В телекоммуникационной отрасли? конкурируют две бизнес?-модели
В современной отрасли связи есть два типа компаний: ресурсные и сервисные. Первый тип компаний продает своим клиентам ресурс, такой как минуты разговора, время подключения к Internet или же передача мегабайтов. При этом такие компании владеют какими-нибудь ресурсами: проложенными междугородными кабелями, медными телефонными жилами, каналами передачи данных и договорами с другими провайдерами. В этой бизнес-модели деньги вынимаются из кармана пользователя напрямую. Сервисные компании зарабатывают на внимании своих абонентов. Они не имеют таких капитальных ресурсов, как традиционные операторы, но на них сконцентрировано внимание большого количества абонентов ресурсных компаний. При этом внимание конвертируется в деньги с помощью рекламы, обработки заказов на покупку или других сервисов, предоставляемых другим компаниям.
Игорь Масленников, генеральный директор компании CTI: «IPTV — это и не телевидение, и не традиционное IP-подключение» |
Примеров ресурсных компаний много, а для иллюстрации сервисной модели рассмотрим Skype, которая недавно была куплена eBay за 4 млн. долл. Skype предоставляет бесплатный сервис по коммуникациям через Internet, куда входит не только возможность позвонить другим абонентам, но и различные типы сеансов связи, такие как передача сообщений и файлов, а также множество других. При этом в основной массе сервисы бесплатные, и поэтому сам проект не приносит доходов. Однако eBay, основной бизнес которого электронный аукцион, собирается использовать Skype для переговоров с клиентами, то есть услуги Skype будут оплачиваться не его абонентами, но покупателями eBay. Поскольку современные IP-технологии достаточно дешевы, операционные расходы на поддержку подобной инфраструктуры коммуникаций можно компенсировать комиссией от продажи товаров или рекламой.
Аналогичную модель в России пытается реализовать компания Tario, которая реализовала систему SIPNET. В ее основе лежит протокол SIP, поверх которого можно реализовать самые разнообразные методы коммуникаций. Однако изюминкой SIPNET является возможность бесплатного звонка в Москву и Санкт-Петербург. Впрочем, пока эта бесплатность является рекламой другого проекта Tario VoIP Exchange, который и покрывает расходы SIPNET 80 тыс. долл. в месяц. Однако оказалось, что такая реклама дешевле, чем телевизионная и объявления в метро. Собственно, Tario пыталась идти и традиционным «ресурсным» путем, однако за 6 месяцев набрала 100 пользователей, но при переходе на «рекламную» модель их количество за три месяца возросло до 100 тыс. Поскольку такое количество людей не может звонить только в Москву и Санкт-Петербург, то доходы такая внутренняя реклама приносит. Однако компания собирается набрать пакет услуг, связующим звеном которого является голос, и перейти полностью на сервисную модель бизнеса.
Однако можно отметить и встречную тенденцию, когда представители традиционно сервисной индустрии стремятся перейти на ресурсную модель — об этом, в частности, много говорилось на конференции «Телекоммуникационные решения на основе IP-протокола для фиксированных, мобильных и корпоративных сетей связи». Речь идет о телевидении, а точнее об IPTV, где появляются проекты предоставления платных услуг по передаче видеосигнала через Internet. Примерами таких проектов являются «Стрим-ТВ», «Рамблер телесеть» и др. То есть телевидение стремится уйти от продажи рекламы в пользу продажи ресурсов — каналов телепередач, фильмов по запросу и других информационных ресурсов.
А поскольку на телекоммуникационном рынке намечается конвергенция различных типов услуг на базе единой платформы IMS, то, скорее всего, произойдет и конвергенция бизнес-моделей, когда базовый сервис предоставляется бесплатно, а за дополнительные ресурсы, такие как просмотр фильмов по запросу, междугородные звонки или покупка товаров, нужно будет платить. Впрочем, отдельно можно получать доходы от рекламы, как сейчас поступают все поисковые системы, почтовые порталы и другие сайты с большим количеством посетителей. По оценкам компании «Коминфо Консалтинг», к 2007 году по всему миру уже будет 18 млн. пользователей IPTV. Причем сейчас ежегодный прирост пользователей составляет около 200, то есть рынок развивается стремительно. Впрочем, развитие рынка IPTV тесно связано с развитием технологий широкополосного доступа. Хотя на конференции приводились диаграммы, показывающие победу в России широкополосного подключения над традиционным телефонным, однако в «Коминфо Консалтинг» утверждают, что в середине 2005 года 78% частных пользователей в России по-прежнему пользовались коммутируемым доступом, по которому практически невозможно пользоваться ни видеосигналом, ни VoIP. Причины, по которым пользователи не хотят переходить на широкополосное подключение, не совсем ясны, но, возможно, они просто не знают, зачем им нужна такая услуга. Однако пока нет достаточного проникновения этой услуги, адекватные ей сервисы, такие как IPTV и бесплатный VoIP, развиваются плохо. Получается замкнутый круг, который, возможно, будет разорван в этом году, поскольку на этот год запланирована реализация нескольких проектов IPTV в России.