Рынок программного обеспечения переживает бурный рост
Компания Softline, главным направлением деятельности которой является продажа лицензионного программного обеспечения, подвела итоги своей работы за прошлый год. По словам ее директора Игоря Боровикова, размер выручки за 2005 год составил 44,95 млн. долл. (рост почти на 62% по сравнению с 27,82 млн. долл. в 2004 году), с 2000 года продажи Softline прирастали со средним темпом более 60%.
Еще больше (на 381%) выросли продажи программного обеспечения в регионах. В 2005 году компания открыла свои офисы в Санкт-Петербурге, Самаре и Уфе. В настоящее время Москва дает лишь 20% оборота. Четверть (24,5%) региональных доходов пришло из Нижнего Новгорода. Новосибирск дал 21,6%, Екатеринбург — 18,0%, Хабаровск — 13,5%, Санкт-Петербург — 10,9%, Ростов-на-Дону — 6,5%, Самара — 3,4%, Уфа — 1,6%. В этом году планируется открытие офисов в Казани, Омске и Красноярске.
Поставки программ в страны СНГ выросли на 100%. В 2005 году Softline открыла офис в Бишкеке, а в текущем — планирует открыть офисы в Баку и Душанбе. В настоящее время СНГ занимает 10% в обороте компании. Из них на Казахстан приходится 34%, Белоруссию — 32%, Украину — 23%, Узбекистан — 10%, Киргизию — 1%.
Сама Softline не является дистрибьютором в чистом виде, поскольку работает с клиентами напрямую. Однако в ее структуре создана выделенная компания Axoft, которая продает программные продукты через партнерскую сеть. Сегодня у нее около 1,6 тыс. партнеров, 50% которых считаются «активными». За год партнерские продажи выросли на 95%, они приносят примерно треть доходов.
В дополнительный канал распространения программ превращается Internet-магазин, оборот которого составил в прошлом году 320 тыс. долл., в текущем году компания планирует довести его до 1 млн. долл. Средняя стоимость покупки в Internet-магазине не превышает 35 долл., поскольку «серьезный» софт заказчики предпочитают приобретать традиционным способом. Помимо собственного портала, Softline также ведет совместный проект с Mail.ru.
Компания оценивает свою долю на «рынке стандартного программного обеспечения» в 20%. Главным фактором, двигающим продажи вверх, Боровиков называет легализацию программного рынка. Он оценил текущий уровень пиратства в 90%, но выразил надежду, что в течение пяти лет он сократится до 70%. Снижение уровня пиратства хотя бы на 10 процентных пунктов, по его мнению, удвоит рынок лицензионных продуктов.
Ключевым вендором Softline остается корпорация Microsoft, у которой дистрибьютор получил все возможные статусы. Продукция этой компании дает половину оборота. Также среди крупнейших — Adobe, Citrix и Symantec.
Торговля программным обеспечением перестает быть единственным источником дохода Softline. В прошлом году компания всерьез занялась также разного рода консалтингом и обучением. На долю услуг приходится лишь 6% в обороте. Доходы от обучения составляют 61,7% всей выручки от услуг, а на консалтинг в области бизнес-решений и системный консалтинг приходится 27,6 и 10,7% соответственно. Однако это направление быстро растет: бизнес по внедрению решений Microsoft и SAP вырос на 263%, бизнес в области инфраструктурных проектов — на 1700%. Бизнес, связанный с обучением, растет на 70-90% ежегодно. Он был начат в 2001 году и делится на два направления: краткосрочные курсы повышения квалификации для корпоративных клиентов и долгосрочные программы (Softline IT Academy) по обучению студентов в вузах Москвы, Томска, Омска, Самары, Воронежа и Сургута. В текущем году к этой программе подключатся Санкт-Петербург, Краснодар и Уфа. В 2005 году оборот учебного центра Softline составил 1,4 млн. долл.
Занимаются в Softline и кадровым консалтингом, пока основное предназначение этого подразделения — трудоустройство выпускников программы IT Academy.
В 2006 году Softline планирует увеличить свой оборот на 63% и довести его до 73,5 млн. долл., а к 2010 году — преодолеть планку в 300 млн. долл., заняв 40% рынка лицензионного программного обеспечения. Значительную долю бизнеса (30%) к этому моменту должны составить услуги.