Network World, США
Сегодня оборот Juniper Networks превышает 2 млрд. долл., в компании работает 4 тыс. человек и она предлагает продукты в 75 странах мира
Десять лет прошло с тех пор, как компания Juniper Networks начала предпринимать серьезные шаги, чтобы стать поставщиком решений для операторов, альтернативным Cisco Systems, а сейчас она создает сильную конкуренцию своим соперникам на корпоративном рынке. В канун этого юбилея генеральный директор Juniper Скотт Кринс ответил на вопросы главного редактора еженедельника Network World Джона Галланта.
Вы добились всего, чего хотели добиться за десять лет?
Я бы не стал утверждать, что все произошло именно так, как мы рассчитывали. Но наш оборот превышает 2 млрд. долл., в компании работает 4 тыс. человек, и мы предлагаем продукты в 75 странах мира. Это больше, чем я мог себе представить десять лет назад. Я знал, что у нас есть значительный потенциал, но я не знал, сможем ли мы его реализовать и стать той компанией, какой мы стали. Во всяком случае, не за то время, которое на это потребовалось.
Как последние десять лет развивалась технология маршрутизации и какие возможности для Juniper это открывало?
Скотт Кринс: «Мы сосредоточиваемся на интеллектуальной инфраструктуре, и история также показывает, что компании, имеющие столь четко определенные приоритеты, могут занять позицию, с которой их вытеснить практически невозможно» |
Десять лет назад мы обсуждали, стоит ли вообще это называть маршрутизацией. Маршрутизация появилась в 80-х годах для преобразования протоколов между компьютерами IBM и Apple и не имела никакого отношения к огромной по своему масштабу многосервисной IP-инфраструктуре. Мы решили не пытаться в одночасье изменить мир, поэтому назвали свои решения маршрутизаторами. Но глобальная, многосервисная IP-инфраструктура изменила не только мир операторов услуг связи. Она изменила мир с точки зрения управления, исследований и образования как для индивидуальных потребителей, так и для предприятий. Существует некая общая основа, и она связана с наличием сетевой среды, которой известно, что откуда и куда передавать. Если посчитать это определением маршрутизации, то такая маршрутизация кардинально изменила мир.
Какими достижениями вы гордитесь больше всего и что вас разочаровало?
Среди достижений я бы назвал формирование культуры и сообщества людей, с которым мы имеем возможность работать вместе. Это сотрудники, инвесторы, пользователи, все мы. С моей точки зрения, достижения — это не только предлагаемые нами технологии или получаемые доходы.
К числу самых серьезных проблем я бы отнес задачу сохранения этой культуры, а также чувства единения и энтузиазма среди всех 4 тыс. сотрудников и во всех странах, где есть представительства компании. Это не составляло труда, когда нас было всего 40 человек и все мы работали в одном офисе. При современном нашем масштабе трудно поддерживать столь тесную связь с каждым сотрудником и с каждым клиентом. Я не уверен, можно ли этого вообще добиться; увы, я больше не могу похвастаться тем, что знаю поименно всех, кто работает в компании.
Как бы вы определили общую стратегию компании в отношении корпоративного рынка?
На самом высоком уровне — быть лучшим поставщиком инфраструктуры передачи трафика, предназначенной для реализации сервисов виртуальной сети. Нашими клиентами могли бы стать операторы, такие как Verizon или British Telecom. Или Пентагон. Или McDonald?s и Radio Shack. Мы могли бы предлагать решения для Internet2, сети, используемой образовательными и научными организациями. Но в любом случае речь идет о сетевой инфраструктуре, которая формирует основу для виртуальных сервисов, позволяющих передавать информацию. Большинство предприятий хотят иметь тот же уровень надежности, защиты и масштабируемости, который требуется провайдерам. Многие провайдеры предоставляют эти услуги предприятиям или индивидуальным потребителям, и они, безусловно, рассчитывают на определенный уровень надежности. Вся эта цепочка для нас — основа дальнейшего роста.
Десять лет назад основными приоритетами были скорость и пропускная способность. Теперь главное — надежность приложений. Вы рассчитываете на то, что Juniper будет больше конкурировать с компаниями масштаба Microsoft и IBM, столпами этого мира, ориентированными прежде всего на программное обеспечение, на приложения?
Нет. С одной стороны корпоративный центр обработки данных, а с другой, назовем их так, — киностудия или бытовые развлекательные устройства. Мы, если хотите, стремимся стать связующим звеном для этой интеллектуальной инфраструктуры, которая позволяет любому ее компоненту взаимодействовать с любым другим компонентом. Оборудование в киностудии, приложения, база данных, проложенный в земле кабель ничего не знают о других компонентах и никогда не узнают. Но кто-то должен знать обо всем. Именно в этой роли мы хотим выступать. Мы не хотим заниматься приложениями, не хотим специализироваться на настольных системах или телевизионных приставках и не хотим заниматься транспортом. Интеллектуальная инфраструктура — рынок стоимостью свыше 20 млрд. долл., и он продолжает расти. Наша цель — не упустить эту возможность.
Но Juniper и другие компании, специализирующиеся на корпоративных системах, движутся в одном направлении, и не может ли случится так, что их и ваши продукты будут дублироваться?
В принципе, это возможно. Но я бы назвал это шансом для партнерства. Открытые стандарты будут способствовать более активному распространению следующего поколения ИТ. У открытых стандартов есть и еще одно достоинство — они формируют значительно более разумное представление о том, где должна проходить разделительная линия между компаниями. Мы, в свою очередь, обещаем пропагандировать такие стандарты везде, где можно, и будем предлагать решения, им соответствующие. Благодаря этому очень легко определить, кто с нами, а кто против.
Есть ощущение, что и на рынке корпоративных систем, и на операторском рынке многие начали переходить на сервис-ориентированные архитектуры. Намерены ли вы предложить соответствующий продукт или будете заниматься маршрутизацией на базе сообщений, как, судя по анонсам, собирается это делать Cisco?
Мы планируем расширять свои знания о приложениях. Несмотря на то что мы не намерены заниматься собственно приложениями и бытовыми устройствами, мы должны знать обо всех составляющих уравнения. В силу этого мы намерены больше узнать об устройствах, о приложениях, о транспортной инфраструктуре, о развлекательных системах и контенте. Мы начали с изучения того, что связано с отправителем и адресатом, и теперь настало время следующего шага. Чем больше интеллектуальных возможностей мы добавим, тем более полезные потребителям решения мы сможем предложить.
Недавно в беседе с журналистами генеральный директор Cisco Джон Чамберс сказал, что у Cisco есть достойные соперники в области конкретных продуктов, но нет стратегического конкурента на рынке корпоративных решений. Он имел в виду, что ни один из конкурентов не предложил столь всеобъемлющей стратегии, как Cisco, и ни один не смог объединить все необходимые компоненты. Что вы об этом думаете?
Мы анализируем ситуацию в ее развитии. Какова доля пользователей, которые полностью перевели свою сетевую инфраструктуру на одну, многосервисную IP-структуру, на которой объединены функции защиты и приложений, и все это там размещено? Эта доля весьма близка к нулю. Если это так, то вряд ли мы упустили свои возможности. Многое сделано, но многое предстоит сделать для того, чтобы удовлетворить существующие потребности, и, как следствие, перед нами открываются широкие перспективы. С трудом верится в то, что идет такая острая борьба за позицию в игре, которая уже закончилась.
Что для вас является основным фактором успеха при работе на корпоративном рынке?
Ориентация на потребителя. Ключ к успеху — эффективное сотрудничество с компаниями, которые будут защищать свои позиции на тех рынках, которые считают для себя базовыми. Никто никогда не вытеснял IBM с рынка мэйнфреймов, и я не думаю, что кто-нибудь это когда-нибудь будет делать. Я не думаю, что Apple намерена вытеснить Microsoft с рынка настольных систем. История свидетельствует, что если технологическая компания «застолбила свои владения» на неком рынке, то заставить ее уйти оттуда крайне сложно. Мы сосредоточиваемся на интеллектуальной инфраструктуре, и история также показывает, что компании, имеющие столь четко определенные приоритеты, могут занять позицию, с которой их вытеснить практически невозможно.
Какой, по-вашему, станет Juniper через десять лет?
Думаю, что она все еще будет существовать. Я рассчитываю, что мы значительно расширим наше присутствие в мире. Предполагаю, что наши клиенты будут сотрудничать с нами с еще большей готовностью, чем сейчас. Кроме того, я надеюсь, что наша компания по-прежнему останется носителем той культуры, которую к тому времени мои дети станут изучать в школе, гордясь ею. Впрочем, и самой компанией, где и через десять, и через 50 лет будет интересно работать.
Cisco и Juniper стремятся к общей цели
Главы двух ведущих сетевых компаний, Джон Чамберс из Cisco Systems и Скотт Криенс из Juniper, стремятся к общей цели — построению сетей следующего поколения, но для ее достижения им требуется решать разные проблемы.
Чамберс и Криенс видят будущее одинаково: создание конвергированных мультисервисных и все более интеллектуальных IP-сетей, способных эффективно противостоять угрозам информационной безопасности, передавать мультимедийный трафик, устранять возникающие проблемы и оптимизировать производительность приложений. Границы между операторскими сетями и сетями предприятий будут постепенно размываться. Это улучшит удаленную работу сотрудников и распределенных приложений.
Достижение перспективных целей — нелегкая задача и для Cisco, и для Juniper. Основная проблема Чамберса — определение приоритетов бизнеса, для Криенса — скорость его развития.
В числе заказчиков обеих компаний — корпорации и операторы. Однако для Cisco большое значение имеют потребительский сектор, а также сектор малого и среднего бизнеса. В будущем границы между сетями всех этих категорий пользователей могут исчезнуть, но сегодня они принадлежат к различным сегментам рынка, отличающимся покупателями, ценообразованием и методами технической поддержки.
Чамберс намерен прилагать максимальные усилия, чтобы добиться успеха во всех четырех сегментах и обеспечить их мирное сосуществование. Если добавить к этому крупнейшую сделку по приобретению компании Scientific Atlanta (покупка, совершенно нехарактерная для Cisco), и без того сложная стратегия покажется еще более запутанной. Затронет ли это отношения Cisco с корпоративными заказчиками? Будет ли она реинвестировать прибыль, получаемую в корпоративном секторе, в тот же рынок или предпочтет развивать другие направления?
У Криенса, по-видимому, есть ясный подход к решению подобных проблем: он еще и еще раз подчеркивает, что в Juniper не собираются отвлекаться на развитие бизнеса в потребительском секторе рынка. Но одно лишь четкое определение цели вряд ли поможет Juniper. У Cisco в запасе огромный арсенал корпоративных технологий; компания уже объявила о важнейших инициативах в области информационной безопасности, управления, решений для центров обработки данных и оптимизации приложений. Juniper, в свою очередь, приобрела ряд перспективных технологий и получила немало лестных отзывов в прессе о продвижении в корпоративный сектор, тем не менее этого недостаточно, чтобы противостоять Cisco. Для Juniper важно определить долгосрочную корпоративную стратегию, уточнив, когда компания планирует выпустить недостающие продукты и что намерена предложить для сетей на основе отличающихся и превосходящих Cisco решений.
Juniper быстро продвигается вперед. Чамберс, соглашаясь с этим, подчеркивает, что Cisco за многие годы объединения лучших технологий удалось создать такой уровень взаимоотношений с корпоративными заказчиками, которого трудно достичь другим игрокам сетевого рынка.
И если сегодня, в этот критический период, в Juniper не смогут сформировать собственное, отличное от Cisco видение будущего, то Juniper, как и другие игроки сетевого рынка, будет вынуждена догонять Cisco Systems.
Итак: два руководителя, две сильные компании, две стратегии. Это хорошо для рынка.