Как правило, на проекты социальной направленности выделяются весьма ограниченные деньги. Какую стратегию следует выбрать руководителям проектов в отношении ИТ?
Дмитрий Шушкин, директор по корпоративным проектам компании «ABBYY Россия»:
Основная цель проектов социальной направленности — удовлетворение острых социальных потребностей. Во главу угла здесь встает получение максимального социального эффекта от внедрения. Чтобы проект был эффективным, необходимо провести консультации с потребителями будущей системы — узнать, что для них будет самым полезным. Это позволит сконцентрироваться на решении ключевых задач и не тратить ограниченный бюджет на внедрение ИТ-решений не самой первой необходимости. Немаловажно уже после реализации проекта информировать граждан о новой услуге, рассказать не только о ее актуальности, но также об удобстве и эффективности.
Артем Дергобузов, коммерческий директор бизнес-направления «АйТи-Университет» компании «АйТи»:
При реализации ИТ-проектов социальной направленности необходимо сбалансировать внутренние задачи организации и требования к уровню предоставляемых социально значимых услуг. Следует учесть все нюансы рынка и провести анализ существующих ИТ-решений. Это поможет выбрать систему, которая станет наилучшим решением и позволит реализовать поставленные ИТ-задачи на основе заданных требований. Кроме того, ИТ-решение должно быть выбрано с учетом дальнейшего функционального развития, это особенно важно в социальных проектах.
Леонид Коновалов, менеджер индустриального маркетинга по работе с отраслью «образование» компании «Xerox Россия»:
Одним из важнейших стратегических направлений должно стать внедрение эффективных ИТ-платформ, которые станут базой для последующих решений. Однако существует проблема: содержать собственный ИТ-отдел может только крупная структура. Средние и небольшие организации часто не имеют даже специалиста по ИТ — им стоит прибегнуть к помощи компаний-аутсорсеров.
Что касается отдельных проектов, то, несомненно, стоит минимизировать совокупную стоимость владения решением, но не в ущерб общей эффективности. При подготовке тендерной документации для социального проекта необходимо правильно присвоить приоритеты каждому существующему критерию, чтобы в результате выбрать самое эффективное решение. Кроме того, качественное сопровождение решения — исключительно важная составляющая проекта, и ее нельзя списывать со счетов. Услуги, которые можно оказывать на базе современных ИТ-решений, в будущем могут обеспечить возврат вложенных средств.
Елена Шелястина, технический директор компании «Летограф»:
Для любых проектов, в том числе и социально направленных, наиболее целесообразной является стратегия поэтапной автоматизации деятельности с выбором лучшего решения для рынка и с учетом перспективы развития. Другими словами, необходимо оценить, какое решение будет наиболее приемлемым для автоматизации всего спектра процессов и приобрести его (возможно, ограниченное количество лицензий или ограниченное количество модулей). При выборе решения следует учитывать возможность развития проекта силами собственных специалистов, а также изучить возможность аренды лицензионного ПО.
Владимир Алеев, заместитель руководителя департамента продвижения решений и продуктов корпорации «ЭЛАР»:
Стратегия, на которую необходимо ориентироваться, — это государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)». В ее рамках непосредственные заказчики проектов должны детально (в соответствии с требованиями Минкомсвязи) проработать этапы информатизации, провести торги и выбрать достойных поставщиков продуктов и услуг, способных воплотить в жизнь актуальные социально значимые проекты. К теме ИТ-проектов в сфере культуры прямое отношение имеет подпрограмма «Цифровой контент и культурное наследие». Средства на реализацию проектов, перечисленных в программе, заложены в федеральный бюджет на 2011–2013 годы.