Computerworld, США
Существуют меры, с помощью которых ИТ-руководители могут добиться повышения эффективности энергопотребления центров обработки данных
Рост возможностей компьютерных систем, который сулит нам закон Мура, гласящий, что количество транзисторов в микросхемах удваивается примерно через каждые два года, нивелируется высоким энергопотреблением и большими расходами на охлаждение и техническое обслуживание вычислительных систем. По мнению директора компании The Uptime Institute Кена Брила, затраты на эти цели превышают стоимость самого компьютерного оборудования. В то же время существуют меры, с помощью которых ИТ-руководители могут добиться повышения эффективности энергопотребления центров обработки данных (в том числе выключения «мертвых» серверов и более эффективного охлаждения оборудования). Кен Брил ответил на вопросы корреспондента еженедельника Computerworld.
Какая угроза, на ваш взгляд, представляет сегодня для центров обработки данных наибольшую опасность?
Экономический крах закона Мура.
Что вы имеете в виду?
Исторически сложилось так, что расходы на обслуживание составляли около 3% общего ИТ-бюджета. Экономическое крушение закона Мура обусловлено тем, что доля расходов на обеспечение функционирования оборудования (в том числе на электроэнергию) достигает уже 5, 10% и более. А это меняет всю экономику ИТ. У представителей бизнеса возникает вопрос: окупится ли увеличение затрат на обслуживание и не приведет ли это к необходимости отказаться от других ИТ-инициатив? К примеру, один из клиентов решил развернуть у себя систему на базе лезвийных серверов. Непосредственная стоимость оборудования составляла 22 млн. долл. Такие затраты, разнесенные на три года, представлялись вполне обоснованными и легко окупались. Однако в экономическом обосновании не фигурировала сумма в 54 млн. долл., которую за те же три года предстояло выделить на обслуживание. Таким образом, стоимость решения составила уже не 22 млн. долл., а 76 млн. долл. Обновление инфраструктуры предполагало модернизацию центра обработки данных, а также построение систем энергоснабжения и охлаждения. Все эти расходы оставались за кадром. В процессе принятия решения о внедрении новой вычислительной системы ко мнению людей, отвечающих за обслуживание, никто не прислушивался.
Можно ли обеспечить участие в принятии подобных решений представителей как основных бизнес-подразделений, так и обслуживающих подразделений?
Процедуру обоснования необходимо изменить таким образом, чтобы в ней учитывались все расходы. Как правило, там должны фигурировать стоимость оборудования и затрат на поддержку его функционирования.
Как бы то ни было, крупные и мощные серверы все равно никуда не денутся. Таким образом, компаниям следует изменить отношение к ним с экономической точки зрения?
Во-первых, при покупке необходимо учитывать соотношение не только между производительностью и ценой, но и между производительностью и энергопотреблением. Проявляйте осмотрительность. Представителям ИТ-службы необходимо учитывать эффективность энергопотребления и требовать, чтобы соответствующие характеристики были обнародованы производителем. В долгосрочной перспективе от этого выиграют все.
Во-вторых, нужно выявить и вывести из эксплуатации «мертвые» серверы — серверы, которые работают, но не приносят никакой пользы.
Разве это так актуально?
От 10 до 30% потребления электроэнергии центрами обработки данных приходится на серверы, которые не делают ничего полезного. Выключив их, вы заметно снизите общее энергопотребление. Но дело в том, что сегодня никто в этом не заинтересован. Факторы риска существуют, а побудительных мотивов нет.
Сейчас администратор центра обработки данных, как правило, отвечает за уровень его готовности, но не контролирует расходы. А при переносе центра данных обнаруживается, что до 30% серверов относятся к категории «мертвых».
Есть и другой путь оптимизации. Консолидация серверов с формированием единой, более крупной платформы способствует повышению эффективности энергопотребления. Сотрудники ИТ-службы могут активизировать функции энергосбережения, которые сегодня поддерживаются новыми серверами. Однако в стандартной настройке ноутбука функции энергосбережения обычно отключены. И если какое-то время компьютер не используется, погасите его экран, потом остановите жесткий диск. Производители микропроцессоров, компании AMD и Intel, интегрируют соответствующие возможности в свои чипсеты, но по умолчанию они не активизированы.
Наконец, ИТ-руководителям следует сократить объемы раздутого, неэффективно написанного программного обеспечения, которое требует чрезмерных процессорных мощностей.
А что можно сказать об охлаждении?
Большинство центров обработки данных потребляют электроэнергии на 20-40% больше, чем нужно, вследствие того, что их системы охлаждения недостаточно оптимизированы. Типична ситуация, при которой по соседству размещается множество разнообразных охлаждающих устройств. Известно, к примеру, что кондиционеры сушат воздух, а потому рядом с ними устанавливаются увлажнители. В результате число вспомогательных устройств удваивается.
Какие требования к производителям пользователи должны предъявлять с точки зрения охлаждения? Все ли хорошо обстоит со стандартами? Насколько зрелыми являются соответствующие технологии?
В 2000 году на каждую стойку приходилось в среднем 500-1000 ватт энергопотребления. С охлаждением не возникало никаких проблем. Обслуживающий персонал мог быть абсолютно некомпетентным в инженерных вопросах, но тем не менее системы успешно охлаждались. Наверное, это делалось неэффективно с точки зрения энергопотребления, но подсчетами никто не занимался, соответственно, никто не знал, насколько плохо решались данные задачи. Сегодня плотность размещения элементов в стойке заметно увеличилась, и необходимость грамотного инженерного оснащения серверных комнат стала очевидной. На протяжении более чем десяти лет мы призываем оставлять в компьютерных помещениях горячие и холодные проходы. Такое решение представляется оптимальным, если каждая стойка потребляет 3-4 кВт электроэнергии.
Но и сегодня можно зайти в компьютерный зал и обнаружить, что лицевая часть всех устройств ориентирована в одном направлении. В результате людям на их рабочем месте становится жарко. А когда им становится жарко, они выходят на улицу и покупают новый кондиционер.