РЫНОК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

К «социализации» не готовы

Рынок социальных систем в 2011 году достигнет объема в 10 млрд долл. Как подчеркивают в Gartner, выручка поставщиков таких инструментов вырастет по сравнению с прошлым годом на 41%. Активный рост продолжится и в дальнейшем: к 2015 году рынок достигнет 29 млрд долл. Любопытно, что подобный прогноз появился на следующий день после выхода отчета IBM, в котором говорилось о неготовности большинства компаний к использованию социальных инструментов. Как утверждают в IBM, 82% директоров по маркетингу не планируют увеличить инвестиции в эту область, причем 50% просто культурно не созрели.

Хранение в облака не отдают

По данным IDC, в 2010 году объем выручки поставщиков систем хранения данных в России приблизился к докризисному значению и достиг 399 млн долл. Тройка лидеров среди производителей данных продуктов не претерпела изменений: на EMC, HP и IBM совокупно приходится почти 80% рынка.

Объемы создаваемых, обрабатываемых и агрегируемых данных стремительно растут. Огромные неструктурированные массивы, бесчисленные резервные копии и вал входящей информации вызывают у пользователей сильное беспокойство. Строительство иерархических систем хранения, политики разделения данных по степени значимости и новые типы носителей не всегда справляются с задачами, возникающими у компаний. Ленточные библиотеки снова рассматриваются как один из возможных способов сократить расходы на хранение.

Не менее остро стоят и проблемы защиты данных. Очень многие потребители выражают опасения относительно возможных уязвимостей ИТ-инфраструктур — как собственных, так и аутсорсинговых.

В России роль оборудования на рынке СХД остается очень значительной — в частности, из-за того что большинство заказчиков не готово передать контроль ИТ-активов внешним провайдерам. Но несмотря на то что облачные услуги все еще находятся в стадии развития, этот сегмент в ближайшем будущем окажет огромное влияние на рынок систем хранения. Производители, которые через год не смогут дать заказчику ясный ответ на вопрос, зачем покупать оборудование, если с минимальными расходами можно организовать хранение данных в облаке, столкнутся с большими трудностями.

Согласно прогнозам IDC, рынок систем хранения продолжит развиваться достаточно быстрыми темпами, причем сегмент внешних устройств в денежном выражении вырастет за пять лет почти на 75%.

Рынок ЦОД ожидает дефицит

По оценке аналитиков Headwork Analytics, к 2015 году емкость российского рынка коммерческих ЦОД увеличится в 2,5–3 раза, а в сегменте крупных предприятий спрос на подобные услуги вырастет почти в пять раз. В ходе исследования были опрошены представители 203 российских компаний, годовая выручка которых превышает 1 млрд руб., а центральный офис располагается в московском регионе. Кроме того, был изучен рынок коммерческих ЦОД Московского региона.

Как известно, российский рынок ЦОД сконцентрирован в столицах: в Москве и Подмосковье находится 60% российских коммерческих ЦОД, в Санкт-Петербурге — 15%, в остальных регионах — 25%. Конечно же, российский рынок ЦОД по своим масштабам пока не сравним c западным. Совокупная площадь московского рынка — а это 98 объектов — меньше площади одного крупного американского ЦОД компании SuperNAP.

По оценкам аналитиков, российский рынок коммерческих ЦОД растет на 20–30% в год. На долю крупных заказчиков приходится 40% от общего рыночного спроса, причем наиболее активными потребителями услуг являются медиахолдинги, транспортные и логистические компании, а также банки. Ритейл, энергетика и промышленность проявляют лишь умеренный интерес, а нефтегазовые компании потребности в услугах коммерческих ЦОД и вовсе не испытывают.

Спрос со стороны крупных предприятий на услуги ЦОД будет расти на 35–40% в год. Такие заказчики проявляют интерес к сложным «облачным» сервисам. Однако от перехода в «облака» их удерживает неуверенность в надежности операторов и слишком высокая, по мнению клиентов, стоимость аренды. Пока ключевыми услугами остаются размещение сервера (этим сервисом пользуются 80% текущих клиентов) и аренда оборудования, востребованная среди 48% заказчиков. Модель SaaS используют менее 20% крупных клиентов.

Малый и средний бизнес менее активен — как ожидается, в этом сегменте спрос на услуги ЦОД будет расти лишь на 10–15% в год. Но и в этом сегменте заказчики все реже ограничиваются потреблением простых услуг, таких как хостинг почтовой системы, и постепенно расширяют спектр востребованных сервисов.

Как показало исследование, даже с учетом роста предложения дефицит площадок проявится уже в 2012 году, а к 2015 году спрос на 22% будет превышать предложение. А если некачественные площадки останутся невостребованными, дефицит может достигнуть 35%.

Рынок СХД поляризуется

Во II квартале 2011 года на европейском рынке внешних систем хранения данных начала снижаться активность. По данным IDC, объем продаж в этот период увеличился на 6% в годовом исчислении и составил 1,27 млрд долл., но относительно предыдущего квартала выручка снизилась на 5%. Снижение продаж произошло на фоне высокого спроса на СХД в I квартале, когда было совершено значительное число крупных сделок.

Как отмечают аналитики, компании продолжают инвестировать в обновление своих СХД, но все большее внимание при этом обращают на решения, которые отличаются простотой внедрения. Кроме того, крупные организации стали проявлять интерес к наиболее дорогостоящим решениям, обеспечивающим более широкие возможности. В то же время спрос на решения среднего уровня (от 25 до 250 тыс. долл.) стал снижаться. В сложившихся экономических условиях корпоративные заказчики делают выбор либо в пользу полнофункциональных решений, либо в пользу решений начального уровня. Со временем это может привести к поляризации рынка.

 

ИТ-БЮДЖЕТЫ

Вырастут ли ИТ-бюджеты?

Несмотря на начинающийся второй виток кризиса, вынуждающий компании снова затягивать пояса, руководство настроено весьма оптимистично. Половина опрошенных Nucleus Research компаний планируют на 2012 год увеличение ИТ-бюджетов. При этом 27% ожидают роста ИТ-бюджета более чем на 5%, а 10% — более чем на 10%.

В частности, рост ожидается в сегменте SMB, во многом благодаря облачным технологиям. Появившиеся решения развиваются и начинают удовлетворять потребностям все большего числа компаний. Таким образом, некрупным компаниям становятся по карману ранее недоступные, но потенциально востребованные системы — например, связанные с аналитикой и электронной коммерцией.

 

УПРАВЛЕНИЕ

Рынок ИТ-кадров стабилизируется

За последние несколько месяцев рост европейского рынка ИТ-кадров существенно ослаб. Аналитики KPMG оценивают активность на нем чуть выше 50 пунктов. Согласно используемому ими индексу, значение выше 50 означает рост спроса относительно предыдущего месяца. Таким образом, речь идет об очень слабом росте. Для постоянного ИТ-персонала данный показатель составляет 56 пунктов, при этом наиболее востребованы бизнес-аналитики и менеджеры проектов. Если говорить о контрактниках, то индекс составил 53 — почти на уровне стагнации, а наибольший спрос наблюдается среди бизнес-аналитиков и программистов SQL.

Облака: не хватает веры и опыта

По данным исследования, проведенного Symantec, ИТ-персонал компаний слабо владеет темой облачных вычислений и излишне надеется на консультантов. В целом аналитики описывают сложившуюся картину как смесь ожиданий, опасений и несбывшихся надежд. Как выяснилось, 36% компаний применяют модель SaaS хотя бы для некоторых приложений, причем 19% используют для этого публичные облака, а остальные предпочитают частные. Что касается аренды вычислительных мощностей, то 17% полагаются на ресурсы коммерческих ЦОД, а 11% используют гибридную модель из публичных и частных облаков. При этом четверть компаний даже не начинали пилотных проектов по оценке возможностей облачных решений: они видят в них недопустимо высокие риски, касающиеся безопасности, надежности и производительности.

Однако даже среди компаний, использующих облака, ситуация далека от идеала. Лишь один из четырех опрошенных ИТ-специалистов заявил, что имеет в этой области хоть какой-то опыт. В результате компании вынуждены обращаться к консультантам, провайдерам и прочим сторонним организациям. Разумеется, это накладывает на проекты дополнительные риски.

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

«Скинуть на генерального»

На вопрос «Боитесь ли вы работать в компании с пиратским ПО?», заданный специалистами кадрового центра «Юнити», 70% сисадминов уверенно ответили «нет». Около 20% специалистов объясняют свой ответ отсутствием их личной ответственности в случае проверки и считают, что у них всегда есть возможность «скинуть все на генерального».

Тем не менее положительным можно признать факт, что даже при отсутствии страха быть наказанным каждый второй системный администратор высказал свое стремление установить лицензионное ПО. Среди опрошенных нашлись и те, кто ведет регулярные переговоры с руководством компании о замене программных продуктов на оригиналы либо бесплатные аналоги.

25% отметили, что вопрос о происхождении ПО, установленного в компании, опытный сисадмин задает еще на собеседовании. Серьезный ИТ-специалист скорее всего сразу поинтересуется этим вопросом и предложит свои варианты по взаимовыгодному разрешению ситуации. Кроме того, наличие или отсутствие пиратского ПО говорит кандидатам о солидности компании.

Первую утечку прощают, за вторую — выгоняют

Согласно результатам опроса, проведенного Websense, за последний год в трети компаний сотрудники «теряли» данные, примерно у такого же числа организаций происходила утечка данных с мобильных устройств. Чуть реже и примерно с равной частотой наблюдались кражи информации инсайдерами, утечки конфиденциальных данных топ-менеджмента, размещение корпоративной информации в социальных сетях и атаки из Интернета. Реакция на собственные, а также другие получившие широкую огласку инциденты была по большей части вполне предсказуемой: компании ужесточали политики безопасности, увеличивали бюджеты, выделяемые на обеспечение безопасности, и внедряли соответствующие ИТ-решения. Но любопытно, что наиболее распространенной реакцией стал отказ от реализации облачных проектов либо их откладывание на неопределенный срок.

Разумеется, различные инциденты неравнозначны по своим последствиям для ответственных лиц. Интересно, что однократную, пусть и серьезную, утечку конфиденциальных данных менеджеру, отвечающему за защиту информации, скоре всего, простят — разумеется, если она не касалась топ-менеджмента. С реди прочих распространенных причин увольнения можно выделить неспособность системы информационной безопасности пройти аудит и утечки с незащищенных мобильных устройств самых различных размеров.

Самоуверенность «лидеров»

В течение 2011 года не было недостатка в крупных утечках информации. Их жертвами стали предприятия самых различных размеров и сфер деятельности — от торговых и медиакомпаний до организаций, специализирующихся на информационной безопасности. Несмотря на непрекращающиеся инциденты, 43% компаний, опрошенных PricewaterhouseCoopers, причислили себя к лидерам в сфере безопасности. Как подчеркивают аналитики, компании явно выдают желаемое за действительное. Во-первых, такого числа «лидеров» в реальности просто не может быть. Во-вторых, эксперты по безопасности наблюдают совсем другую картину.

Чтобы принадлежать к лидерам, мало просто иметь четкую стратегию обеспечения информационной безопасности. Существует масса прочих критериев. Например, компания должна регулярно пересматривать политику безопасности, подразделение ИТ-безопасности должно не входить в ИТ-департамент, а подчиняться одному из первых лиц компании. Наконец, в случае инцидента компания должна быть способна определить его причину. После проведенной аналитиками фильтрации лидеров их доля сократилась до вполне ожидаемых 13%.

Откуда же взялась такая самоуверенность? Как считают в PwC, эти компании, неоправданно причислившие себя к лидерам, либо случайно избежали утечек, либо просто не осведомлены о них — поэтому и создается ложное ощущение защищенности.

 

БИЗНЕС И ТЕХНОЛОГИИИ

Любовь за деньги

Как заявляют в IDC, главными факторами, стимулирующими ИТ-инвестиции в торговых компаниях, являются увеличение прибыли (с большим отрывом), рост производительности, удержание клиентов и повышение эффективности маркетинга. Стоит отметить, что это довольно типичные факторы для любой отрасли. Однако интересно, что последние два фактора становятся для компаний все более важными, особенно если говорить о розничной торговле.

Традиционная модель продаж должна изменяться, отражая изменения, происходящие с клиентами. Они постепенно уходят из традиционных магазинов и уделяют все большее внимание онлайн-покупкам. Начало этих изменений совпало с появлением новых методов поиска, позволяющих сортировать огромные объемы информации. Именно поэтому необходим переход от модели продаж «в той же точке» к модели продаж «тому же клиенту».

Появилась новая категория — онлайн-покупатели, имеющие совершенно другие ожидания по сравнению с традиционными. Причин «полюбить» таких покупателей более чем достаточно. Как подсчитали в IDC, клиентоориентированные ретейлеры увеличивают сумму средней покупки на 15–35%, при этом лояльные покупатели обеспечивают дополнительно 5–10% прибыли. Кроме того, приток клиентов через Интернет увеличивается на 30–45%. Остальные эффекты относятся к числу сокращения издержек.

Облакам нужна «критическая масса»

Многие компании, начинающие работать с облачными системами, обнаруживают, что для достижения обещанной поставщиками экономии средств необходимо перевести на облачную платформу не просто некоторые процессы, а значительную их часть. В определенном смысле облака сами стимулируют свое внедрение, говорят эксперты канадской аналитической фирмы Info-Tech Research Group.

Снижение себестоимости в любом случае не должно быть основным мотивом для перехода на облачные системы, считают аналитики. Преимуществом является не столько стоимость, сколько повышение гибкости и уменьшение времени вывода на рынок.

Помимо облачных вычислений, аналитики Info-Tech выделяют еще четыре главных тенденции развития ИТ. Это мобильность, безопасность, социальные средства и обработка больших объемов данных. Количество сотрудников, желающих использовать в работе личные устройства, растет, и игнорирование этой ситуации, по оценкам аналитиков, обойдется компаниям в среднем на 24% дороже, чем даже ограниченная поддержка. Мобильность стимулирует создание приложений за пределами ИТ-службы, которой теперь придется выступать в роли партнера бизнес-подразделений.