Тема облачных вычислений сейчас у всех на слуху, но общего понимания того, что же это такое, пока не сложилось. Одни считают, что облачная тема — не более чем очередная маркетинговая акция, другие уверены, что это прямая дорога в светлое будущее ИТ, третьи идут своим путем, полагая, что данные технологии целесообразно применять для решения ограниченного круга задач, который у каждой компании свой.
Рынок оценки и консалтинга
Группа финансового консалтинга «Река» занимается прикладным консалтингом, который включает в себя сопровождение сделок с точки зрения ведения корпоративной отчетности, оценку бизнеса и активов компаний, проверку состояния предприятия на дату, ближайшую к продаже, и, как итог, формирование мнения продавца или покупателя (в зависимости от того, с чьей стороны выступает финансовый консультант) о реальной стоимости бизнеса на эту дату. В компании работает 22 сотрудника, ее годовая выручка — 3 млн долл.
Бизнес, которым занимается компания, информационно емкий. Поскольку в проектах участвуют, как правило, не только специалисты «Реки», но и представители пяти-семи других компаний (юристы, аудиторы, сотрудники рекламных агентств, эксперты банков), одновременно работать с одним информационным блоком могут до 30 специалистов, причем в режиме удаленного доступа (естественно, с разграничением прав пользователей и полным документированием всех изменений).
«В качестве инструмента для работы с единым информационным пространством мы используем Microsoft SharePoint, — рассказывает Андрей Резник, партнер ГФК “Река”. — К хранимой информации мы имеем доступ через Интернет, и она является частью облака, которое мы используем». Компания перевела в облако и свою бухгалтерию, поскольку руководству удобнее получать финансовые данные дистанционно, находясь где угодно — в офисе, дома, в командировке и т. п.
После перевода всей работы в облако, по оценке Резника, эффективность компании выросла на 40%. Кроме того, стало очень удобно контролировать ее деятельность. Дополнительно удалось сократить затраты, поскольку больше нет необходимости содержать офис на 21 человека, достаточно трех рабочих мест, а для общего совещания раз в месяц можно арендовать переговорную, это обойдется всего в 45 долл.
«Наиболее эффективно применять облачные вычисления в информационно емких областях. Если говорить о коммерческих предприятиях, то это финансовый блок, — считает Резник. — Насколько это безопасно? Ответ во многом зависит от ответа на другой вопрос: кому вы больше доверяете — своему ИТ-сотруднику или персоналу внешнего ЦОД? Конечно, есть компании, которые никогда не перейдут в облака. Некоторым психологически сложно отказаться от собственной инфраструктуры, в которую вложено столько сил и средств, и отдать все вычисления “на сторону”. Не перейдут в облака и предприятия, которым есть что скрывать».
В ближайшее время компания намерена внедрить систему управления персоналом, чтобы было удобнее планировать ресурсы и вести проекты. Ее предполагается поместить в то же облако, где уже находится вся информационная инфраструктура ГФК «Река».
Авиаперевозки
Авиакомпания «Москва» (до недавнего времени она носила название «Атлант-Союз») осуществляет воздушные перевозки пассажиров и грузов на внутренних и международных авиалиниях. Компания принадлежит правительству Москвы. Всего в компании работает около 1000 сотрудников. Центральный офис находится в аэропорту Внуково.
Информационная инфраструктура авиакомпании централизованная, так сложилось исторически. «У нас достаточно много систем находится на аутсорсинге, — отмечает Фариза Гуриева, заместитель генерального директора по ИТ компании “Москва”. — Это традиционный подход для авиационной отрасли». К примеру, на аутсорсинг вынесен такой важный для авиабизнеса блок, как система бронирования билетов и инвенторная система хранения ресурсов «Сирена-2.3», разработка компании «ТАИС». На вычислительных мощностях самой компании размещены система управления экипажами, система управления полетами, бухгалтерия, расчет зарплаты и кадры, почта, документооборот.
В ИТ-службе авиакомпании работает 14 сотрудников — в основном специалисты по технической поддержке, системные администраторы и руководители проектов. Создан информационно-аналитический центр, который обеспечивает руководство компании, коммерческий и планово-экономический блоки аналитической информацией, расчетами показателей, отчетами и пр.
«В облако авиакомпания вынесла процессы бронирования через Интернет, — отмечает Гуриева. — Мы задаем для этой системы правила, вводим необходимые данные, затем в облаке осуществляются вычисления. Это довольно серьезная часть нашего бизнеса. Немаловажное значение для перехода в облака имеет правильный подход к разработке договора с провайдером облачных вычислений. Наличие договора SLA считаю обязательным».
Как же определить момент «взлета» в облака? В каких случаях стоит переносить свои ИТ-сервисы в облако, а когда имеет смысл оставить их у себя? Гуриева предлагает просто посчитать и сравнить, сколько будет стоить перенос системы в облако и во сколько сейчас обходится собственная ИТ-инфраструктура. Со временем облачные ресурсы будут все дешевле, и ценовой порог взлета в облака снизится. Особенно пристальное внимание на облака Гуриева рекомендует обратить тем компаниям, чей бизнес носит выраженный сезонный характер, тем, у кого наблюдаются существенные перепады в объемах работ.
«В области авиаперевозок, может быть, стоит вынести в облако систему управления экипажами, — полагает Гуриева. — Члены экипажей живут в Москве и Подмосковье и уже сейчас получают рассылки по электронной почте и SMS. Используя удаленный доступ, они могут самостоятельно проверять свое расписание, сроки прохождения очередного медосмотра и пр. Электронную почту тоже, возможно, имеет смысл выводить в облако. Пока же эти блоки у нас в облака не выведены».
Гуриева считает, что пришло время задуматься о создании специализированного провайдера облачных вычислений, который объединил бы в себе информационные и телекоммуникационные системы, предназначенные для небольших российских авиакомпаний. Это было бы выгодно всем и благотворно повлияло бы на эффективность работы компаний, одновременно повысив безопасность.
Муниципальные органы
В префектуре Зеленоградского административного округа Москвы работает около 150 сотрудников. Подведомственными организациями являются пять управ районов и два государственных учреждения — «Инженерная служба ЗелАО» и «Озеленение и благоустройство». Таким образом, всего в структуре работает почти 500 сотрудников.
В основном ИТ-инфраструктура префектуры централизованная. За работу информационной службы ЗелАО отвечает отдел «одного окна» и информатизации.
«Мы используем виртуализацию серверов, — отмечает Анна Коробова, начальник отдела службы «одного окна» и информатизации префектуры Зеленоградского административного округа. — Нами проведен эксперимент по виртуализации рабочих мест на основе ПО VMware и Citrix, это позволило в два раза увеличить быстродействие работы с системой документооборота». По сути, это части внутреннего облака.
Коробова отмечает следующие преимущества, которые дают облачные вычисления:
- стандартизация, применение переносимых повторно используемых и совместимых решений, создаваемых исходя из потребностей административной деятельности;
- экономическая эффективность, снижение нагрузки на бюджет;
- наличие специальных программ облачного лицензирования Service Provider License Agreement.
В планах префектуры — переход и во внешние облака. Префект Зеленограда предложил внедрить типовые компоненты на уровне правительства Москвы. Зеленоградские специалисты разработали и предложили к внедрению около 12 типовых компонентов программно-технического комплекса «Электронный округ». После того как все они будут развернуты в облаке, на уровне правительства Москвы, префектуры получат доступ к его ИТ-сервисам. Это даст экономию на уровне префектур: не потребуется для каждой префектуры покупать отдельные комплекты лицензий СУБД, прикладное ПО, создавать серверную площадку. Что очень ценно, облако позволяет унифицировать формы отчетности, обеспечить автоматическую агрегацию этих данных и передачу консолидированных отчетов на уровень правительства Москвы. «Использование облачных вычислений позволит снизить затраты на аппаратную часть и эксплуатационные расходы, то есть общую стоимость владения», — уверена Коробова. Возможно, это «облако Москвы» будет базироваться в крупнейшем центре обработки данных, основа которого сейчас создается в технико-внедренческой зоне в Зеленограде.
Торговля
Федеральная торговая сеть «Копейка» объединяет 658 магазинов. В течение последних двух лет сеть в среднем росла на 15–20% в год. Общее число сотрудников — около 6 тыс.
ИТ-инфраструктура компании централизована. В ИТ-службе трудится почти 100 сотрудников, больше половины из них — в службе поддержки, которая работает в круглосуточном режиме и обрабатывает свыше тысячи обращений в неделю. Для работы используется информационная система SAP Retail, ее настройкой и обслуживанием занимаются 10 специалистов.
«Обслуживание и ремонт расчетно-кассового оборудования и весов находятся на аутсорсинге, — отмечает Александр Артюхов, исполнительный директор дирекции ИТ ТД “Копейка”. — Растет число запросов, связанных с эксплуатацией внутренних ИТ-ресуров. Во внешнее облако мы пока не отдали ничего, но у нас есть внутреннее облако, охватывающее более сотни серверов».
Критерий целесообразности перехода во внешнее облако Артюхов сформулировал так: пока цена владения собственным ЦОД ниже, чем стоимость внешних облачных услуг, имеет смысл содержать свой собственный ЦОД; как только цена владения собственной ИТ-инфраструктурой сравняется со стоимостью передачи ее во внешний ЦОД или превысит ее, имеет смысл передать ее во внешнее облако, поскольку, когда оборудование в собственном ЦОД устаревает, резко возрастает стоимость его модернизации, и внешний ЦОД с новым оборудованием оказывается выгоднее. В качестве одного из вариантов в ТД рассматривают возможность разместить резервный ЦОД в своем облаке, а основной во внешнем или наоборот. Для окончательного решения потребуется точный финансовый анализ затрат, ведь содержание собственного ЦОД с учетом его развития, по оценкам Артюхова, обходится компании более чем в 1 млн долл. ежегодно.
«При принятии решения о переносе в облако большую роль играет субъективный фактор: параноидальное желание обезопасить себя от всего и вся, — отмечает Артюхов. — В результате затрачивается огромное количество времени и средств на перенос ИТ-инфраструктуры — например, она выносится в швейцарский ЦОД».
В планах ТД «Копейка» — в наступающем году воспользоваться сервисом «ЦОД как услуга» и перенести свою ИТ-инфраструктуру во внешний ЦОД. Финансовый анализ и необходимые расчеты для определения целесообразности этого шага сейчас уже проведены.