Computerworld, США

В последние годы компании пришлось столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны таких гигантов, как Microsoft, IBM и Oracle

Марти Берд, старший вице-президент по корпоративным разработкам и маркетингу компании Sybase, является главным идеологом принятой три года назад стратегии беспроводного предприятия Unwired Enterprise. Компания предлагает широкий спектр продуктов, начиная от существующей уже два десятилетия реляционной СУБД Adaptive Server Enterprise (ASE) до семейства программного обеспечения для мобильных систем и инструментальных средств разработки, но в последние годы ей пришлось столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны таких гигантов, как Microsoft, IBM и Oracle. Берд ответил на вопросы корреспондента еженедельника Computerworld Эрика Лея.

Кто ваши основные конкуренты?

Если говорить о том, кто может конкурировать с Sybase на рынке беспроводной связи и работы с данными, то следует назвать IBM. Эта корпорация может предложить решения управления данными. Что касается мобильных решений, то IBM несколько запоздала с выходом на этот рынок, хотя и выпустила целый ряд продуктов. Конечно, IBM не может оспорить наше безоговорочное лидерство, но у них есть мощное сервисное подразделение, благодаря которому эту компанию можно отнести к числу весомых игроков на этом поле. Oracle не занимается мобильными решениями. Microsoft работает в этой области, но основной упор делает на операционные системы и приложения. Microsoft на данном рынке, безусловно, заметна, но, как правило, она предпочитает действовать через своих партнеров. Славится своими продуктами компания Research In Motion, которая планирует сейчас утвердить свою торговую марку в иных сегментах, не ограничиваясь электронной почтой. Но я не думаю, что RIM обладает опытом, необходимым для выпуска базовых решений для управления корпоративными данными.

Большинство ИТ-руководителей считает, что мобильность не ограничивается оснащением своих сотрудников соответствующей техникой. Верно ли это?

Примерно так оно и есть. Но сейчас происходит достаточно серьезное расширение спектра всех базовых приложений. Так что ситуация серьезно изменилась по сравнению с тем, что было в конце 2003-го — начале 2004 года, когда речь шла в основном о мобильной электронной почте.

Марти Берд: «Наша стратегия в отношении мобильных решений заключается в том, чтобы привлечь внимание пользователей, которые никогда с нами не работали раньше. Если нас будут воспринимать как стратегического производителя, занимающегося вопросами мобильного управления данными, то это позволит говорить о своем вкладе в развитие рынка управления данными»

Возьмем, например, компанию Nielsen Media Research, нашего клиента на протяжении долгого времени. У них есть база данных с информацией о предпочтениях телезрителей, которая предоставляется рекламодателям. Они привыкли рассылать эту информацию каждый месяц на компакт-диске. Мы помогли им расширить свои возможности, и сейчас любой клиент может получить доступ к данным с настольной системы, мобильного компьютера, КПК или смарт-телефона и значительно быстрее принять решение о покупке рекламного времени.

Благодаря сотрудничеству с нами менеджеры McDonald?s могут прийти в магазин и убедиться, что он соответствует стандартам специального контракта. Они могут проверить товарные запасы, оценить общее состояние этого магазина, поместить в каталог всю эту информацию — и быстро передать ее в корпоративное хранилище.

Магазины розничной сети Hyundai в Корее распространили принцип работы системы торговых точек на беспроводные устройства. Им больше не нужны контрольно-кассовые пункты — есть человек, который появляется, когда вы готовы что-то купить, он берет вашу карточку и снимает с нее деньги за покупку — пытаясь при этом предложить вам сопутствующие товары с учетом данных о ваших приобретениях и информации о ваших предпочтениях.

В компании C.H. Robinson, которая поставляет продукты в крупные супермаркеты, хотели оснастить тегами радиочастотной идентификации все свои товары, чтобы сократить брак и перевозить продукты более эффективно. Они выбрали Sybase в качестве поставщика модулей чтения тегов и программного обеспечения промежуточного уровня, благодаря чему получили возможность принимать решения в реальном времени.

Могут ли тенденции потребительского рынка предвосхищать появление корпоративных беспроводных приложений?

Пользователи хотят получить приложения, позволяющие установить чье-либо местонахождение, подобные службе на сотовом телефоне, которая помогает нам найти ближайший ресторан. Я думаю, что компании попытаются использовать эту модель. Еще один аспект — интерфейсы на естественных языках, благодаря которым вы сможете «разговаривать» со своим телефоном и просить его сделать то, что вам нужно. С помощью таких объединенных решений торговый представитель сможет обновить информацию о продажах, не покидая офиса клиента, где он сейчас находится. Вместо того чтобы «продираться» сквозь 25 экранов своего устройства, он сможет сказать: «Мне нужна последняя информация по всем моим счетам в таком-то отделении такого-то банка». И это требование будет преобразовано в запрос к базе данных и передано на ваше устройство.

Меня уже давно спрашивают, появится ли такое приложение для беспроводных соединений, которое могло бы кардинально изменить ситуацию на рынке. Мы наблюдаем устойчивые темпы роста (на 20% и выше), которые, по моему мнению, сохранятся и в дальнейшем. Появятся несколько небольших компаний, которые поймут, как использовать беспроводные решения для того, чтобы опередить своих конкурентов, примерно так же, как Amazon.com и eBay научились лучше других использовать Web. Мы надеемся, что для этого они обратятся к помощи Sybase.

Какова ситуация в области, которая первоначально была основным направлением деятельности Sybase, — в области баз данных?

В прошлом году мы выпустили ASE 15. Теперь мы можем шифровать все данные в ASE. Наши конкуренты, например Oracle, шифруют данные для передачи за пределы компании. Но в каком виде они хранятся в базе данных Oracle? Незашифрованными.

Среди пользователей ASE — инвестиционные банки, крупные торговые сети, поэтому мы тратим много времени на защиту. Именно защита была основной причиной, по которой мы в 2005 году смогли увеличить число пользователей ASE на 640 компаний. Почти 40% из них были из Китая, где мы занимаем вторую позицию. В этой стране нам не приходится преодолевать негативное восприятие унаследованных торговых марок. Здесь идет открытая конкуренция, и Sybase добивается большего, чем та или иная доля рынка. В США или в Европе, где борьба идет за вытеснение конкурентов, приходится намного сложнее.

Способны ли ваши продукты конкурировать по стоимости с СУБД категории Open Source?

Open Source — это иная модель ведения бизнеса: заинтересовать своим бесплатным предложением как можно больше пользователей и предложить им платную поддержку. Эта модель бизнеса принята более крупными производителями, в том числе и нами. У нас есть Sybase ASE Express Edition. Она лучше, чем MySQL, лучше, чем Ingres. Версию Express загрузили свыше 45 тыс. человек, и многие из них действительно ее используют в своей работе.

Один из крупных пользователей позвонил нам и поблагодарил за то, что мы сделали версию Express бесплатной. В его компании широко применяется MySQL, но это решение его не совсем устраивает.

Еще одно ошибочное мнение относительно подхода Open Source заключается в том, что он позволяет, причем бесплатно, внедрять новаторские решения. У нас работает 1200 инженеров. Истина заключается в том, что производители коммерческих продуктов предлагают более инновационные решения, чем те, кто занимается открытым программным обеспечением.

Недавно IBM ослабила ограничения на использование своей бесплатной версии DB2. Вы планируете сделать то же самое?

Я думаю, что да. Я не могу сейчас точно сказать, что именно это будет, но будет наверняка.

В чем состоит ваша стратегия на рынке реляционных СУБД, где вы сейчас контролируете 5%?

Наша стратегия в отношении мобильных решений заключается в том, чтобы привлечь внимание пользователей, которые никогда с нами не работали раньше. Если нас будут воспринимать как стратегического производителя, занимающегося вопросами мобильного управления данными, то это позволит нам говорить о своем вкладе в развитие рынка управления данными.

С выпуском ASE 15 мы стабилизировали свое положение и закрепили за собой 5% рынка. Вопрос заключается в том, сможем ли мы увеличить свою долю. Мы можем увеличить ее за счет регионов, где нет унаследованного негативного отношения к нашей торговой марке. Мы и дальше будем придерживаться инновационных подходов и, по крайней мере, постараемся сохранить свои позиции. Системы управления данными по-прежнему остаются самым крупным сегментом мирового рынка программного обеспечения. Поэтому наши 5% — это не так уж плохо.