Инвесторы пробуют российскую ИТ-отрасль «на зуб»
Если заявления о поддержке ИТ-отрасли со стороны государства, сделанные в начале прошедшего года, были направлены на подогрев ожиданий инвесторов, то можно считать цель достигнутой: по рынку прокатилась инвестиционная волна. В результате череды сделок немало ИТ-компаний сменили хозяев либо приобрели новых совладельцев. Поиск инвестиций на фондовом рынке для большинства отечественных компаний еще в диковинку, а вот привлечение средств путем продажи части акций становится все более популярным. Пока министерства «бодаются» из-за того, кто будет рулить государственным венчурным фондом, западные венчурные капиталисты не дремлют, выбирая на просторах российского ИТ-рынка самые перспективные объекты для финансирования. В их числе разработчики программного обеспечения, интеграторы, Internet-ресурсы.
ИТ-бизнес меняет хозяев
На рынке мультимедийного программного обеспечения в 2005 году профинансировано сразу три издателя компьютерных игр: Intel Capital и Quadriga Capital Russia приобрели крупную долю в бизнесе «Акелла», фонд Norum и инвестиционная компания «Финам» купили контрольный пакет акций «Буки», а Nival Interactive была поглощена американским холдингом Ener1 Group. Пока остается неприступным для капиталистов крупнейший российский производитель игрушек — фирма «1С», но и она регулярно получает предложения как от стратегических инвесторов, так и от венчурных фондов. В числе инвестиционных событий на Internet-поле — выход Rambler Media Group на Лондонскую биржу, продажи службы Internet-знакомств Mamba.ru, портала Gazeta.ru, и это только видимая часть айсберга.
Не менее пристальное внимание уделяют инвесторы крупным системным интеграторам и холдингам. Сменила владельца компания «Сибинтек». IBS рассталась с крупнейшим портфельным инвестором — фондом AIG-Brunswick. Verysell поглотила консалтинговые компании Sterling Group и Inlay Solutions, ЛАНИТ купила CompTek и контрольный пакет акций разработчика заказного ПО —- Artezio.
Что они ищут
Ярким примером объекта, интересного портфельным инвесторам, служит компания «Рексофт», до 2001 года представлявшая собой конгломерат нескольких бизнес-направлений, ядром и «дойной коровой» которого было офшорное программирование. Затем, как рассказал гендиректор компании Александр Егоров, была сформулирована стратегия развития направления «Услуги по профессиональной разработке программного обеспечения», и компанию практически перезапустили: в 2003 году была произведена реструктуризация и осуществлен переход на дивизионально-проектную схему управления. С этой точки зрения «Рексофт» фактически представляет собой «стартап», которому сейчас примерно два с половиной года. Первую фазу, как положено в классической схеме, финансировали учредители, теперь настал черед венчурных капиталистов. О том, что венчурный фонд MartinsonTrigon выкупил дополнительную эмиссию акций «Рексофт» за 2 млн. долл., наш еженедельник недавно писал (см. «Через Эстонию в Петербург», Computerworld Россия № 45, 2005). «Надеюсь, что MartinsonTrigon у нас пробудет четыре-пять лет и принесет много пользы», — заметил по поводу сделки Егоров.
Так как для фонда это первый опыт инвестиций на российском рынке, логично предположить, что немаловажную роль в этой сделке сыграли история предыдущих взаимоотношений «Рексофт» с инвесторами, репутация компании, а также статистика успешности ее начинаний. По словам Егорова, все венчурные проекты, кроме одного, были успешными. Единственная неудача на этом поприще была связана с неправильной оценкой перспектив развития одного из запущенных продуктов — системы управления контентом.
Богатая кредитная история позволила на сей раз получить деньги не на проект, а на развитие компании в целом. По словам одного из учредителей MartinsonTrigon Аллана Мартинсона, фонд инвестировал в «Рексофт» с целью поддержать планы управленческой команды утвердиться в качестве важного игрока на европейском рынке разработки. В 2006 году фонд намерен вложить деньги еще в три-четыре российские компании.
Фонд или стратегический партнер?
То, что предложения от инвестиционных фондов продать часть акций компании на протяжении последних нескольких лет поступают достаточно регулярно, подтверждает Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний «АйТи». По его словам, привлечение внешних инвестиций является одной из целей его компании на ближайшие годы. В настоящее время компания готовится к проведению необходимых процедур, в частности, к внешнему финансовому аудиту. Что касается источника инвестиций, «АйТи» рассчитывает не на западные фонды. «Для системного интегратора, на наш взгляд, более интересен не венчурный капитал, а работа со стратегическим инвестором, способным привнести в компанию не только финансовые ресурсы, но и технологии развития бизнеса», — считает он.
В числе самых привлекательных объектов для следующих инвестиционных сделок называют холдинг ЛАНИТ. По словам его президента Гeоргия Генса, у холдинга нет подобных планов: пока он сам активно приобретает новые компании.
Генеральный директор компании «Крок» Борис Бобровников также не думает о привлечении внешних инвесторов. «Мы посмотрим, чем все это закончится у других», — сказал он.
Что получает покупатель?
Как правило, приобретая начинающую компанию, портфельный инвестор рассчитывает на дивиденды либо на увеличение стоимости акций. Кроме того, целью сделки может быть диверсификация бизнеса, а для стратегического инвестора — увеличение своей доли рынка или возможность выхода на новый. К публичности российские ИТ-компании пока не стремятся, крупными материальными активами не располагают. Что же тогда является предметом сделки? Становясь владельцем ИТ-компании, инвестор получает команду специалистов и наработанные методики, что может быть более выгодно, чем вложения в становление бизнеса с нуля. Но…
«Опыт нашей отрасли показывает, что купить компанию — совсем не значит купить команду, профессионалы сами выбирают, под чьим началом им работать», — отметил Бобровников. Так что инвесторы платят главным образом за ожидания.
Возможно, когда ситуация с межведомственным противостоянием разрешится и станет ясно, готово ли государство поддержать ИТ-отрасль чем-либо, кроме деклараций, передел рынка пойдет еще более быстрыми темпами. Не исключено, что задавать тон при этом будут иностранные инвесторы.
Хроника событий 2005
январь Венчурные фонды Intel Capital и «Русские технологии» вложили 4 млн. долл. в компанию «Электро-Ком», развертывающую инфраструктуру доступа в Internet по электрической проводке
февраль АФК «Система» провела IPO
март холдинг ЛАНИТ купил компанию CompTek
апрель американский холдинг Ener1 Group приобрел компанию Nival Interactive
июнь компания Rambler Media Group вывела свои акции на Лондонскую биржу
июль фонд Norum и инвестиционная компания «Финам» купили контрольный пакет акций компании «Бука»
октябрь инвестиционный холдинг «Финам» реализовал опцион на покупку компании «Мамба сервис», владеющей службой интерактивных знакомств Mamba.ru
сентябрь холдинг ЛАНИТ приобрел контрольный пакет акций компании Artezio
ноябрь фонды Intel Capital и Quadriga Capital Russia приобрели крупную долю в бизнесе компании «Акелла»
ноябрь портал Gazeta.ru куплен издательским домом «Секрет фирмы»
ноябрь Group Menatep продала контрольный пакет компании «Сибинтек» группе физических лиц
ноябрь Verysell поглотила консалтинговые компании Inlay Solutions и Sterling Group
ноябрь группа IBS продала «широкому кругу инвесторов» 33% своих акций, большая часть которых принадлежали фонду AIG-Brunswick
ноябрь фонд MartinsonTrigon выкупил дополнительную эмиссию акций компании «Рексофт»
ноябрь информагентство «Интерфакс» провело в Москве конференцию, на одной из секций которой обсуждались вопросы инвестиций в ИТ