К нему принято относить технологии, позволяющие осуществлять передачу данных со скоростью, превы
Сегодня на роль связи 4G претендуют технологии WiMAX и LTE (3GPP Long Term Evolution — протокол передачи данных, совершенствующий технологии CDMA и UMTS). Но общепринятого стандарта 4G пока не существует. В будущем LTE признается более перспективной, однако сети LTE лишь начинают распространяться в развитых странах, тогда как WiMAX уже доступен, в том числе для корпоративного использования.
На текущий момент в России полностью отсутствуют предпосылки для развертывания сетей LTE — не определены рабочие полосы радиочастот, порядок лицензирования и межсетевого взаимодействия, отсутствует стратегия перехода к сетям LTE. По прогнозам J’son & Partners Consulting, коммерческие сети LTE появятся в нашей стране не ранее, чем через 3–5 лет. До этого времени в стране будут развиваться мобильная версия WiMAX, а также сети 3G.
Краеугольный камень для развития технологий LTE и WiMAX — наличие высокоскоростной оптоволоконной транспортной инфраструктуры. Для развития рынка мобильного широкополосного доступа в России регулятор должен дать возможность операторам беспрепятственно строить транспортные сети и проводить соответствующие мероприятия для развития данной инфраструктуры.
Очевидно, что понятие офиса в последнее время сильно размылось. По данным Cisco, трое из пяти «офисных» сотрудников не считают пребывание в офисе непременным условием продуктивной работы. Они рассчитывают, что ИТ дадут им возможность пользоваться любым устройством — персональным или корпоративным — для доступа к корпоративным сетям, приложениям и данным в любом месте и в любое время. Более того, возможность гибкой работы укрепляет их лояльность работодателю и берется в расчет при выборе места работы.
Сеть 4G способна изменить модель потребления услуг и само понятие офиса не меньше, чем в свое время мобильная связь. Услуги 4G могут составить конкуренцию как проводному широкополосному доступу, так и мобильной связи. Темпы проникновения 4G в корпоративный сектор во многом зависят от стоимости услуг и абонентского оборудования, сетевого покрытия и надежности сервисов.
Услуги корпоративным клиентам на базе WiMAX сегодня предлагают две компании — «Скартел» (бренд Yota) и «Комстар-ОТС». По планам Yota, на долю корпоративного бизнеса будет приходиться 20% ее доходов.
Пакет услуг для бизнеса, как правило, предусматривает организацию мобильного высокоскоростного доступа в Интернет и к корпоративным ресурсам для сотрудников, работающих вне офиса. Это позволяет полноценно работать в корпоративных информационных системах и обновлять там данные, демонстрировать клиентам «тяжелые» приложения, развернутые в головном офисе, вести совместную удаленную работу над презентациями, проводить видеоконференции. Кроме того, предложенная инфраструктура может служить основой для создания распределенной корпоративной сети и подключения удаленных объектов, что позволит осуществлять контроль их состояния, сбор данных и видеомониторинг.
В отдельный класс бизнес-решений можно выделить «Автомобильный офис» — решение по оборудованию мобильного офиса в автомашине. Оно позволяет проводить видеоконференции на ходу, вести из передвижных студий трансляции в прямом эфире. Решение может использоваться для обеспечения корпоративных автобусов доступом в Интернет, проведения видеоконференций спасательных служб с оперативным штабом, организации сеансов телемедицины в машинах скорой помощи.
Одной из самых больших проблем распространения 4G в России является низкая активность инвесторов. Проще говоря, развитие сетей четвертого поколения задерживает то, что сети 3G все еще имеют высокий потенциал развития, поскольку крупные игроки рынка имеют желание более полно «отбить» инвестиции, вложенные в построение существующих сетей. Тем не менее планируется, что именно связь 4G станет основой проекта единой информационной системы Олимпийских игр в Сочи.
По прогнозам ABI Research, рынок связи 4G к 2014 году превысит 70 млрд долл. при стремительном росте объема услуг операторов связи. Это прежде всего будет связано с тем, что главной услугой станет предоставление доступа в Интернет, а второстепенной — передача голосовых данных. Существенную долю прибыли операторам также обеспечат дополнительные услуги — навигационные, мультимедийные и вещательные.