В России планируется активизировать продажи решений, предназначенных для передачи голоса, видео и коллективной работы в IP-сетях предприятий

На конференции VoiceCon, прошедшей в Орландо, состоялась презентация системы унифицированных коммуникаций Cisco Unified Communications. Спустя неделю после этого, 14 марта она была представлена и в Москве. В состав Cisco Unified Communications включены такие продукты, как Cisco CallManager, Unity, MeetingPlace, IP Contact Center, их обновленные версии, а также новые приложения. Решения на их основе предназначены для передачи голоса, видео и коллективной работы в IP-сетях предприятий.

Важное отличие новой, пятой версии программного обеспечения IP-телефонии Unified CallManager — поддержка протокола Session Initiation Protocol.

Это предоставляет возможность взаимодействия с различными клиентскими и серверными SIP-системами, включая Microsoft Office Communicator, а также новые приложения Cisco. Наряду с этим обеспечена работа с протоколом RSVP и «фирменным» Cisco Skinny Call Control Protocol (SCCP), который используется в предыдущих версиях CallManager.

Эти IP-терминалы разработаны совместно Cisco и Tandberg

Для взаимодействия с Call?Mana?ger 5.0 требуется повторная регистрация уже установленных IP-телефонов, а также обновление их встроенного программного обеспечения (это делается автоматически в процессе их регистрации).

Необходимо также обновить операционную систему IOS в маршрутизаторах, установленных в филиалах предприятий. Предусматривается два варианта поставки CallManager 5.0. Один из них работает на аппаратной платформе с «скрытой» от пользователя операционной системой, основанной на Red Hat Linux, другой — под управлением Windows Server 2003.

Правила кластеризации не изменились. Однако в одном кластере не могут сосуществовать новая и старая версии CallManager, а также серверы CallManager 5.0, работающие под управлением и Linux, и Windows.

Новая версия Cisco Unified Survivable Remote Site Telephony (SRST), предназначенная для филиалов компаний, обеспечивает взаимодействие установленных там IP-телефонов с корпоративной коммуникационной инфраструктурой на основе CallManager, а также работу в пределах локального офиса при отказах в глобальной сети.

Для нее также нужно обновить программное обеспечение офисных маршрутизаторов, чтобы они могли поддерживать протокол SIP. Программное обесечение Unified CallManager Express 3.4, которое поддерживается одним из модулей маршрутизатора, адресовано SMB-компаниям.

В состав новых приложений входит Cisco Unified Personal Communicator. Это предназначенное для настольных систем программное обеспечение с унифицированным интерфейсом, предоставляющее возможность использовать технологию click to call для организации телефонных звонков и начала сеансов видеоконференций, а также позволяющее передавать текстовые сообщения. Cisco Unified Presence Server собирает информацию о наличии пользователей и передает ее в IP-телефоны, в Cisco Personal Communicator и в такие приложения, как Microsoft Live Communications Server 2005 и IBM Lotus Sametime.

Мониторинг телефонных звонков в IP-сети осуществляет Customer Interaction Analyzer. Поддержка протоколов SIP и SIMPLE (SIP for Instant Messaging and Presence Leveraging Extensions) делает возможным расширение программной платформы за счет приложений «внешних» разработчиков программных систем.

Наряду с этим появились новые средства управления, расширяющие функциональность программного комплекса Cisco Works. В их числе — Unified Operations Manager 1.1 и Service Monitor 1.1, а также Voice Provisioning Tool 1.0.

Продолжает развиваться сотрудничество с Nokia. Теперь разработанные этой компанией софтфоны могут быть зарегистрированы, как клиенты CallManager; это программное обеспечение устанавливается в поддерживающие технологии GSM и Wi-Fi мобильные телефоны Nokia.

Во время выступления на VoiceCon глава Cisco Джон Чамберс назвал IP-коммуникации основным инструментом повышения производительности работающих в различных отраслях предприятий, пояснив основные положения доклада примерами их применения в собственной компании.

В Москве же акцент был сделан на пользе IP-телефонии для российских SMB-организаций. Согласно результатам заказанного Cisco исследования, проведенного в странах EMEA аналитиками Coleman Parkes Research, в России в 95% таких компаний знают об этой технологии, в 41% отлично информированы о ней, а в 38% считают ее использование непременным условием успешного бизнеса.

Продукты VoIP, разработанные в Cisco для малых и средних предприятий, были объявлены в конце 2005 года в рамках комплексного решения Cisco Business Communications Solution. Теперь к ним добавилось упомянутое программное обеспечение Unified CallManager Express 3.4, а также обновленные версии Unity и Unified MeetingPlace Express.

В качестве клиентских устройств предлагаются как стационарные телефоны Cisco, поддерживающие протоколы SCCP и SIP, так и мобильные SIP-системы «чужого» производства. Таким образом, налицо вполне достаточная для SMB-компаний функциональность, но все дело в стоимости продуктов и решений.

В Cisco рассчитывают на поставки на условиях лизинга, которые, как полагают в московском офисе, должны оказать значительное влияние на рост доходов, не превышающих сегодня 10% оборота, благодаря активизации работы с сегментом SMB.


Традиции роста

По данным Synergy Research Group, в третьем квартале 2005 года Cisco Systems принадлежало первое место на мировом рынке продуктов передачи голоса, предназначенных для крупных и SMB-компаний. Объем продаж Cisco приблизился к 450 млн. долл. Далее следуют Avaya (400 млн. долл.) и Nortel (около 350 млн. долл.). Аналитики Dell?Oro Group считают, что в последнем квартале прошлого года Nortel опередила Cisco по продажам линий IP-УАТС, а Avaya заняла третье место. Они отмечают также 42-процентный рост продаж таких линий по сравнению с четвертым кварталом 2004 года на фоне 2-процентного спада в сегменте TDM.