Российский Интернет-форум: что придет на смену традиционным СМИ?
Развитие цифровых технологий и особенно Internet изменяет само представление о средствах массовой информации. Просто «перенести» газету, телепрограмму или радиостанцию в Сеть недостаточно: возможности новой среды гораздо шире, да и многие пользователи к ним уже привыкли. Настоящими центрами влияния в Internet становятся не сайты традиционных СМИ, а порталы, такие как «Яндекс», «Рамблер» и Mail.ru. Возможно, это объясняется недостаточным распространением широкополосного доступа, но не исключено, что и сами СМИ не умеют пользоваться Internet, но преимущественно лишь дублируют в Сеть свою информацию. В то же время вопрос о том, как именно СМИ должны быть представлены в Internet, становится одним из ключевых для развития Сети. Эта тема неоднократно затрагивалась и на прошедшем X Российском Интернет-форуме. В частности, на его открытии Ясин Засурский, декан факультета журналистики МГУ, рассказал о планах подготовки «универсального журналиста», который должен уметь готовить свои репортажи, используя все типы информации: текст, звук, фотографии и видео. И иметь возможность за счет этого предлагать свою продукцию средству массовой информации любого типа, как традиционному, так и интерактивному.
Однако само понятие Internet-СМИ пока не устоялось. Один из возможных вариантов построения сетевых СМИ предложил Михаил Пьяных, директор компании «Мощные компьютерные технологии», которая обеспечивала видеотрансляцию с РИФа. Он даже предложил название для нового СМИ — мультивидение, по аналогии с телевидением. Концепция мультивидения предполагает использование Internet для организации доступа к информации любого типа. Основу мультивидения составляет Web-сайт, на котором собираются все материалы, и через который организуется доступ к информации. При этом к мультивизионной программе можно получить доступ не только через компьютер, но и, например, с мобильного телефона или телевизионной приставки, для чего сайт должен быть приспособлен. Поддержка некомпьютерных средств доступа к информации значительно расширит доступность программы.
«Жизненный цикл» мультивизионной программы состоит из трех стадий — подготовки, прямого эфира и последующего обсуждения. Главным звеном подобной программы является определенная тема, публичное обсуждение которой и проводится с ее помощью. Во время предварительной подготовки дается анонс темы, собираются вопросы зрителей и мнения экспертов, выполняется планирование собственно прямого эфира. Прямой эфир проходит по плану, который был подготовлен на предыдущем этапе, но в нем обязательно должен быть элемент интерактива: SMS-голосование, вопросы по электронной почте или любые другие опросы зрителей, способные повлиять на течение прямого эфира. После того как эфир прошел, начинается дальнейшее обсуждение темы, в котором могут принять участие все, кто по тем или иным причинам не был на прямой трансляции. Обсуждение результатов трансляции может со временем вылиться в следующую передачу по этой или смежным темам. При этом все материалы — текстовые, графические, аудио и видео — остаются доступными для зрителей программы. Собственно, частично эта концепция уже реализуется в различных Web-проектах, однако в полном объеме она получит распространение, скорее всего, не скоро.
Следует отметить, что даже при успешном развитии мультивидение не сможет вытеснить телевидения и других уже существующих СМИ. Дело в том, что есть зрители, которые не хотят участвовать ни в каких публичных обсуждениях — им достаточно просмотра универсальных, единых для всех передач. Интерактивные шоу такие люди также смотрят, но участия в них обычно не принимают. Поэтому мультивизионная программа не будет пользоваться абсолютной популярностью, а с учетом средств, которые на нее придется затратить, и вовсе может оказаться убыточной.
Есть также и другой тип общения, который присутствует в Internet, но никак не укладывается в концепцию мультивидения. Это различные блоги и их звуковые аналоги в виде записей podcast. В центре этой концепции стоит отдельная личность, которая выкладывает в Internet результаты своей цифровой деятельности — текст, фотографии, звуковые записи и даже видео. Потребителями продукции такого средства персональной информации являются единомышленники, которые имеют возможность обсуждать «произведения» ведущего.