Учиться необходимо всю жизнь, и сентябрь — прекрасный повод вспомнить об этом, тем более что именно руководители более всего стремятся получать новые знания. Такой вывод был сделан по результатам исследования значимости профессионального образования. Исследование провела этим летом «Академия АйТи», опросив отечественных ИТ-руководителей и тех их сотрудников, чью карьеру можно расценивать как успешную. Около 90% опрошенных руководителей ИТ-департаментов проходили обучение неоднократно. Более половины рядовых ИТ-специалистов за время своей работы проходили обучение не более двух раз. Возможно, именно стремление к постоянному профессиональному росту является одной из основных причин карьерного роста. В любом случае ИТ-руководителям и тем, кто стремится ими стать, следует обратить внимание на то, что профессиональный успех во многом определяется тягой к знаниям.

Исследование выявило предсказуемые проблемы с образованием в регионах, которые нередко становятся источником серьезных проблем в области ИТ-поддержки регионального бизнеса и компаний федерального масштаба при их экспансии в регионы: оборудование и ПО могут быть закуплены, но грамотно эксплуатировать его будет некому. Традиционных подходов к решению проблемы кадрового голода три: уволить своих и нанять (возможно, на условиях аутсорсинга) грамотных ИТ-специалистов из ближайшего центра, где они есть; организовать обучение на месте; командировать сотрудников на учебу.

Существуют и более современные решения — дистанционное образование и образование смешанного типа, когда часть занятий проходит удаленно, а часть — очно.

У этого варианта, безусловно, есть недостатки. В частности, одной из проблем является низкая пропускная способность каналов связи в регионах, что делает дистанционное образование трудно реализуемым. Однако и преимуществ у этого подхода немало — дистанционное обучение экономит рабочее время и средства на командировки. При наличии достаточных средств можно добиться большей экономической выгоды от обучения, заказывая учебные курсы, адаптированные к потребностям конкретной организации.

Немало компаний уже практикуют дистанционное обучение. В их числе, например, X5 Retail Group, «Росгосстрах», «Газпром нефть» и другие. В целом, как отметил Александр Ворожцов, генеральный директор компании «Электронные образовательные ресурсы», дистанционное обучение взято на вооружение и активно используется в 54% компаний, остальные либо обращаются к этой форме относительно редко, либо планируют использовать в ближайшем будущем.

Важным является выбор подрядчика для разработки учебных курсов. Как показало исследование «Академии АйТи», основным критерием для большинства служит уровень преподавательского состава и лишь на втором месте — комфорт обучения и консультационная поддержка преподавателей.

Еще один важный вопрос, связанный с подготовкой кадров, — это сертификация специалистов. С точки зрения рядового ИТ-сотрудника, сертификат в той или иной области ИТ представляет большую ценность, это документ, который признается многими работодателями, он необходим для продвижения по карьерной лестнице. Кроме того, нередко он имеет глобальный, а не региональный статус, что для многих молодых людей актуально. Одно плохо — как правило, это дорого.

Убедить работодателя раскошелиться на сертификацию бывает непросто. Между тем, как отметил Алексей Андреев, руководитель образовательных программ компании Autodesk, сертификация позволяет работодателю получить документальное подтверждение профессиональных умений и навыков сотрудников и соискателей рабочих мест. Также работодатель получает инструмент оценки уровня штатных специалистов и возможность определить области недостаточных знаний для проведения специализированного обучения.

«Компаниям и организациям следует тщательно прогнозировать свои потребности в приобретении новых знаний и компетенций и заранее планировать профессиональное развитие своих сотрудников, в том числе их обучение и повышение их квалификации, — отметил Александр Сериков, проректор Национального открытого университета «ИНТУИТ». — Также следует помнить, что форма дистанционного обучения, как и всякая другая, не является универсальной и имеет свои особенности и ограничения. Она предъявляет к учащимся определенные требования, которые необходимо учитывать при выборе способа обучения. В частности, чтобы усвоение знаний и навыков шло успешно, необычайно важно обеспечить высокую мотивацию сотрудников».