Роботизация бизнес-процессов (Robotic Process Automation, PRA) вызывает неподдельный интерес, и все большее число компаний пытаются примерить ее на свой бизнес, приступая к пилотным проектам. При этом взгляд руководителей компаний на роботизацию складывается из двух составляющих: заинтересованности в экономии и желания избавиться от человеческого фактора, повысив скорость и качество операций.

За первые три квартала 2018 года из Сбербанка было уволено 14 тыс. сотрудников — об этом говорится в недавно опубликованной отчетности. Вероятно, это произошло не без участия роботизации. Появление в прошлом году знаменитого робота-юриста, способного формировать исковые заявления, и распространение решений PRA на другие области работы дали финансовому гиганту широкие возможности для оптимизации ресурсов.

Как обычно, за лидерами рынка постепенно подтягиваются и остальные. По словам Андрея Завьялова, вождя аутсорсинговой компании «Кнопка», с рентабельностью операций у них проблем не возникало, да и к роботам у клиентов отношение настороженное, но в итоге стало понятно, что не ошибаться может только «нечеловек».

Однако серьезным фактором, сдерживающим такие проекты, является низкая стоимость труда в нашей стране. Обычно новую технологию начинают тестировать на простейших и малокритичных процессах — это считается правильным. Здесь и кроется серьезный подводный камень: именно в таких процессах экономия не слишком заметна, и обосновать их внедрение по результатам проекта будет очень сложно. В итоге выбор часто делается в пользу человека, потому что его «функционал» гораздо шире. Валентина Кулагина, руководитель отдела развития продуктов компании ICL Services, предлагает ориентироваться на RPA с элементами искусственного интеллекта и использовать их в более сложных процессах, где необходима поддержка принятия решений.

Примером таких достаточно дорогих процессов является рекрутинг, обходящийся в копеечку многим компаниям, особенно при наличии в них должностей с высокой текучестью кадров. «Как показывает практика, в среднем HR-специалисты приблизительно половину своего рабочего времени тратят именно на поиск кандидатов. Отдав рутину машине, они смогут сконцентрироваться на гораздо более важной задаче — удержании сотрудников», — говорит Азат Шамсутдинов, директор по цифровым технологиям Sever.AI. Кроме того, оцифровка процессов даст возможность для более интеллектуального подхода к HR, поможет вывести всю работу на качественно иной уровень. Так, имея больше исходных данных, можно проанализировать, какие из принятых кандидатов дольше и лучше работали.

 

Как выясняется, робот в ряде случаев настолько эффективнее человека, что разработчикам приходится идти на хитрость. Они занижают реальные показатели систем, чтобы не пугать заказчиков.

— Николай Смирнов