подписанное в Москве 25 июня 2010 года, предусматривает, что в филиалах СГА, расположенных по всей территории России, будут открыты центры Microsoft по подготовке ИТ-специалистов. Учебный центр компании «Ситроникс Информационные Технологии» продолжает расширять линейку обучающих курсов, которая теперь включает семинары и мастер-классы по продуктам Microsoft.

Компании заботятся и о кадрах для себя. IBS в сотрудничестве с вузами страны продолжает проект целевой подготовки молодых специалистов по ключевым ИТ-специальностям. Магистратура IBS, действующая в МФТИ и МИСиС, набирает студентов по специальностям «консультант в области ИТ», «специалист по ИТ-инфраструктурным решениям», «консультант по внедрению бизнес-приложений», рассматривая их в качестве ключевого источника молодых кадров для компании. Компании «Синтерра» и HP реализуют программу «Университетский кластер» совместно с Институтом системного программирования Российской академии наук и Межведомственным суперкомпьютерным центром. Основная цель программы — создание «экосистемы», которая помогла бы, прежде всего, заинтересованным университетским коллективам как можно шире использовать технологии параллельных и распределенных вычислений для решения образовательных, исследовательских и производственных задач. Сегодня к единой VPN-сети подключено более полусотни российских учреждений высшего профессионального образования и Российской академии наук. В рамках проекта «Университетский кластер» участники могут присоединиться к международной программе Open Cirrus, основанной компаниями HP, Intel и Yahoo для поддержки разработчиков как прикладных, так и системных программных средств в области облачных вычислений.

Обучение

Информационные технологии занимают все более прочные позиции непосредственно в процессе образования. В организации научно-исследовательской работы в вузах особую роль играют центры виртуальной реальности и 3D-лаборатории. Представители компании TLS Communication предлагают мультимедийные технические средства обучения. Для изучения иностранного языка существуют мультимедийная система и аппаратное решение DidacNet, основанное на цифровых методах передачи данных и позволяющее полностью избавиться от проблем с качеством передаваемого изображения на значительные расстояния. Цифровой планетарий Digistar 4 компании Evans & Sutherland, проецируя 3D-изображения, позволяет не только изучать географию, геологию, биологию и астрономию, но и применять эту систему в научной и проектно-исследовательской деятельности студентов. Российская компания 3Dream Team, партнер AUVIX по разработке тематических интерактивных образовательных курсов, предлагает программную платформу для создания визуальных коммуникаций нового поколения. С помощью трехмерной интерактивной системы можно в кратчайшие сроки создать электронные библиотеки любых объемов и по-новому представить музейные экспонаты и уникальные артефакты. Данная технология была реализована в созданном компанией Auvix 3D Центре МГЛУ для обучения и научных исследований с использованием методов трехмерного моделирования и виртуальной реальности.

Омский государственный технический университет с помощью специалистов «АйТи» установил промышленную полноцветную цифровую печатную машину InfoPrint Pro — C900S. В рамках дальнейшего развития было принято решение развернуть в учебной лаборатории специальное программное обеспечение Impostrip, которое будет использоваться в учебном процессе университета при подготовке инженеров и бакалавров по специальностям «Технология полиграфического производства» и «Полиграфические машины и автоматизированные комплексы».

В МГИМО создана не имеющая аналогов в мире система учебных ситуационных центров. Впервые в учебном процессе совмещены классический ситуационный центр, многофункциональная система моделирования ситуаций и мультимедийная учебная аудитория. В единую систему объединены топливно-энергетический центр, связанный с центром компании «Роснефть», политико-дипломатический центр, связанный с МИД России, политико-экономический центр, связанный с основными мировыми торговыми площадками и созданный по типу современной мультимедийной аудитории. Ситуационные центры оборудованы системами видео-конференц-связи, передовыми средствами отображения информации и проведения интерактивных презентаций. Сегодня системы ВКС становятся одним из конкурентных преимуществ для образовательного учреждения, и неудивительно, что многие российские вузы и школы начали использовать эту инновацию в образовательном процессе.

Архитектурное решение

Уже 250 лет Московский архитектурный институт (Государственная академия) является ведущей архитектурной школой России, признанной во всем мире. И сегодня с развитием и внедрением ИТ его внутренний облик меняется. Использование информационно-коммуникационных технологий стало неотъемлемой частью процесса обучения, гармонично его дополняющей.

Специфика вуза предполагает наличие технологий, позволяющих масштабировать изображение до мельчайших деталей. В мировых архитектурных школах каждый студент имеет возможность прийти со своим ноутбуком, подключить его, поработать над очередным проектом, подумать, обсудить с коллегами-студентами и преподавателем результат работы, выводя при этом изображение на экран коллективного пользования. Эти возможности сейчас появились и у студентов и преподавателей МАРХИ. В вузе появились новые системы отображения, в том числе 3D-визуализация (МАРХИ является членом консорциума университетов России, внедряющих технологии трехмерного моделирования и виртуальной реальности), системы интерактивного взаимодействия с объектами. Не менее важным в области информатизации сегодня для МАРХИ является применение электронных систем управления образовательным процессом, таких как «электронный деканат».

«Для вузов нашего профиля ключевая проблема — найти золотую середину между современными тенденциями применения ИКТ и реальной необходимостью использования технических средств обучения для подготовки специалистов, — считает Михаил Шубенков, заместитель заведующего кафедрой градостроительства МАРХИ. — Нужно внедрять технологии не ради их наличия, а в помощь студентам и преподавателям. Нужно уметь видеть, в какой конкретно дисциплине необходимо применить ту или иную инновацию».

При этом основные требования, предъявляемые вузом к технологиям, — простота в эксплуатации, сведение к минимуму взаимодействия преподавателя с техническими средствами обучения.

Одним из последних проектов было создание интегрированного решения с применением современных средств визуализации для зала ученого совета, который стал многофункциональным, позволяя реализовывать различные формы работы с аудиторией: голосование, обсуждение, дискуссии. В ходе реализации проекта специалистами компании AUVIX (до ноября 2009 года — «Русский Стиль»), поставляющей аудиовизуальное оборудование и осуществляющей проекты комплексной AV-интеграции, зал был оборудован системой отображения на базе проектора, экрана коллективного пользования, персональных и интерактивных средств, созданы системы озвучивания, коммутации и управления. Для проведения заседаний по защите диссертаций в зале были установлены стол ассистента и стол для заседаний на 25 человек. Появилась возможность защиты дипломных и научных работ в «электронном» виде с масштабированием изображения. Для управления комплексом созданы специальный интуитивно понятный графический интерфейс в корпоративном стиле МАРХИ и приложение, позволяющее реализовывать все режимы работы.