Унифицированные коммуникации в том виде, в котором мы их знаем, во многих случаях не выдерживают критики. Первоначальные инвестиции оказываются слишком велики и не приносят желаемой отдачи. В какой-то степени это объясняется высокой стоимостью каждого ком
В качестве альтернативы на арену сегодня все чаще выходят унифицированные коммуникации в облаке — полностью интегрированные с самого начала решения, которые подходят компаниям любой величины, а не только крупным предприятиям, располагающим соответствующим бюджетом.
Давайте определим, что должны включать в себя унифицированные коммуникации в первую очередь. Существует много параметров, однако большинство обозревателей отрасли сходятся на том, что центральным звеном подобной системы должно стать решение, обеспечивающее передачу сообщений или электронной почты. К стандартному набору унифицированных коммуникаций добавляется система мгновенной передачи сообщений, уведомления о присутствии и телефония (как правило, в форме VoIP). А полнофункциональные унифицированные коммуникации предполагают также наличие файловых служб, SharePoint (или какого-то иного средства организации взаимодействия), голосовой почты (с функционалом, аналогичным тому, который поддерживается продуктом Outlook Voice Access for Microsoft Exchange) и веб-конференций.
Итак, унифицированные коммуникации должны охватывать семь служб, но в большинстве компаний чаще всего имеются всего два-три по-настоящему интегрированных сервиса. Для внутренних ИТ-служб обеспечение более высокой степени интеграции представляет собой слишком сложную задачу, которая требует дополнительных инвестиционных и операционных затрат, а также увеличения штата. И при этом предприятие не получает даже половины того, что полностью соответствовало бы требованиям существующих стандартов.
Унифицированные коммуникации в облаке снимают бремя нагрузки с ИТ-службы, предлагая пакет, который работает независимо от внутренней инфраструктуры и персонала предприятия. В облаке компания может приобрести набор необходимых ей услуг. Причем практически все, за исключением телефонной службы VoIP, запускаются в эксплуатацию в течение часа.
Многочисленные преимущества унифицированных коммуникаций очевидны — возможности расширения сферы взаимодействия, повышения гибкости и эффективности хорошо документированы. А вот преимущества унифицированных коммуникаций в облаке по сравнению с решением, развертываемым на своей территории, обсуждаются уже не так часто.
Облачные решения в первую очередь могут похвастаться более выгодной ценой. Они позволяют добиться существенной экономии, поскольку предприятие отказывается от приобретения и развертывания оборудования и программного обеспечения, а также от закупки лицензий. Управлять затратами на персонал и обслуживание сокращенного набора оборудования и программного обеспечения достаточно легко. Унифицированные коммуникации в облаке не требуют большого числа внутренних специалистов, осуществляющих обновление и техническую поддержку. Все это возлагается на поставщика услуг и включается в месячную абонентскую плату.
Стоит отметить, что унифицированные коммуникации в облаке обеспечивают такое же резервирование мощностей, которого мы вправе ожидать от обычных облачных сервисов (наподобие Amazon EC2 или OpSource). Иногда создается впечатление, что решения, внедряемые непосредственно на территории предприятия, не имеют с ними почти ничего общего. Не говоря уже о том, что унифицированные коммуникации в облаке предлагают гораздо более широкую географическую диверсификацию. В условиях, когда многие компании внедряют у себя распределенные системы и приглашают удаленных консультантов и фрилансеров, получение всеми сотрудниками доступа к телекоммуникационным решениям становится обязательным условием, а характерное для облаков резервирование мощностей повышает устойчивость и препятствует потере данных при возникновении различных неисправностей.
Однако есть ряд моментов, которые следует учесть, прежде чем принимать решение о переходе.
Во-первых, услуги унифицированных коммуникаций в облаке предлагаются по принципу «все или ничего». Переносить существующую почтовую службу или телефонию к поставщику услуг в облаке, как правило, оказывается очень сложно и дорого (если вообще возможно). То же самое можно сказать и об интеграции данных технологий с новыми облачными сервисами и построении гибридных унифицированных коммуникаций.
Как правило, интегрировать имеющиеся у вас технологии с решениями в облаке не имеет смысла. Поставщик услуг затратил немало усилий на создание интегрированного пакета унифицированных коммуникаций, которые отлично взаимодействуют с лучшими в своем классе отраслевыми технологиями. Так зачем же подвергать все это опасности только для того, чтобы сохранить уже существующее у вас решение VoIP?
Кроме того, большинство поставщиков услуг в облаке предлагает средства поддержки широко распространенных стандартов Exchange и SharePoint, поэтому вашей организации не придется переключаться на технологию, еще не успевшую доказать свою эффективность.
Во-вторых, сбои время от времени возникают при работе любой службы. Опыт Google свидетельствует о том, что облачные технологии тоже не являются непогрешимыми. Теоретически при использовании облачного решения компания никогда не должна остаться без коммуникаций полностью, поскольку она использует множество независимых друг от друга функций (при отказе электронной почты служба VoIP продолжает функционировать и т. д.). Единственным «разрушителем облака» является полный разрыв связи с Интернетом — тут уже просто ничего не придумаешь.
Еще один момент, требующий рассмотрения, связан с пропускной способностью. Для того чтобы все сервисы работали одновременно и устойчиво, компании понадобятся достаточно широкие каналы. Чем выше будет пропускная способность, тем лучше. Высокая пропускная способность позволит не только ускорить доставку услуг, но и поможет бороться с некоторыми общими недостатками VoIP (например, с голосами, имеющими «металлический» оттенок).
При работе в облаке пропускной способности отводится очень важная роль, поэтому если ваш интернет-провайдер не в состоянии справиться с большой нагрузкой, следует рассмотреть возможность перехода на более быстрые каналы, установки маршрутизатора QoS или заняться поиском альтернативы унифицированным коммуникациям в облаке.
Перенос в облако электронной почты, системы мгновенной передачи сообщений, голосовой связи, средств организации взаимодействия и уведомления о присутствии с последующим формированием единого пакета услуг позволит не только сократить затраты, но и воспользоваться главным преимуществом унифицированных коммуникаций — получить простое и рациональное решение для организации эффективного взаимодействия сотрудников друг с другом посредством множества различных каналов и устройств.
Хостинг унифицированных коммуникаций означает, что все необходимые компоненты будут находиться в нужном месте, а не собирать пыль в серверной комнате в ожидании дорогостоящей модернизации или очередного устранения неисправностей.
Перенос унифицированных коммуникаций в облако позволит любому предприятию, независимо от его величины, получить присущие данным решениям гибкость и постоянное совершенствование услуг. Ранее такая возможность была доступна лишь крупным предприятиям, которые могли позволить себе содержать внутренние интегрированные системы.
Джеймс Бонд — вице-президент компании Apptix по разработке продуктов и программного обеспечения