Большой бизнес становится эмоциональным

Пользовательские интерфейсы и другие аспекты корпоративных компьютерных систем все чаще разрабатываются для распознавания эмоционального состояния и настроения пользователей, а также для имитации эмоций при взаимодействии с людьми.

Для внедрения эмоциональных интерфейсов на предприятии есть по крайней мере две причины: важная и очень веская.

Сначала о важной...

Эмпатия стимулирует бизнес

«Экономика эмпатии» — это денежная или деловая ценность, создаваемая искусственным интеллектом, который обнаруживает и имитирует человеческие эмоции, возможность, трансформирующая клиентское обслуживание, виртуальных помощников, роботов, безопасность на предприятиях, здравоохранение и транспорт.

В ходе опроса, проведенного Frost & Sullivan по заказу компании Cogito, 93% респондентов заявили, что взаимодействие со службой поддержки решительным образом влияет на восприятие клиентом компании. А эмпатия является одним из ключевых факторов качественного взаимодействия.

Программное обеспечение искусственного интеллекта Cogito, построенное на основе результатов поведенческих исследований лаборатории Human Dynamics Lab Массачусетского технологического института, анализирует эмоциональное состояние клиентов и мгновенно пересылает соответствующую информацию сотрудникам контакт-центра, что помогает им лучше сопереживать клиентам.

Компании Affectiva и Realeyes предлагают облачные решения, использующие веб-камеры для отслеживания выражения лица и частоты сердечных сокращений (распознавая биение пульса на коже лица). Такие решения применяются в том числе и в исследованиях рынка.

Предприятия рассматривают и экспансию в другие области — например, в сферу здравоохранения, где автоматизированные контакт-центры могут обнаруживать в голосе звонящего депрессию или боль, даже если он не выражает их вербально.

Робот Forpheus, созданный японской компанией Omron Automation, играет в пинг-понг. В арсенал его навыков игры в настольный теннис входит способность читать язык тела, анализируя таким образом настроение соперника и уровень его мастерства.

Роботы Sanbot, Pepper и 3E-A18, выпускаемые соответственно компаниями Qihan Technology, SoftBank Robotics и Honda, помогают людям воспринимать информацию на стендах аэропортов, торговых центров, гостиниц и в других местах. Они распознают и имитируют человеческие эмоции, выдавая благодаря этому полезный ответ на любой заданный вопрос.

Другим крупным и очевидным направлением применения технологий распознавания эмоций являются автомобили и грузовики. Используя биометрические датчики и камеры на приборной панели, в сиденьях и ремнях безопасности, бортовые средства искусственного интеллекта распознают у водителя состояние стресса или усталости. Автомобили, распознающие эмоции, способны уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий и удешевить страховку. Компания Ford, например, в сотрудничестве с ЕС занимается разработкой подобной системы.

Эмоциональные машины улучшают взаимодействие между людьми и системами, поддерживающими бизнес

Создатели технологий распознавания эмоций не ограничиваются анализом фотографий, видео и разговорного языка.

Решение IBM Watson поддерживает функцию «анализатора тона», которая выявляет эмоции и даже сарказм при письменном общении.

Несмотря на то что приложения эмоционального искусственного интеллекта очень широко применяются на предприятиях, впервые они были использованы в потребительской сфере и общественной жизни.

Недавно в Facebook зарегистрировали патенты на «фильтры селфи, распознающие эмоции». Идея заключается в выборе для селфи подходящей «маски» на основе выявленных на фотографии эмоций. Например, если человек на фотографии кажется грустным, в качестве фильтра по умолчанию используются мультяшные слезинки. А человек, который выглядит счастливым, получает фильтр «счастливого панды».

Все это тривиальные приложения, но они помогут обществу привыкнуть к идее программного обеспечения, распознающего эмоции.

В Великобритании правительство использует специально разработанный компаниями FlyingBinary и Emrays сервис G-Cloud 10, чтобы держать руку на пульсе настроений, которые определяются на основе эмоций, выявляемых в публикациях и комментариях в социальных сетях.

Эмоции и эмпатия во многих отношениях стимулируют бизнес. Это то, что касается важной причины применения таких технологий.

А теперь о веской причине...

Эмоции необходимы для общения

Согласно распространенному заблуждению, содержание наших слов есть суть человеческого общения. На самом же деле люди общаются при помощи не только слов, но и интонации голоса, выражения лица, жестов и языка тела.

Вот почему общение по электронной почте чревато недопониманием. Без невербальных сигналов существенная часть смысла теряется.

В богатой истории вычислительной техники общая тенденция такова: по мере того как компьютеры становятся все более мощными, существенная часть этой вычислительной мощности тратится на повышение качества взаимодействия между машиной и пользователем.

Когда-то давно в качестве интерфейса использовались переключатели, перфокарты и перфоленты. Общаться на двоичном языке компьютеров человеку было тяжело. Затем произошел довольно быстрый переход от командной строки к графическому интерфейсу и далее к интерфейсу голосовому. С каждым последующим этапом машине становится все тяжелее поддерживать интерфейс, упрощающий взаимодействие для человека.

Проблема в том, что сегодняшние голосовые интерфейсы не удовлетворяют существующие потребности, поскольку оперируют исключительно словами, а не невербальными сигналами. Когда вы разговариваете с голосовым помощником, произнесенные вами слова преобразуются в текст, и именно текст затем анализируется. В будущем для понимания смысла и контекста анализироваться будут как текст, так и голосовая интонация.

Главное преимущество эмоционального искусственного интеллекта заключается в том, что взаимодействие между человеком и машиной все чаще происходит как на вербальном, так и на невербальном уровне, что способствует улучшению понимания с обеих сторон.

Наиболее интересной сферой применения средств распознавания и имитации эмоций могли бы стать наши повседневные виртуальные помощники. В новых версиях Siri, Google Assistant, Alexa и Cortana взаимодействие будет интерпретироваться по-другому, на основе эмоций пользователя.

Все крупные поставщики виртуальных помощников — Apple, Amazon, Google, Samsung — стараются улучшить голосовое взаимодействие за счет использования датчиков эмоций и имитаторов с искусственным интеллектом.

Суть в том, что эмоциональные машины улучшают конечный результат. Они добиваются этого самыми разными способами, но наиболее важным из них является улучшение взаимодействия между людьми и системами, поддерживающими бизнес.

— Mike Elgan. Enterprises, emotion and the rise of the empathy economy. Computerworld. July 7, 2018