Служба новостей IDG, Бостон
В компании уверены, что будущее именно за приложениями по требованию
Нечасто можно увидеть Ларри Эллисона, с трудом подбирающего слова, но вопрос о том, как предложения его корпорации можно сравнить с предложениями Salesforce.com, поставил его в тупик во время конференции OpenWorld, которую в конце октября Oracle провела в Сан-Франциско.
Сидя за экраном своего компьютера в офисе, расположенном всего в нескольких кварталах от места проведения конференции, и наблюдая за выступлением Эллисона, Марк Беньоф, генеральный директор Salesforce.com, наслаждался этим моментом. Ему было приятно увидеть, как его бывший начальник — а Беньоф проработал в Oracle около тринадцати лет, прежде чем в 1999 году основал Salesforce.com, — пытается обюяснить, каково положение Oracle на рынке программного обеспечения, предоставляемого как сервис (Software as Service, SaaS), в формировании которого участвовала Salesforce.com.
В частности, Эллисон сказал, что бизнес Oracle на рынке SaaS по размеру сопоставим с бизнесом Salesforce.com. Признав огромную важность модели SaaS, глава Oracle заявил, что было бы глупо считать, что все без исключения программное обеспечение в конечном итоге будет предлагаться именно на этих принципах. Беньоф придерживается иной точки зрения, утверждая, что будущее именно за приложениями по требованию.
Беньоф ответил на вопросы корреспондента службы новостей IDG Чайны Мартенс.
Недавно Salesforce.com обюявила о намерении предложить клиентам свой язык программирования Apex и платформу разработки. Какую цель при этом преследует компания?
Сейчас у нас 25 тыс. клиентов. Сначала мы предлагали средства автоматизации служб продаж (Sales Force Automation, SFO), а затем перешли на системы управления отношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM). Наши клиенты говорили о том, что им требуется возможность более детальной настройки и более глубокая интеграция. Надо признать, я долго не понимал, что именно им было нужно. Потребовалось время, чтобы я наконец осознал, что они хотят управлять всей своей информацией по требованию.
Наша задача — предложить платформу для вычислений по требованию, стать eBay для программ поддержки бизнеса. Мы не хотим создавать все решения сами и не хотим ими владеть. Возьмем, к примеру, Google. У них есть прекрасные карты. У Yahoo они тоже есть. Мы не хотим создавать свои собственные карты, а хотим использовать уже существующие.
Мы намерены предложить инструменты, которые дадут нашим клиентам возможность расширять свои инвестиции в Salesforce, свободно настраивая предоставляемые им приложения.
Когда речь заходит о том, что Salesforce.com становится платформой, неминуемо возникает вопрос: в какой-то момент вы перестанете продавать программное обеспечение управления отношениями с клиентами?
Сейчас мы поддерживаем два направления. Наша компания — ведущий независимый производитель систем управления отношениями с клиентами и лидер рынка программных платформ по требованию. Мы всегда будем заниматься CRM. Наш крупнейший клиент, Cisco Systems, имеет 7,5 тыс. пользователей, которые работают с Salesforce. Раньше они предпочитали Siebel. В Merrill Lynch более 5 тыс. пользователей Salesforce.
На компании какого размера вы ориентируетесь в первую очередь?
Ответ очень прост: нет никакого среднего размера. Для работы с клиентами мы используем одну и ту же базу данных и одни и те же серверы. Небольшие фирмы имеют до 100 сотрудников, компании среднего размера — от 100 до 1000 сотрудников, а крупные — более 1000 сотрудников. Делится все это очень просто: одна треть, одна треть, одна треть. И это замечательно, поскольку вне зависимости от изменения ситуации на разных рынках, бизнес продолжает расти.
Оба ваши центра обработки данных существуют до сих пор?
Да, центр на Восточном побережье — это зеркало центра на Западном побережье. Если что-то случится в Сан-Хосе, то у нас есть Восточный центр.
Видимо, в рамках развития международного бизнеса придется создавать новые центры обработки данных за пределами США?
Мы анализируем эту возможность. Такие центры могут появиться в Швейцарии и в Японии. Но мы пока не приняли решение. Пока в них нет необходимости.
В этом году на конференции с участием руководителей компаний, специализирующихся на программном обеспечении категории Open Source, был поднят вопрос о том, что абонентская плата за сервисы Salesforce.com становится достаточно высокой по мере того, как эти компании расширяют свои операции. Что вы на это скажете?
Все крупные компании, занимающиеся свободно распространяемым программным обеспечением, выбирают Salesforce, когда выходят на международный уровень. Они проголосовали за это своими кошельками. Мы постоянно пересматриваем соглашения с каждым из клиентов. Предлагаем максимальную надежность и не обеспечиваем стопроцентную готовность, но поддерживаем очень высокий уровень. Мы никогда не теряли клиентов, тем более что с многими из них заключены соглашения об уровне обслуживания.
Что вы ответите на выбранную в Oracle стратегию в отношении программного обеспечения по требованию?
Ларри Эллисону принадлежат 4 млн. акций Salesforce.com. Он утверждает, что за решениями по требованию будущее. Билл Гейтс заявил то же самое. Таким образом, двое из ведущих игроков нашего рынка считают, что решения по требованию имеют очень большое значение. Oracle может не работать на этом рынке, но она, по крайней мере, подтвердила, что это важно.
Что, по вашему мнению, Oracle будет делать в отношении приложений по требованию?
В Oracle уже этим занимаются. Они работают на данном рынке и делают интересные вещи. Microsoft тоже не оставляет без внимания приложения по требованию, но не делает ничего.
Многие компании были бы рады заниматься приложениями по требованию, но они не представляют себе, как это сделать. В рамках программы AppExchange Incubator мы предоставляем компаниям физическое пространство в центре в Сан-Матео (шт. Калифорния). Мы планируем создать подобные «инкубаторы» в Сингапуре, Бангалоре, Лондоне и Токио.
Не кажется ли вам, что в мире, где все больше распространяются виртуальные технологии, предоставлять офис — это несколько старо?
Этого хотят независимые разработчики программного обеспечения. Они переносят сюда свои офисы для того, чтобы быть ближе к нам. Им нужна наша помощь. Они не разбираются в бизнес-модели предоставления решений по требованию. Мы можем обюяснить им ее индивидуально. Мы уже продали из 100 офисов около 30, имеющихся в Сан-Матео. Мы предлагаем учебные курсы, беспроводную локальную сеть и прямой доступ к нашим центрам обработки данных.
Не рассчитывает ли Salesforce.com в перспективе купить эти компании?
Мы могли бы инвестировать в них, могли бы их приобрести. Здесь есть офисы и для венчурных капиталистов. Они инвестировали более 100 млн. долл. в компании, принимающие участие в программе AppExchange Incubator.