Все большее число популярных бизнес-приложений поддерживают возможность развертывания и исполнения в распределенных вычислительных средах с большим количеством серверов. Что уже позволяет разместить их в облачной архитектуре. Казалось бы, барьеров и ограничений нет — добро пожаловать в облако... Однако не все так просто.

В российском корпоративном секторе гораздо чаще используют частные, а не публичные облака. С одной стороны, это продиктовано желанием все свое держать при себе, а с другой — ряд облачных провайдеров вынуждены экономить почти на всем, в том числе и на услугах профессиональных интеграторов и поставщиков оборудования. Те немногие провайдеры облачных центров, которые вкладываются в проверенные бренды, зачастую не могут похвастаться привлекательными ценами. В результате получается, что корпоративным заказчикам не имеет смысла выносить свою ИТ-архитектуру в публичные облака: крупное предприятие само получает существенные скидки у «своего» вендора, что дает ему возможность создать собственное частное облако за приемлемые деньги. На практике это обычно сводится к виртуализации.

«С точки зрения оборудования облака — это эволюционный, а не революционный этап развития. Предприятия снова консолидируют свои вычисления, используя для этого не мэйнфреймы, как десятки лет назад, а виртуализированные кластеры и работающие на их основе частные облака», — считает Дмитрий Иншаков, директор по ИТ компании PwC в России. Впрочем, современная виртуализация способна охватить не только серверы, но и системы хранения данных, давая возможность существенно повысить их эффективность. Их оптимизация может стать мини-революцией на пути к облакам.

Алексей Лобачев, руководитель ИТ-службы НПФ «Норильский никель», реализовал проект, который он считает больше чем виртуализацией. По его мнению, виртуализация, доведенная до совершенства в плане автономности, вполне может рассматриваться как основа облака. Чтобы выстроенная инфраструктура стала облаком, необходимо, чтобы на базе ее ресурсов бизнесу оказывались услуги. «Если этого удастся добиться, то я могу перенести аналогичный формат услуг на любую другую площадку или в публичное облако, — считает Лобачев. — Предоставление услуг — это главное условие того, чтобы виртуализация стала облаком».

Лобачев отмечает, что при переходе в виртуальную среду никакие инфраструктурные ресурсы не высвободились, но зато более равномерно стала распределяться нагрузка на оборудование. Сейчас все очень сбалансировано c точки зрения использования вычислительных ресурсов: благодаря консолидации вычислительных мощностей появилась возможность распределять их в зависимости от потребностей приложений и ресурсов.

Что делать, если строить частное облако не по карману? Тогда есть смысл хотя бы часть сервисов вывести в публичное облако. В частности, в малом бизнесе проще обосновать достоинства публичных сервисов: бизнесу не надо отвлекаться на вопросы ИТ, и он может сфокусироваться на действительно важных для него основных вопросах. Правда, в России эта идея пока не нашла широкого признания у руководителей и владельцев небольших предприятий.

Вызов компетенциям

При обсуждении достоинств и полезных свойств облаков зачастую упускается из виду то, что переход в облако и его использование потребуют от всего ИТ-сообщества освоения во многом иного набора компетенций: ИТ-департамент, как поставщик услуг частного облака, должен уметь учитывать услуги и их тарифицировать, обеспечивать надлежащий уровень обслуживания согласно утвержденному совместно с бизнесом договору SLA и готовить отчеты о предоставленных услугах.

Впрочем, сам бизнес чаще всего к этому диалогу не готов. Те, кто пытались обсуждать соглашение SLA с собственным бизнесом, чтобы тот мог требовать от ИТ-департамента определенных показателей, которые будут стоить определенных денег, согласятся, что бизнес постарается получить максимум, заплатив минимум, и будет брать на себя как можно меньше обязательств, в том числе финансовых. Но если подобный союз, скрепленный SLA, и будет заключен, то наверняка может появиться тот, кто предложит аналогичные услуги лучшего качества за меньшие деньги. Уже потом может выясниться, что они не лучше и не дешевле. Так или иначе, риск отказать собственному ИТ-департаменту в предоставлении роли поставщика ИТ-услуг существует. Это еще одно обстоятельство, которое сдерживает развитие облачных услуг в корпоративной среде.

В былые времена специалисту ЦОД было достаточно разбираться или в серверах, или системах хранения данных, или сетевом оборудовании. Сейчас, помимо этих специалистов, чьи заслуги никто не ставит под сомнение, в облачных архитектурах появляются те, кто должен разбираться во всех этих вопросах одновременно. Кроме того, меняется образ мышления администраторов систем: в облачном ЦОД они уже не оценивают задачу процессорами или возможностями конкретного аппаратного устройства, в их распоряжении теперь пул ресурсов, например оперативной памяти в сотню терабайт, дискового пространства и пр., и их задача — динамично перераспределять ресурсы между различными приложениями и системами, обеспечивая эффективное использование имеющихся мощностей. Но где взять таких специалистов?