История с санкциями, под которые попали несколько российских организаций, лишившихся поставок продукции и услуг от ряда крупных американских ИТ-вендоров, для многих стала поводом задуматься о зависимости от зарубежных технологий. Минкомсвязи уже имеет поручение до конца нынешнего года разработать программу импортозамещения для оборонных предприятий. Его глава Николай Никифоров заявил, что очевидна необходимость в полноценной «карте российских информационно-коммуникационных технологий», причем в процессе разработки нужно обеспечить создание продукции, конкурентоспособной на международном уровне, а не только локального масштаба.
Такое стечение обстоятельств может дать неожиданный шанс российским игрокам ИТ-рынка. Взглядами на проблемы импортозамещения мы попросили поделиться председателя правления корпорации «Галактика» Дмитрия Черных.
Какие последствия ожидают российские предприятия, если ведущие западные поставщики интегрированных прикладных систем решат соблюдать режим санкций против России? Как долго могут продержаться предприятия без замены систем, их обновления, поддержки и установки «заплат»?
Речь идет о сроках в полгода или год. После этого начнутся проблемы, которые могут проявляться в самых неожиданных местах, причем очень жестко и с крайне негативными последствиями.
Все зависит от уровня санкций — они могут быть разными. Например, в случае прекращения обновлений и поддержки удастся продержаться до первого системного сбоя. Дело в том, что ни одно из ИТ-решений не является полностью автономным. Оно всегда работает в окружении других продуктов — операционных систем, баз данных, всевозможных средств защиты, которые постоянно обновляются, причем ИТ-ландшафт предприятия может быть очень сложным.
В условиях непрерывного развития система должна его поддерживать. Если не обеспечивать ее взаимодействие с окружающим миром, рано или поздно придется столкнуться с критической несовместимостью. Заморозить же весь ландшафт также невозможно.
Насколько полноценной будет замена на российские прикладные платформы с учетом того, что западные решения впитали в себя «лучшие практики» — опыт огромного числа компаний со всего мира?
70% компонентов решений крупных производителей, ориентирующихся на тиражирование своих разработок во многих странах мира, направлены на реализацию индивидуальных особенностей этих стран. Если же их отбросить, останется базовая конфигурация, которая сильно пересекается с российскими разработками.
Когда система используется почти во всех странах мира и в огромном числе отраслей, в результате создаются массивные решения, аккумулирующие их опыт. Но, как правило, работа внедренцев западных систем на любом проекте сводится к отсечению ненужных процессов, представляющих собой «мертвый груз», и к значительной кастомизации оставшихся.
Разработанные для российского рынка отечественные системы невозможно запустить, например, в Германии или Франции. Но для России с точки зрения потребностей предприятий у нас сделано гораздо больше, чем у западных коллег в базовой конфигурации.
Есть и еще один фактор: если предприятия начнут переходить на ведущие отечественные ИТ-решения, их разработчики будут получать гораздо больше финансовых ресурсов и возможностей по развитию продуктов. В этом случае процесс приближения по функционалу к мировым гигантам ускорится. Импортозамещение позволило бы не выживать на рынке, а развиваться, делать более качественные решения. Наличие большего количества ресурсов позволит действовать более смело.
Спасет ли замена прикладного ПО в условиях, когда системное ПО, на котором работают отечественные прикладные системы, в основном западное?
Конечно, если вести речь об импортозамещении, очень сложно говорить о полном отказе от западных разработок. Операционные системы, базы данных — это основы, без которых существовать невозможно. Ресурсов нашей страны не хватит, чтобы в обозримом будущем произвести нечто аналогичное. Поэтому процесс замещения должен быть постепенным, поэтапным. Кроме того, риск того, что что-то произойдет с системным ПО или базами данных, на порядок ниже, чем с прикладными системами.
Но самое главное — если деньги предприятий, эксплуатировавших зарубежные решения, будут разворачиваться в направлении российских игроков, объединенных ресурсов будет достаточно, чтобы сделать решения, аналогичные открытым платформам, полностью отвязанные от ведущих зарубежных коммерческих поставщиков.