Computerworld, США
От идеи о том, что эмоциональные компьютерные системы помогут машинам распознавать наши чувства, мы приходим к задаче улучшения понимания людьми своих собственных эмоций на основе взаимодействия с вычислительной техникой
Ученые из Соединенных Штатов и Великобритании занимаются сегодня проектированием компьютерных систем, которые умышленно выдают неоднозначную интерпретацию человеческого бытия. Более того, зачастую системы работают откровенно неправильно. Но тем не менее разработчики довольны ходом реализации проекта, поскольку в компьютерной отрасли менее заметные результаты иногда оказываются более значимыми.
Работы ведутся в рамках концепции так называемых «эмоциональных компьютерных систем» (affective computing), предполагающей, что компьютеры смогут распознавать эмоции пользователя и реагировать на них соответствующим образом. Кроме того, по словам профессора Корнелльского университета Фебе Сенгерс, сегодня уже имеет смысл говорить о «компьютерных системах, интегрированных в культуру» (culturally embedded computing), которые привносят в концепцию новый поворот. «От идеи о том, что эмоциональные компьютерные системы помогут машинам распознавать наши чувства, мы приходим к задаче улучшения понимания людьми своих собственных эмоций на основе взаимодействия с вычислительной техникой», — пояснила Сенгерс.
Концепция неоднозначности и простоты проходит испытания в здании, расположенном в северной части Лондона. Здесь прототип системы интеллектуального дома Smart Home выдает свое восприятие складывающегося в доме эмоционального климата, предоставляя членам семьи результаты наблюдений в виде ежедневного «гороскопа», подсказывающего жильцам, как сохранить в доме хорошую атмосферу в зависимости от того, уходят люди из дома или же они заняты какими-то делами внутри помещений. Входная информация поступает в систему с особого рода датчиков. Такие датчики не осуществляют непосредственного слежения за перемещением и деятельностью человека, поскольку многие люди могут счесть это вторжением в личную жизнь. Вместо этого собираются косвенные сведения о ежедневном состоянии окружающей обстановки — о положении дверей и выключателей света, о напоре воды, текущей из крана, об уровне громкости работающей бытовой техники.
И хотя на основании изменения окраски «объекта виртуального сближения» и нельзя понять, о чем думает партнер, каждый новый щелчок мышью обычно воспринимается человеком, находившимся на другом конце канала связи, как «подарок» |
Любовь на медленных каналах
А между тем аспирант Корнелльского университета Джозеф Кайе в развитии концепции простоты и неоднозначности пошел еще дальше. Свой эксперимент он назвал «сближением в произвольный момент времени». Идея заключается в том, чтобы осмысленное взаимодействие между двумя географически удаленными друг от друга людьми происходило при минимальном объеме передаваемой информации.
В ходе тестирования нескольким парам, члены которых находились на значительном расстоянии друг от друга, предоставили так называемый «объект виртуального сближения» (Virtual Intimate Object, VIO), отображающий на панели задач Windows небольшой кружок. Когда один из людей щелкал по нему мышью, кружок его партнера приобретал ярко-красный оттенок. Затем его окраска постепенно менялась на синюю и сохранялась такой до тех пор, пока партнер не делал очередной щелчок мышью. Хотя оба члена пары продолжали пользоваться сотовыми телефонами, электронной почтой и системой мгновенной передачи сообщений, они тем не менее активно применяли предоставленные им новые средства, посылая друг другу сигналы сближения. В среднем каждый из участников эксперимента обращался к механизму VIO 35 раз в день, а 70% людей отметили, что это помогло им почувствовать себя ближе к партнеру. Некоторые продолжали использовать средства VIO и после завершения эксперимента.
Хотя на основании изменения окраски и нельзя было понять, о чем думает партнер, каждый новый щелчок мышью воспринимался человеком, находившимся на другом конце канала связи, как «подарок». Богатство впечатлений, о которых говорили участники эксперимента, было непосредственно обусловлено простотой и неоднозначностью механизма VIO. Ведь он призывал людей творчески интерпретировать поступающие сигналы.
«Существует масса компьютерных систем, направленных на повышение эффективности и максимизацию получаемого вами объема информации, — отметил Кайе. — Но, может, разработчики идут не тем путем? Может быть, пользователь хочет иметь возможность самостоятельного выбора и интерпретации?»
В офисы приходит неоднозначность
Исследователи Корнелльского университета работают над созданием экранов, которые помогут работникам ощутить в своих офисах нужный эмоциональный климат. Прототип получает входные сигналы от датчиков звука, установленных рядом с рабочим местом. Ежедневно среди работников проводится опрос: «Как вы себя сегодня чувствуете?» Одновременно на анимированной репродукции картины Хоана Миро, известного представителя абстрактной живописи, отображаемой на большом экране, появляются определенные искажения. Красный овал меняет свое положение и размеры, на изображении возникает несколько новых точек. Пользователям трудно найти способы интерпретации этих изменений.
«Мы могли бы сами определить проекцию их настроения: скажем, сегодня уровень счастья находится на отметке 5, — заметил аспирант Кирстен Бенер. — Но нам хотелось вовлечь людей в игру чуть дальше. Посмотрев на изображение, работники должны сделать соответствующие выводы: ?О, цвет сместился в сторону красного спектра; это верный признак увеличения нагрузок?. Возможно, это и неверная интерпретация, но тем не менее у людей появляется стимул к выражению своих эмоций и их обсуждению».
«Неоднозначность системы далеко не всегда желательна, — подчеркнул Бенер. — Ведь вы не хотите, чтобы приборы контроля за воздушным движением подавали диспетчеру двусмысленные сигналы. Но системе, которая должна развивать творческое начало, отражать эмоции и приглашать пользователей к их обсуждению, действительно иногда полезно сообщать людям нечто, не имеющее однозначного толкования. Таким образом, создаются условия для появления новых интерпретаций».
«Может показаться, что сегодня работы подобного рода имеют чисто академическую направленность, — отметила Женевьев Белл, руководитель программы экспериментов в подразделении Intel Digital Home Group. — Однако за простотой и неоднозначностью скрываются невероятно важные концепции. Они помогают нам критически воспринимать существующие системы. Ведь между теми, кто сегодня занимается разработкой компьютерных технологий, и людьми, являющимися пользователями этих технологий, пролегает очень широкая пропасть».