В МТС завершается внедрение программного решения Sun Java System Identity Manager
Михаил Миньковский: «Внедрение Identity Manager поможет значительно снизить операционные расходы на поддержку пользователей корпоративной информационной системы» |
Компания «Мобильные ТелеСистемы» вместе со своими дочерними предприятиями обслуживает сегодня более 65 млн. абонентов сетей сотовой связи в большинстве регионов России, а также в ряде стран СНГ. Информационная система МТС включает разнообразные приложения — это биллинговые и финансовые системы, базы данных, система документооборота и т. д. Велико и количество сотрудников компании, имеющих доступ к различным корпоративным информационным ресурсам. Полноценный контроль этого доступа с течением времени превратился в непростую задачу — и это при том, что информационное хозяйство компании к 2005 году обслуживало более ста системных администраторов. На обработку заявки на доступ зачастую уходило несколько дней, однако информация о пользователях оставалась фрагментарной и не всегда актуальной.
Необходимость в повышении уровня безопасности корпоративной информационной системы и приведения его в соответствие не только с отечественным законодательством по обеспечению конфиденциальности личных данных граждан РФ, но и законом Сарбейнса-Оксли, принятом в США в 2002 году.
Этот закон устанавливает определенные стандарты контроля и регулирования финансовой деятельности компаний, ценные бумаги которых зарегистрированы Комиссией по ценным бумагам США. Законом также предусматривается организация прозрачной информационной инфраструктуры компаний. Акции МТС торгуются на Нью-йоркской фондовой бирже, а потому соблюдение данного закона для нее обязательно.
Проанализировав ситуацию, в МТС инициировали проект по внедрению Sun Java System Identity Manager, специализированного инфраструктурного программного решения по управлению идентификацией и правами доступа пользователей. Оно помогает автоматизировать процессы управления всем жизненным циклом учетных записей пользователей, которые раньше выполнялись вручную. Identity Manager автоматически синхронизирует информацию, содержащуюся в разнородных приложениях, каталогах, базах данных и других источниках данных. Предусмотрен широкий набор средств аудита и составления отчетов о профилях пользователей, истории изменений; в частности, можно своевременно обнаруживать угрозы безопасности, чтобы администраторы успели принять упреждающие меры. Как утверждают в Sun, данное решение может работать на большинстве современных платформ и обслуживать идентификационные записи пользователей в унаследованных системах, Web-приложениях, средствах обеспечения безопасности и базах данных.
Проект был начат в декабре прошлого года. На первом этапе была разработана архитектура единой системы управления идентификацией пользователей, которую планировалось создать. Второй этап, целью которого было внедрение Sun Java System Identity Manager в столичном регионе, завершился в сентябре. Третий, заключительный этап — развертывание системы в регионах. Завершить проект планируется в конце 2006 года.
Это внедрение Sun Java System Identity Manager в нашей стране — первое. По словам Сергея Прадедова, начальника отдела ИТ-безопасности МТС, данное программное решение было выбрано, поскольку оно является законченным, включает услуги по внедрению и сопровождению. На выбор повлияло и то, что в МТС уже были специалисты, знакомые с техникой и программным обеспечением Sun Microsystems, которое компания успешно использует на протяжении ряда лет.
К настоящему моменту в рамках проекта создана единая система управления идентификацией пользователей (речь идет о сотрудниках МТС) внутренних информационных систем. Автоматизированы процессы управления жизненным циклом информации о пользователях, необходимые отчеты получаются за считанные секунды. Администрирование системы упростилось настолько, что теперь с этими функциями справляются всего несколько человек.
«Централизованное управление идентификацией позволяет снять внутренние угрозы безопасности, связанные с неавторизованным доступом к информации и возникающие из-за неуправляемых учетных записей пользователей и отсутствия разграничения прав доступа», — подчеркнул Прадедов.
Сформирован бизнес-процесс управления доступом пользователей к информационным ресурсам МТС, разработана и внедрена ролевая модель доступа в зависимости от должности, занимаемой пользователем.
«Решены проблемы непроизводительной траты рабочего времени на ожидание получения доступа к системам для новых сотрудников или изменения привилегий доступа в связи с переходом на новые должности», — отметил Прадедов.
«Программное обеспечение Identity Manager интегрировано с основными информационными системами МТС, в том числе ERP-системой, биллинговыми и почтовой системой, службой каталогов, корпоративными информационными порталами, системами удаленного доступа и IP-телефонии», — пояснил Михаил Миньковский, директор департамента технологической архитектуры МТС.