ИТ как посредник между бизнесом и властью
Подразделение проектной дистрибуции компании DVM Group провело партнерскую конференцию «Классические решения для корпоративного рынка».
Один из ее участников, председатель совета директоров Института развития информационного общества и председатель экспертного совета Мосгордумы по развитию информационного общества Юрий Хохлов, рассказал о современных тенденциях, на которые следует обращать внимание при реализации ИТ-проектов. По его мнению, главной проблемой ИТ-систем, создаваемых в последние годы как в компаниях, так и в органах власти, является их ориентация в первую очередь на удовлетворения потребности в анализе данных, планировании, оперативном получении информации и т. д. Но при этом они практически не способны взаимодействовать с ИТ-системами других организаций. По словам Хохлова, сегодня и бизнесмены, и чиновники для того, чтобы решить какой-либо вопрос, используют ИТ лишь на предварительной стадии — для сбора и анализа необходимой в конкретном случае информации, а непосредственное взаимодействие между ними осуществляется «по старинке» — при личной встрече или по телефону, а все подготовленные данные предоставляются в бумажном виде.
«Сложившаяся ситуация в корне неправильна, так как не позволяет использовать едва ли не главное преимущество современных ИТ-систем — возможность свести к минимуму необходимость личных контактов, заменив их «общением» не людей, а программ», — считает Хохлов. Поэтому при разработке ИТ-проектов Хохлов рекомендует «ставить информационные системы не за спиной, а перед собой», то есть делать их изначально ориентированными не только на использование внутри организации, но и на «представление ее интересов» при контакте с другими компаниями или государственными структурами.
При этом инициатором такого подхода, по мнению Хохлова, должны стать именно последние — как только электронные сделки (в первую очередь закупки) приобретут юридическую значимость, бизнес сразу же установит и освоит все необходимые системы и технологии. Еще одним важным стимулом могло бы стать электронное правительство, а конкретно — возможность получать нужные документы без очередей, волокиты и прочих атрибутов общения граждан и государства.
«Существующий комплекс законов, регулирующий отношения в сфере ИКТ, фантастически неэффективен — лучше бы этих законов не было вовсе: многие организации смогли бы самостоятельно организовать электронное взаимодействие, не будучи ограниченными правовыми рамками, как это в свое время сделали, например, банки», — полагает Хохлов.
Тем не менее определенные подвижки в этой области есть — так, ФЦП «Электронная Россия», несмотря на «хроническое недофинансирование», стала катализатором для гораздо более эффективных региональных программ и проектов, которых сегодня насчитывается около 40. Среди таких региональных систем многие основаны на «правильной» концепции — ориентированы на внешних, а не внутренних пользователей, имеют клиент-серверную архитектуру, реализуют доступ через браузер и т. д.
«Именно такие системы нужно предлагать как государственным, так и коммерческим организациям, поскольку только эти решения смогут обеспечить их эффективную работу в течение ближайших нескольких лет», — резюмировал Хохлов.