Роль ИТ-директора в большинстве организаций постоянно трансформируется. Облака, мобильные технологии, социальные сети, аналитика и Интернет — все это становится движущей силой масштабных изменений в ИТ. Может случиться так, что ИТ-директор начнет чувствовать себя здесь не у дел, а ИТ-служба превратится в аморфное образование, выполняющее вспомогательные функции бизнеса. Однако у ИТ-директора есть возможность стать катализатором трансформации бизнеса, настоящим экспертом, помогающим своему предприятию лучше ориентироваться в цифровой среде. Предлагаем вашему вниманию краткое руководство по выживанию, которое должно помочь ИТ-директору найти свое место в бизнесе.

Рисунок2 Не паникуйте!
Перемены сулят новые перспективы. Нынешнее неустойчивое состояние означает, помимо всего прочего, возможность самостоятельно определить свое место в организации. Должность ИТ-директора уникальна, потому что находится в постоянном развитии. Сегодня пришла пора определить, что вы можете сделать для ускорения бизнеса со стратегической точки зрения.
Рисунок 9 Беседуйте с партнерами
Вступая в диалог с представителями бизнеса, не ограничивайте себя пониманием вопросов, которые волнуют внутренних заинтересованных лиц. Общайтесь с клиентами, партнерами и поставщиками, выясняйте, чего ждут от вашей компании.
Рисунок 3 Оцените состояние своих процессов
В ИТ часто придерживаются правила 80/20. Около 80% времени и ресурсов тратится на поддержание рабочих процессов, и только 20% — на инновации. А чтобы роль ИТ-директора трансформировалась, нужны инновации. Никакой волшебной палочки здесь не существует, но вы можете сами поворачивать штурвал в правильном направлении: следует объективно взглянуть на организацию процессов в ИТ-службе и, исходя из этого, выделить задачи, которые отнимают большую часть времени. Поищите способы рационализации и автоматизации внутренних ИТ-процессов, это поможет уменьшить долю затрачиваемых ресурсов с 80 до 75%.
Рисунок 4 Выявляйте таланты и формируйте ударную команду
Назначение нужных людей на нужные позиции поможет вам выкроить дополнительное время для инноваций. Ищите среди своих сотрудников таланты, перемещайте их на соответствующие позиции и просите их перестроить свою деятельность таким образом, чтобы меньше времени тратить на поддержку и больше — на инновации. Сформируйте ударную команду, которая сконцентрируется на научно-исследовательских и конструкторских задачах.
Собрав вокруг себя яркие индивидуальности, которые можно вести к определенной цели, вы получите мощный импульс для дальнейшего развития.
Рисунок 5 Перестаньте говорить «нет!»
Роль ИТ-директора всегда была направлена на снижение затрат бизнеса. Во многих случаях это приводило к тому, что первая реакция на пользовательские запросы всегда была отрицательной. Вместо того чтобы говорить «нет», постарайтесь понять, с какими трудностями столкнулся пользователь, и поискать приемлемое для него решение. В противном случае современные пользователи просто начнут решать свои вопросы без вашего участия.
Рисунок 5 Развивайте стратегию контролируемых разрешений
Исключение слова «нет» из вашего лексикона вовсе не означает отказа от ответственности за безопасность, но при этом «централизация и управление» перестают быть основной доктриной. Вместо этого нужно развивать идею «управляемых разрешений».
Рисунок 7 Покиньте свой кабинет
Изменение порядка технической поддержки и обслуживания требует четкого понимания потребностей бизнеса. Не покидая своего кабинета, добиться этого невозможно. Сегодня у ИТ-директора нет реального бюджета — все деньги находятся у владельцев бизнеса. ИТ-директору очень важно поддерживать постоянную связь с бизнесом, для того чтобы ориентироваться в пространстве, за которое он несет ответственность. Единственный способ добиться этого — находиться в гуще событий, например посещать профессиональные конференции.
Рисунок 8 Ищите спонсоров среди коллег в высшем руководстве
Трансформировать ИТ своими силами вы не сможете. Вам понадобится помощь высшего руководства. Поддержку здесь мог бы оказать управляющий комитет, объединяющий представителей различных направлений бизнеса, в том числе тех, кто занимается управлением персоналом и решением юридических вопросов. Важно, чтобы они поняли: трансформирование ИТ-функций — это долгий процесс. ИТ-службы издавна реагировали на изменение ситуации, а не упреждали какие-то события. Чтобы добиться успеха, нужно разъяснять план всем заинтересованным лицам и узнавать их мнение.
Рисунок 9 Создавайте быстро прототипы
Планируйте масштабно, начинайте с малого, выходите из игры быстро. Приступая к новым проектам, соотносите их с целями бизнеса
и простыми показателями эффективности. В организации должен быть единый уполномоченный, отвечающий за общий выбор направления и тактические решения проекта. Выстраивайте экспериментальные прототипы и изучайте мнение пользователей при выборе будущих направлений.