Microsoft предлагает модель и инструментарий оптимизации инфраструктуры
Аналитики сходятся во мнении, что, как правило, более 70% своего ИТ-бюджета предприятия расходуют на поддержку инфраструктуры — серверов, систем хранения, сети, системного программного обеспечения. Чтобы в очередной раз напомнить о полезности оптимизации ИТ-инфраструктуры, сотрудники московского офиса Microsoft организовали семинар, на котором рассказали о подходе корпорации к этому важному для эффективности бизнеса делу. В Microsoft разработана так называемая «модель оптимизации инфраструктуры» (Infrastructure Optimization Model, IOM), которая должна помочь предприятиям определить степень эффективности текущих вложений в ИТ, и выделить приоритеты для будущих инвестиций.
Первым шагом на пути оптимизации должно стать определение уровня развития ИТ в компании. Всего таких уровней, по классификации Microsoft, четыре — базовый, стандартизованный, рационализированный и динамический.
Для нижнего, базового уровня характерно использование несовместимых между собой систем, не допускающих организации обслуживания в масштабах всего предприятия. На этом уровне редко применяются ИТ-политики и автоматизация бизнес-процессов. Большая часть ИТ-ресурсов управляется посредством реагирования на уже случившиеся инциденты.
Верхний, динамический уровень существует скорее теоретически, как некий идеал. Подразумевается, что процессы на этом уровне полностью автоматизированы и зачастую включены непосредственно в ИТ-системы, что позволяет управлять ими в полном соответствии с потребностями бизнеса. Дополнительные инвестиции в технологии дают быструю и заранее просчитываемую отдачу для бизнеса.
Российский офис Microsoft, как утверждают сами его сотрудники, находится между вторым и третьим уровнем модели IOM. Второй, стандартизованный, уровень характеризуется наличием так называемых «точек управления инфраструктурой», организованных с применением стандартов и политик администрирования. Управление ресурсами осуществляется на основе Active Directory. Защита от внешних угроз обеспечивается благодаря блокированию периметра сети, однако внутренняя безопасность организована не в полном объеме.
Третий, рационализированный уровень подразумевает наличие у компании ИТ-стратегии, а также использование ИТ-политик, формируемых с учетом бизнес-критериев. На этом уровне в обеспечении работоспособности ИТ-инфраструктуры основное внимание уделяется профилактическим мерам. Установка новых программ автоматизирована, что минимизирует расходы и вероятность технических проблем.
Определение уровня развития собственной ИТ-инфраструктуры, согласно методике Microsoft, должно помочь предприятию четко сформулировать задачи по ее совершенствованию и понять выгоды, которые оно при этом получит.
Так, с переходом с базового на стандартизованный уровень предприятие может кардинальным образом уменьшить свои расходы за счет разработки стандартов и политик, автоматизации многих ручных и длительно выполняемых операций. Возможно снижение рисков, связанных с информационной безопасностью, за счет создания «эшелонированной обороны» — по периметру сети, на уровне серверов, ПК и приложений.
Предприятия со стандартизованным уровнем инфраструктуры выигрывают от перехода на рационализированный уровень, получая гораздо больший контроль над ИТ-инфраструктурой за счет разработки политик упреждающего реагирования на различные ситуации, от изменения рыночной конъюнктуры до стихийных бедствий.
Удачная попытка
Как успешный пример перехода со стандартизованного на рационализированный уровень развития ИТ-инфраструктуры на семинаре был рассмотрен проект в ОАО «Ростелеком». Подрядчиком выступила компания «Verisell Проекты».
«Ростелеком» — национальный оператор дальней связи, передающий основную долю междугородного и международного трафика, а также поддерживающий работу наземной сети телевизионных и радиовещательных каналов. В компании, которая обеспечивает телефонную связь с 211 странами, работает более 30 тыс. сотрудников.
Исторически управление и развитие ИТ в «Ростелекоме» осуществлялось его филиалами (семью региональными и двумя функциональными) самостоятельно. При этом в компании управление ИТ-инфраструктурой было организовано на достаточно хорошем уровне — и в пределах большинства филиалов и в генеральной дирекции. Тем не менее большие масштабы компании по мере развития бизнеса требовали повысить надежность работы и улучшить управляемость. С этой целью было решено построить централизованную ИТ-инфраструктуру в масштабах всей компании — только так появлялась возможность создания единой адресной книги и построения единой среды со сквозной аутентификацией пользователей.
В проектную команду вошли три специалиста от компании «Verisell Проекты», один человек из генеральной дирекции заказчика, а также несколько специалистов из территориальных управлений и филиалов. Первой фазой проекта, который стартовал в марте 2004 года, стало проектирование единой ИТ-инфраструктуры. Далее — реализация в генеральной дирекции «Ростелекома», которая была завершена в ноябре 2004 года. Третий этап — включение в единую инфраструктуру «ИТ-хозяйства» филиалов. К августу нынешнего года проект был завершен в Уральском, Приволжском, Южном, Сибирском и Дальневосточном филиалах. В декабре это произойдет и в ММТ.
"Критерии оценки инфраструктуры"