Computerworld, США
В Borland не нашли покупателя на свое подразделение инструментальных средств
В феврале руководство компании Borland Software объявило о намерении продать подразделение, занимающееся средствами разработки. И вот теперь планы компании изменились на диаметрально противоположную. На базе этого подразделения решено сформировать самостоятельную дочернюю компанию Borland, которая будет называться CodeGear. Директор Borland по маркетингу Рик Джексон ответил на вопросы корреспондента Computerworld.
Почему в Borland решили не продавать группу инструментальных средств? Какой интерес проявляли к ней потенциальные покупатели?
Свою заинтересованность выразили несколько организаций. В конечном итоге к нам поступило пять предложений. Поскольку исторически сложилось так, что группа инструментальных средств была тесно связана с другими подразделениями Borland, очень трудно оказалось разделить получаемые доходы. Неясно было, какая часть из них приходится на группы инструментальных средств, а какая — на группу, которая специализируется на управлении жизненным циклом приложений (Application Lifecycle Management, ALM). В конце концов мы почувствовали, что вряд ли сможем получить за выставляемое на продажу подразделение инструментальных средств желаемую сумму. Цель наша состоит в том, чтобы преумножать активы акционеров и обеспечивать дальнейшую поддержку своих клиентов, поэтому и было принято решение отказаться от идеи продажи.
В феврале, когда подразделение инструментальных средств выставили на продажу, генеральный директор Borland Тод Нильсен говорил о неэффективном распылении ресурсов и о том, что необходимо сосредоточить все силы на главном направлении, ALM. Если ситуация складывается именно так, почему руководство компании решило вернуть группу инструментальных средств под свое крыло?
Речь сегодня идет о фактически автономном подразделении. У CodeGear свой менеджмент, свой брэнд, свои отделы продаж и маркетинга. Формирование дочерней компании не предполагает привлечения кого-то из сотрудников к решению задач как Borland, так и CodeGear. Это будет полностью автономный бизнес.
В прошлом, когда сообщалось о квартальных убытках, в частности по результатам работы в третьем квартале, одновременно звучали и объявления о предстоящих увольнениях. Упоминались и другие пути сокращения расходов. Как сейчас обстоят дела с этим?
В настоящий момент мы не комментируем данные вопросы. Руководство компании сейчас разрабатывает операционный план, который четко ориентирован на получение прибыли. Мы твердо нацелены на создание фундамента, который гарантировал бы нам дальнейший рост.
Интегрированные среды разработки, предлагавшиеся Borland, часто рассматривались в качестве альтернативы инструментальным средствам IBM или Microsoft. С приходом IBM и Microsoft на рынок средств ALM конкуренция здесь заметно обострилась. Помимо них есть и другие серьезные игроки, например Mercury Interactive и Serena (в настоящее время Mercury приобретена компанией Hewlett-Packard. — Прим. ред.). Как в Borland намерены позиционировать себя на рынке ALM?
Нашим главным конкурентом является IBM. Однако на рынке ALM ими сделано не так уж много. Что касается Microsoft, то она до сих пор поддерживала только собственные специфичные проекты. У нас уже есть своя ниша. Ряд крупных клиентов, в частности Kaiser Permanente и EDS, отдали нам предпочтение перед IBM.
На рынке ALM мы придерживается гораздо более открытого подхода, чем наши конкуренты. Мы предлагаем средства, которые адаптируются к специфичным процессам клиента. В отличие от нас у IBM имеется свой собственный процесс — Rational Unified Process, который они фактически навязывают всем клиентам. Кроме того, мы одинаково хорошо поддерживаем платформы WebSphere и WebLogic, Oracle Fusion и SAP NetWeaver. А у Rational все усилия направлены только на поддержку WebSphere.
Как пользователи отреагировали на решение Borland сохранить бизнес инструментальных средств — с точки зрения как ALM, так и перспектив разработчиков?
У нас есть консультационный совет, в состав которого входят представители 20-25 компаний-клиентов из Северной Америки. Этот совет помогает нам вырабатывать стратегию. Обратная связь носит положительный характер, потому что подразумевает обязательства Borland. Мы не просто перекладываем заботы о наших инструментальных средствах на кого-то. Мы хотим обеспечить их дальнейшую поддержку. У Borland и CodeGear общие клиенты. И нам очень важно продолжать поддерживать этих клиентов.
Самим пригодится
Вместо того чтобы продавать свое подразделение инструментальных средств, как планировалось ранее, в Borland Software решили выделить Developer Tools Group в дочернюю компанию, которая получит название CodeGear. Эта компания будет развивать четыре серии продуктов, связанные с созданием интегрированных сред разработки: Developer Studio, в том числе Delphi, C++ Builder и C#Builder; JBuilder; Turbo; Interbase.
Впервые о планах по продаже группы инструментальных средств было объявлено в феврале. Поводом к этому стала растущая популярность свободно распространяемой платформы Eclipse, что кардинально повлияло на структуру рынка коммерческих интегрированных сред разработки. Это заставило Borland заявить о предполагаемой продаже и даже о намерении завершить сделку в сентябре. Но сентябрь прошел, и ничего не изменилось: Borland так и не получила предложений, от которых не смогла бы отказаться.
«К Developer Tools Group проявляли большой интерес многие потенциальные инвесторы, — заявил Тод Нельсен, президент и генеральный директор Borland, — однако мы посчитали, что полученные нами предложения не совсем верно отражают ценность этого актива».
Не нашлось достойного
«После тщательного анализа ситуации мы приняли решение превратить CodeGear в отдельную дочернюю компанию», — пояснил Нельсен. По его словам, компания пыталась найти «хорошего покупателя», то есть такого, который «является приверженцем сообщества разработчиков Borland, готового продолжить создание инноваций для продуктов компании и предложить сумму, которая соответствовала бы ценности бизнеса группы». После длительного анализа в Borland сочли, что решение о создании CodeGear лучше отвечает интересам пользователей, акционеров и сотрудников компании.
«Мы уверены, что как отдельные компании Borland и CodeGear смогут сосредоточиться на своих задачах и получить необходимые выделенные ресурсы для того, чтобы обслуживать два важных, но разных рынка, — отметил Нельсен. — Мы по-прежнему будем сотрудничать, и для обеих компаний все также приоритетным останется успех клиентов». Однако, добавил он, в дальнейшем Borland полностью сосредоточится на том, чтобы стать лидером рынка систем ALM, в то время как CodeGear будет специализироваться на решениях, предназначенных для разработчиков приложений.
Лучше поздно, чем иногда?
Аналитик Тереза Лановиц, являющаяся директором компании Voke, утверждает, что решение о выделении подразделения в независимую компанию, возможно, не самый оптимальный шаг. По ее мнению, это следовало бы сделать несколько лет назад.
«Borland выпустила несколько замечательных средств разработки, — заметила Лановиц, бывшая в середине 90-х годов менеджером Borland по продуктам C++ и JBuilder. — Но время создания интересных, независимых интегральных сред разработки уже прошло».
В последнем квартале, завершившемся в сентябре, Borland получила доход в размере 82,4 млн. долл., что на 21% больше, чем за тот же квартал прошлого года. Однако компания по-прежнему несет убытки. Тем не менее доходы Borland от продажи лицензий на ALM выросли на 115% по сравнению с тем же кварталом 2005 года, и сегодня на долю ALM приходится свыше 60% всех доходов компании. Два года назад этот показатель составлял менее одной трети.
Как отметил Джексон, такой рост подтверждает правильность бизнес-стратегии компании. По его словам, Borland рассчитывает в 2007 году добиться рентабельности. Последний раз компания была рентабельной в первом квартале 2005 года.
— Пол Крил, InfoWorld, США