Вопросы адекватности затрат широко обсуждались даже в период активного строительства центров обработки данных. Сегодня инвестиции анализируются еще более тщательно, и особенно это касается резервных ЦОД, выполняющих для бизнеса роль «страховки». В условия
Создание резервного ЦОД обычно происходит в рамках плана обеспечения непрерывности бизнеса. В числе прочего туда входят пункты, говорящие о восстановлении ИТ-инфраструктуры как способе снижения операционных рисков компании.
«Тема создания резервного ЦОД должна быть отражена в документе “Стратегия ИТ”. Это основополагающий документ для понимания пути достижения стратегических целей компании в разрезе ИТ. В рамках этой стратегии предполагается выполнение стратегических проектов компании, одним из которых и является резервный ЦОД. Я считаю неверным, когда резервный ЦОД создается по плану обеспечения непрерывности бизнеса, а стратегии ИТ в компании нет. Сначала надо определиться со стратегией ИТ, создать план обеспечения непрерывности бизнеса, а потом создавать резервный ЦОД», — говорит Илья Лукьянов, директор департамента поддержки инфраструктурных сервисов X5 Retail Group. При обосновании инвестиций для создания резервного ЦОД необходимо провести всесторонний экономический анализ по возможным потерям и по возможной недополученной выгоде, чтобы бизнес понимал, за что он платит.
«Для банков обосновать инвестиции в резервные ЦОД достаточно просто, создание резервной площадки и запасных помещений на случай чрезвычайных ситуаций — одно из важных условий обеспечения непрерывности деятельности банка», — отмечает Игорь Коваль, исполнительный директор «АМТ Банка». Любая банковская структура, исходя из масштаба своей деятельности, должна разработать детальный план действий на случай непредвиденных обстоятельств, поскольку в марте 2009 года были выпущены указания ЦБ РФ, которые изменили положение 242-П об организации внутреннего контроля кредитных организаций. В его рамки введено Приложение № 5, включающее рекомендации по содержанию плана действий, направленного на обеспечение непрерывности деятельности кредитной организации.
Средства лучше найти…
Предприятию следует обозначить допустимое время простоя систем. В «АМТ Банке» нештатный простой сервисов должен составлять не более 15 минут один раз в день. Если остановка запланированная, то она может длиться дольше, но, во-первых, об этом предупреждаются клиенты, а во-вторых, как правило, плановая остановка сервисов происходит ночью. Поэтому резервная площадка в течение 10–15 минут должна быть готова принять на себя основную нагрузку.
Инфраструктуры основного и резервного ЦОД должны быть зеркальными, то есть резервная площадка полностью дублирует инфраструктуру основной. «Мы регулярно — примерно раз в квартал — делаем переключения, чтобы проверить работоспособность систем, и проводим тестирование перехода на резервную площадку», — делится Коваль. Это проходит незаметно для пользователей и клиентов, что является главной оценкой качества ИТ-сервисов.
«При выработке решений по поддержке бизнеса мы рассматриваем сервисный подход на базе заключаемых соглашений об уровне обслуживания», — говорит Лукьянов. Сервис — это вся инфраструктурная цепочка от рабочего места до ЦОД, необходимая, чтобы пользователь мог работать с информационной системой. При этом бизнес дает устраивающие его показатели, а ИТ-департамент их обрабатывает и предлагает несколько вариантов SLA. В рамках этих соглашений указаны критерии, по которым определяется работоспособность и доступность информационной системы с точки зрения сервиса, а не просто какого-то его компонента. По компонентам заключаются отдельные операционные соглашения об уровне услуг (OLA), из которых и строится в конечном итоге SLA. Например, по стандартам X5 Retail Group доступность магистральных каналов связи должна составлять 99,9%, а баз данных — 99,6%.
Конечно, это повлияло на выбор применяемых решений. «Построение параллельного объекта в виде резервного ЦОД и перенос туда критически важных бизнес-сервисов, которые в любой момент готовы к принятию нагрузки, серьезно влияют на появление девяток в показателях их доступности», — уверен Лукьянов. Согласно некоторым SLA, необходимо возобновление сервисов при катастрофическом сбое в течение 15 минут.
«В целом, если остановка бизнес-процессов более чем на час критична для компании, необходимо найти средства, чтобы создать полноценный резервный ЦОД», — уверен Коваль.
Системы лучше дублировать полностью. Помимо собственно резервных функций, такая площадка пригодится при проведении резервного копирования информации, стресс-тестирования, при тестировании изменений в информационной системе или внедрении нового ПО.
«Однако не факт, что сопровождение менее мощной инфраструктуры обойдется дешевле, — говорит Коваль. — Скорее, наоборот: на ее регулярную настройку может уходить больше временных ресурсов».
Как правило, «холодный» резерв обходится существенно дешевле, но на его старт потратится гораздо больше времени. Критерием выбора, как и в других случаях, является допустимое время реакции. «Делать резервный ЦОД “холодным” можно, если бизнес некоторое время может прожить без ИТ-сервисов», — признает Лукьянов. Если же бизнес живет в реальном времени, создавать «холодный» ЦОД — профанация. В этом случае нужно добиваться денег хотя бы на «горячий» вариант, а в идеале — на ЦОД постоянной готовности, полностью дублирующий основной.
Впрочем, для компаний, которые не понесут убытков от временного бездействия систем (а таких среди российских компаний довольно много), «холодный» вариант может быть оптимальным, а «горячий» — избыточным.
Роскошь или поддержка бизнеса?
Одной из тенденций является построение в ЦОД отказоустойчивых систем с применением территориально распределенных решений. В отличие от простого резервного центра, они не простаивают в горячем резерве, а способны разделять нагрузку между узлами. В каких случаях это решение эффективно?
«Если строить не только отказоустойчивое решение, но и катастрофоустойчивое, территориально распределенная система вполне оправданна», — считает Коваль. Основная проблема в этом случае будет заключаться в каналах связи. Если речь идет о крупной компании, то она может позволить себе проложить собственную оптику.
«Чаще всего использование распределенных решений связано с тем, что компания “вырастает” из собственного ЦОД», — полагает Лукьянов. В этом случае возможно перераспределить нагрузку между двумя площадками, но тогда получится работа без резервного ЦОД — оба станут основными.
«Резервный ЦОД должен быть именно резервным, переклассифицировать его во второй основной, на мой взгляд, не совсем верно», — добавляет Лукьянов. Разумнее говорить о расширении каким-либо способом основного, либо создании третьей площадки.
Резервирование мощностей на той же площадке, где находятся основные, — в корне неверный подход, так могут делать люди, которые не рассматривают всего спектра рисков.
Уже несколько лет назад начали говорить о «чудовищном дефиците» доступных энергомощностей в Московском регионе. Даже один мощный ЦОД становится для компаний роскошью.
«Мы пришли к выводу, что для нас построить ЦОД в Москве нереально: вложения окупились бы не раньше, чем через 20 лет», — сетует Коваль. Как правило, существующая инфраструктура в городе не отвечает современным требованиям. Зачастую для создания достаточной энергообеспеченности локации приходится заменять оборудование на подстанциях, а это огромные деньги.
«С точки зрения построения собственных информационных центров проблема остается, потому что не всегда требуемая мощность может быть подведена к нужной локации», — констатирует Лукьянов. Между тем неразумно строить собственный ЦОД там, где необходимой мощности нет вовсе, и даже более того — там, где нет ее запаса. Через несколько лет ЦОД в любом случае придется модернизировать, и на увеличение мощностей потребуются очень значительные средства.
Не является панацеей и вынесение информационного центра за границы МКАД.
«Как правило, ситуация с энергообеспеченностью улучшается, но появляется другой риск — неготовность каналов связи», — говорит Коваль.
Кроме того, любой ЦОД надо поддерживать, и существуют риски относительно создания удаленных подразделений. Кадровый потенциал региона начинает слабеть, поскольку серьезные специалисты предпочитают работать в Москве, а эксперты-москвичи работать в области не будут. Наконец, удаление ЦОД увеличивает время прибытия подрядчиков, что удлиняет сроки устранения проблем.
«Я не рассматриваю всерьез варианты построения ЦОД в Подмосковье. Другое дело — аренда коммерческих ЦОД в техногенных оазисах», — резюмирует Лукьянов.
Внимание к мелочам
Если сравнивать с ситуацией трехлетней давности, когда существовал огромный дефицит коммерческих площадок, сейчас на рынке существует достаточно много предложений.
Крупные инвестиции доступны далеко не всем, поэтому компании охотно переводят затраты на ЦОД в операционные расходы: все большее их количество обращает внимание на возможности аренды.
Кризис позитивно отразился на провайдерах, заставив переоценить свою состоятельность как поставщиков услуг. Они начали активно работать с клиентами, предлагая дополнительные сервисы. «Отечественные ЦОД, запущенные в этом году в промышленную эксплуатацию, во многом приблизились к европейским и оставляют в целом приятное впечатление», — считает Лукьянов.
Тем не менее на возможности провайдеров нужно смотреть очень внимательно, особенно обращая внимание на такие «мелочи», как подведение электроэнергии, наличие резервных источников питания и их мощности. Зачастую требуется привлечение экспертов, на рынке появились консалтинговые компании, специализирующиеся на проведении анализа способности ЦОД выдержать требования заказчика.
«С точки зрения качества услуг радикальных изменений не произошло», — отмечает Коваль. Поставщики часто заявляют уровень ЦОД, который не соответствует действительности.
«По факту ЦОД не сертифицированы на том уровне, который заявляется», — поддерживает Лукьянов.
Кроме того, поставщики услуг должны быть клиентоориентированными. Если клиенту нужна огороженная территория, потому что он не доверяет общему залу, видеонаблюдение, собственная система мониторинга, замки на стойках, провайдер обязан такие условия предоставить. Пока же достаточно часто ЦОД отказывают в таких сервисах.
Очевидное преимущество
На какой площадке следует реализовывать резервный ЦОД — пожалуй, один из самых принципиальных выборов, стоящих перед компаниями. Очень крупные организации все-таки строят собственные — как основные, так и резервные. «В первую очередь это продиктовано политическими вопросами: сохранностью данных и доступом в помещения», — полагает Коваль. Средним же компаниям мегаЦОД не нужен, поэтому решения принимаются, как правило, исходя из экономических соображений.
«Целесообразность использования коммерческих площадок при построении резервных ЦОД просчитывается в технико-экономической модели», — говорит Лукьянов. При этом в большинстве случаев арендованные площадки будут выигрывать, даже с учетом того, что достаточно часто в расчетах стоимости собственного ЦОД не учитывают стоимость его проектирования, обслуживания, модернизации и масштабирования.
В коммерческих ЦОД уже существует вся необходимая инфраструктура, и создание площадки происходит быстро и четко. Что немаловажно, почти все провайдеры могут выделить помещение с крайне ограниченным доступом, которое можно использовать как собственный ЦОД, платя лишь за арендованное место и инфраструктуру, но проектируя решение самостоятельно. Построение именно такого резервного ЦОД, вероятно, является наиболее экономически обоснованным.
«Достаточно сравнить стоимость стойко-мест в собственном и арендованном варианте, и преимущество аренды станет очевидным», — согласен Коваль. В среднем при построении ЦОД стойко-место единовременно обходится в сумму около 50 тыс. долл. В случае же построения высококлассного ЦОД, это число может увеличиться вдвое. При этом впоследствии будет необходимо самостоятельно поддерживать созданную инфраструктуру.
После расчетов, проведенных «АМТ Банком», выяснилось, что на арендованной площадке выгоднее разместить не только резервный ЦОД, но и основной. Площадки для своих вычислительных мощностей — и основную, и резервную — банк арендует в двух разных ЦОД уровня Tier III – Tier III+. «Одна из площадок является условно основной, а другая — условно резервной. “Условно” — потому что для нас они абсолютно одинаковы в плане мощности и производительности», — поясняет Коваль. Между площадками и головным офисом проложены собственные и арендованные каналы связи. Между площадками постоянно идет репликация данных.
У X5 Retail Group основной ЦОД — собственный, а резервный, исходя из экономических соображений, было решено арендовать. «Компании, которая считает свои деньги (наша к таким относится), проще арендовать резервный ЦОД», — подчеркивает Лукьянов. Технологическая инфраструктура ЦОД сложна, и риски, связанные с ее функционированием, желательно переложить на компанию, профессионально оказывающую такие услуги. Тем не менее в будущем вполне возможны изменения применяемых подходов, например в случае необходимости расширения площадок. Компания постоянно проводит мониторинг рынка и анализирует возможные варианты. Возможен как перенос основного ЦОД на коммерческую площадку, так и строительство собственного резервного ЦОД (капитального, мобильного, модульного).
«Если говорить о будущем, то мы ждем реальных предложений на рынке услуг SaaS», — говорит Коваль. Банк готов приобретать облачные услуги. Но на данный момент к этому не готовы сами провайдеры: их услуги по своему качеству как минимум должны соответствовать ФЗ-152 «О персональных данных» и требованиям стандарта информационной безопасности ЦБ РФ.
«Если регулятивные требования будут выполняться, мы готовы рассматривать такие предложения хоть сегодня, — заявляет Коваль. — Отдельно хотелось бы добавить, что нам не интересен инфраструктурный аутсорсинг — IaaS; арендуя стойко-места в ЦОД, мы уже получаем услугу подобного вида. Банку нужны именно сервисы».